Почему общество так и не заметило выборы в сенат? - Exclusive
Поддержать

Почему общество так и не заметило выборы в сенат?

Выборы в сенат стали своеобразной прокладкой между осенней президентской и грядущей весенней парламентской кампаниями, но, как всегда, не вызвали интереса у казахстанцев. И Акорду это, судя по всему, вполне устроило. Почему?

Успеть до выборов

Акорда торопилась с выборами в сенат, чтобы обновить верхнюю палату парламента по своему образу и подобию до того, когда это сделают новые составы маслихата. Похоже, верховная власть не очень верит, что местные представительные органы власти будут такими же подконтрольными и вменяемыми, как последние пару десятилетий. Ведь, как известно, основная функция верхней палаты с момента образования сводилась к некоему буферу, который при необходимости мог бы тормозить то, что вдруг проскользнуло бы от законотворцев из палаты нижней.

Однако со временем необходимость в этом свелась к нулю – политических выкрутасов от мажилиса за последние полтора десятка лет ждать не приходилось. Теперь же этот буфер может пригодится вновь, хоть и с центризбиркомовской уверенностью можно сказать, что большая (по голосам в том числе) часть избранных нижнепалаточников будет лояльна к Акорде

Но у сената были (и остаются) другие направления деятельности. Не официальные, конечно, и не те, которые упорно продолжают защищать некоторые политологи, доказывая, что двухпалатный парламент в унитарной стране – это вполне нормально. Впрочем, вполне нормально для страны, где диктатура уже стала привычна не только для взгляда со стороны, но и изнутри.

Но не будем говорить об очевидных вещах, таких как, место спикера сенатора, как потенциального «№ 2» в стране (таковыми, пожалуй, в разное время были только Нуртай Абыкаев, Дарига Назабаева, а «выстрелило» только у Касым-Жомарта Токаева). При этом нужно обратить внимание и на то, что сенат был неким «лежбищем» для тех, кого жалко выбрасывать (сажать) и нецелесообразно отправлять в дипломатическую ссылку. Не зря в народе говорят про отдельных персонажей (когда они отработают гарантийный срок на госслужбе), что теперь их ждет кресло сенатора. А заодно и соответствующая депутатская неприкосновенность.

Но мы немного отвлеклись. В общем, можно считать, что наполовину обновить сенаторов перед тем, как непредсказуемо могут обновиться их выборщики (маслихатовцы) удалось. Теперь можно и другими «реформами» заняться.

Президентская квота

Но есть и другая причина дежурного обновления сената, которая очень важна для Акорды (не зря в день именно инаугурации Токаев выпустил соответствующий указ). И об этом мы ранее тоже упоминали. Речь идет о полной перезагрузке верхней палаты парламента под «коллективного Токаева». Мы здесь сознательно не говорим, что Касым-Жомарт Кемелевич постепенно примеривает на себя тогу диктатора и авторитарного правителя, даже с учетом политической конъюнктуры (мол, время такое – надо быть жестким и единовластным), а просто констатируем, что власть (как систему управления) сейчас очень легко упустить.

В общем, можно ожидать, что теперь Токаев немного подредактирует «президентскую квоту». Напомним, что одним из пунктов его разрекламированных реформ (по снижению суперпрезидентской власти) является снижение назначаемых сенаторов с 15 до 10. Вроде бы, сильно и смело, хотя, по сути, может означать, что авторитаризм снизился на 33 % (хотя его, авторитаризма, и вовсе не должно быть). Ладно, что произошло, то произошло.

Но тут есть и другой момент. Никого из двух десятков избранных (в разных смыслах этого слова) депутатов сената нельзя назвать независимыми. Тут даже аудит не имеет смысла проводить, не в обиду новеньким будет сказано. Другое дело, насколько они и каждый из них успел перестроиться и забыть, что карьеру они свою начинали при Назарбаеве и во многом благодаря выстроенной им системе.

Поэтому изначальная наша версия о том, что Токаев выметает из сената «назарбаевских» пока находится под знаком вопроса. Задуматься над верностью наших предположений заставил тот факт, что накануне частичных выборов в сенат оттуда был уволен Андрей Лукин – человек с интересным прошлым, многолетний заместитель председателей финполиции и такой же зам генпрокурора. На минуту (а точнее, на один день) появилась надежда, что началась точечная чистка тех, кто ранее сам «зачищал» бизнес и политическое пространство ради кланов и еще кого-то, но потом товарищ Лукин вдруг оказался не только среди кандидатов в сенаторы, но и победил с классическими 65% на своем участке.

Компромисс, подумали многие и, по всей видимости, оказались правы. Но этот вывод может означать и другое – сенат сейчас более выпукло, чем ранее будет представлять интересы тех самых кланов и группировок, которым удалось сохранить свои позиции в Новом Казахстане. Впрочем, это уже отдельная тема для разговора.

Следует ожидать, что после того, как президент определиться со своей 10-членной квотой (кого-то оставит, а кого-то и введет), может и пойти на немного сенсационный шаг – предложит обновленному сенату выбрать другого спикера. Если такое произойдет, то, скорее всего, это будет кто-то из нововведенных персонажей. Не станем делать ставки, но следует понимать, что фигура это должна быть поколоритнее, чем нынешний Маулен Ашимбаев.

«Выборы» любят тишину

Но почему все сделано тихо? Ведь даже при прежнем режиме была хоть какая-то реакция со стороны околовластных СМИ, не говоря уже про тех, кто добросовестно отрабатывал госзаказ. Сейчас же, если и были новости по заданной теме, то они оказывались «проходящими». Только в регионах, от которых были избраны новые сенаторы или переутверждены старые материальчики как-то обращали на себя внимание. Впрочем, и в них не было никакого содержания – в большинстве случаев коллеги даже не озаботились представить краткую биографию.

Нынешние выборы, казалось бы, должны были приковать к себе внимание. К ним президент Токаев, как говорится, зашел издалека – еще в мартовском послании мужественно сократил свою президентскую квоту, а в день обновления своей нынешней должности подписал указ о проведении выборов в сенат. Но об этом быстро забыли, как, впрочем, и о других указах и постановлениях, подписанных в тот день (26 ноября).

В принципе, на поставленный вопрос (почему тихо и незаметно?) можно ответить банально – выборы, как и деньги, любят тишину. Тем более, даже поверхностный анализ этого «электорального момента» показывает, что ничего нового в плане вертикали власти он обществу не дал. А если, опять-таки, ознакомиться с биографиями «новеньких», то выяснится, что все они старенькие. Извините, одна даже фигура экс-председателя территориальной избирательной комиссии Алматы Жанны Асановой (избрана в сенат от южной столицы) чего стоит.

То есть, нынешней власти «незаметные выборы» сенаторов оказались даже более выгодными, чем прежней – в том числе, чтобы казахстанцы в лишний раз не стали находить общие черты. Пусть лучше они по-прежнему не верят в это электоральное действие, тем более, они в него ни прямо, ни даже косвенно не вовлечены.

Тогда тут возникает другой момент, который Новый Казахстан не хотел бы афишировать. Речь идет о том, что верхняя палата парламента становится местом сплетения интересов кланов и группировок – через представителей местных элит. Но не таких ярких и перезрелых, как при Назарбаеве, но все же. Ведь не просто так среди новых сенаторов большая часть – это либо бывшие высокопоставленные сотрудники акиматов, либо секретари облмаслихатов. И именно на эти элиты Администрации президента нужно делать ставку, чтобы продержаться «семь лет Токаева».

Версия выглядит правдоподобно, если учитывать тот факт, что вертикаль власти нынче не такая упругая и может быть существенно деформирована при «поломке» даже в одном-двух местах. Здесь не нужно забывать и внешний фактор. Ведь с разделением областей в некоторых из них может усилиться риск сепаратизма или чего-то подобного, что в настоящий момент ни Токаеву, ни нам с вами не нужно.

Понятное дело, об этом не стоит говорить, в том числе, чтобы не наводить панику, а также намекать на слабость нынешней власти. Кроме этого, есть подозрения, что изначальные планы АП по поводу выборов в сенат претерпели некоторые изменения. Вполне возможно, это было связано сразу с несколькими факторами, начиная с внешних (война в Украине и раздражение России) и заканчивая внутренними (досочные выборы в мажилис и «раскулачивание» клана Назарбаева). Впрочем, это уже тема для другого разговора. И повод для нее может появиться уже на этой неделе.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.