Почему окрестности Алматы похожи на трущобы? - Exclusive
Поддержать

Почему окрестности Алматы похожи на трущобы?

В нашей стране законодательство позволяет нам получить земельные участки не только бесплатно, но и на платной и конкурсной основе. С такими огромными территориями (2,7 млн квадратных километров), на каждого человека может приходиться по 22,5 гектара земли. Но даже с такими исходными данными, политика в земельных правоотношениях с успехом проваливается.

Поверив в законодательство Казахстана, где указано, что каждый гражданин вправе получить земельный участок на безвозмездной основе (10 соток – для ИЖС, 15-25 соток – для ЛПХ, 12 соток – для дачного хозяйства и строительства), я подал соответствующее заявление и вот с чем столкнулся в реальности.

Выбрал земельный участок, обозначил его и отправил заявление на его приобретение. Далее ожидаем 12 рабочих дней. После чего, как показывает практика, ты обязательно получишь от местного исполнительного органа отказ – в моем случае всегда был отказ (около 30 раз!). И вот, после стольких попыток придя к выводу, что земельный участок близ Алматы получить практически невозможно, я стал изучать их ответы более углубленно, сопоставляя их с нормами законодательства. Что получилось? В отказе может быть как обоснованный, так и не обоснованный аргумент. Судебной практики по отказам так мало, что все уже привыкли к тому, что никто из граждан не станет судиться по разным причинам: нет веры в честность официальных ответов, незнание законов, и отсутствие всякого интереса и времени на разрешение конфликтов с исполнительными органами.

Земельное законодательство, а также производные от него правила и документы, устроены таким образом, что на любой участок, который ты можешь испросить, уполномоченный орган сможет обязательно найти обоснование, чтобы отказать. Исключение, когда в территорию населенного пункта входят какие-то новые земли для предоставления их населению. Но они сразу же могут разойтись «по рукам», и никто об этом никогда не узнает: видели ли вы когда-нибудь объявление, что в Алматы или же на территориях близ Алматы раздаются земельные участки?

При выборе очень сложно определить, свободен ли земельный участок – на картах это не определено. Но есть же государственная платформа о кадастровой информации о всех зарегистрированных участках (АИС ГЗК)! Но эту информационную платформу создали таким образом, что каждый земельный участок нарисован на карте как хаотичная мозаика. К примеру, ты нашел земельный участок на карте, и хочешь сопоставить его с информационной базой. У тебя ничего не получится, потому что сложно/невозможно найти выбранный тобою участок на АИС ГЗК из-за беспорядочного расположения участков на карте. Думаю, это сделано нарочно, чтобы гражданин не стал бы даже и думать разбираться.

Генеральный план, а также все документы в части земельных правоотношений, находятся в руках государственных служащих (местный исполнительный орган). Это создает просто идеальную возможность для «сговора» при реализации земель родным и близким, «братьям и сватам», лицам, которые обратились от «надежных людей». Вы, наверное, подумаете, почему все так просто и несправедливо? Но я добавлю еще кое-что: за незаконное предоставление земельных участков никто из ответственных лиц не несет никакой административной или уголовной ответственности. Ну нет в законе такого наказания, которое мог бы понести государственный служащий, если он незаконно выдал земельный участок на вершине горы, или же на территории общего пользования, или же на территории водоохраной полосы (на берегу реки или озера) и т.п. Максимум – это дисциплинарная ответственность.

Генеральные планы создаются теми лицами, кто участвуют в земельных правоотношениях. И их можно создать таким образом, что какую-то часть участков отведут под территорию общего пользования, и потому мне или другому «левому» гражданину могут на общих основаниях отказать. НО! Если они пожелают, то могут выделить такой участок «своим» людям, и за это им ничего не будет.

Рассказывая об общих провалах и несправедливости, можно посочувствовать самим себе еще тем, что тратятся огромные средства для того, чтобы создать/запланировать градостроительные документы, одним из которых является генеральный план местности. Этот документ при должном его действии мог бы превратить наши регионы в красивейшие загородные места. К примеру, в США есть правила: эти участки, дома, территории – для общего пользования. Школа рядом, парк… Каждый гражданин может в «два шага» дойти до парка, до иных территорий общего пользования… Почему? Потому что есть генеральный план местности, согласно которому люди должны прекрасно жить, и чтобы все было в шаговой доступности.

А теперь обратите внимание на наши окрестности: каждый участок – по 6 соток, улицы по 3 метра в ширину, ограждены металлическими заборами, дорог нет, чтобы попасть в парк, нужно ехать в Алматы или в национальные парки. Я вообще молчу про медучреждения, школы, детские сады и т.п. Наши генеральные планы создаются так, что в итоге местность похожа на трущобы, где нет земли для людей, и приходится делить их по 500 квадратных метров на каждую семью. При этом красивейшие холмы Алатау зарастают сейчас не зеленью, а времянками. Там же, где из-за рельефа местности нельзя строить, холмы просто срезают.

Наши акиматы часто отказывают в предоставлении земельных участков по причине близости водоохранных территорий. Согласен, что, не имея инженерных сетей, не стоит строить дом возле речек и делать выгребные туалеты возле них. На практике все обстоит иначе: куча домов застроены вдоль речек и в Алматы, и в Алматинской области.

Объявления о возможности арендовать, получить бесплатно или на платной основе земельные участки размещаются либо в газетах, которые никто не читает, или же на Интернет-ресурсах, которые никто не посещает. Т.е., дается объявление, о котором никто не знает – кроме того исполнительного органа, которое дало это объявление, и такие правила создают почву для… ну, вы поняли.

Далее. Есть положение о земельной комиссии, которая путем голосования решает вопросы предоставления участков гражданам. Я лично не понимаю, для чего нужна эта комиссия, если вопрос о возможности предоставления земельного участка документально составляется отделом архитектуры, а также субъектами естественных монополий (электричество, вода и т.д.) и другими заинтересованными государственными органами (бассейновая инспекция, отдел регистрации и земельного кадастра и т.п.). Все эти органы, к примеру, выдают заключение о возможности предоставления земельного участка – зачем земельной комиссии принимать решения и проводить голосование, если все документы говорят о том, что человек должен получить участок в соответствии законодательством? Или же часть заключений отказывает в предоставлении земельного участка на законных основаниях, а часть говорит, что участок можно предоставить, и что земельная комиссия делает в этом случае? Как они оказывают влияние на такие ситуации? Не станут же они положительно голосовать за предоставление земельного участка, если некоторые заключения ограничивают в предоставлении такого участка? Этот вопрос также остается открытым.

Теперь давайте представим, что вы получили участок под ЛПХ, и что вам нужно делать? 1. Подача заявления. 2. Положительное заключение земельной комиссии. 3. Подача документов на изготовление землеустроительного проекта. 4. Подача землеустроительного проекта на его утверждение. 5. Подача документов на повторное заявление для получения решения акима. 6. Подача документов для присвоения адреса на земельный участок. 7. Подача документов для получения государственного акта. 8. Подача документов для изготовления договора и его подписание. 9. Подача документов для регистрации права землепользования. 10. Освоение территории, и переход в право собственности через определенный в договоре период.

Теперь представьте, сколько действий выполняется? Включите туда еще допущенные ошибки, время, когда база ЦОНа не работает, время, когда один отдел не принимает документы другого отдела из-за ошибок и т.д. Чтобы получить небольшой клочок земли, требуется так много действий, что легче становится его купить, что и делается повсеместно в Алматинской области. Езжайте в сторону Талгара, Каскелена или же в сторону Иссыка – часто встретите на дороге рекламные объявления о том, что продаются участки по 5-10 соток – и их у владельца много.

Как вы думаете, почему мы не получаем земельные участки в 10 соток возле Алматы, а кто-то их распродать не может?

Фото на обложке из отрытых источников.

Нурсеит Айдын




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.