Почему стоит обратить внимание на январское избрание сенаторов - Exclusive
Поддержать

Почему стоит обратить внимание на январское избрание сенаторов

Выборы сенаторов нашей стране не просто были наименее интересными, а скорее наоборот – вызывали отторжение у рядового казахстанца. Но почему в своей инаугурационной речи Токаев, среди прочего, выделил обновление депутатского корпуса верхней палаты парламента? При этом Акорда явно намерена делать это старыми методами, что может сохранить недоверие электората. А зря. Уже набирающий обороты избирательный цикл имеет все более важное значение.

Очевидное и вероятное

Обновленное выборное законодательство, анонсированное в еще в рамках внепланового мартовского послания народу, предполагает, что сенат уже не будет полностью подконтрольным Акорде. На треть снижается президентская квота по назначению сенаторов, причем, пятеро из десяти назначаемых депутатов верхней палаты парламента будет предлагаться Ассамблеей народа Казахстана. В случае с АНК это был некий консенсус – взамен того, что Ассамблея больше не будет выбирать дополнительных девять депутатов в мажилис, при этом в системе власти остается и сенат, и сам АНК, которые всегда ассоциировались с некими подпорками для суперпрезидентсткой вертикали – в случае, если что-то пойдет не так.

Опустим логичный вопрос о том, зачем унитарному государству институт сената, как, впрочем, и АНК, который, как показала реальность, не только бесполезен, а зачастую даже вреден. Неужели Акорда и сам Касым-Жомарт Кемелевич не понимают, что для общества было бы хорошим сигналом упразднение верхней палаты парламента в пользу нижней, увеличив численность депутатов мажилиса раза в полтора-два?

На поверхности лежит ответ, с которым согласны даже околовластные политологи. Дело в том, что сенат – это своеобразная страховка от того, чтобы через мажилис случайно не прошли невыгодные для верховной власти инициативы. И такое положение надо сохранить на первое время (а может и в дальнейшем), пока Токаев реализует свои реформы. Напомним, что сенаторов выбирают депутаты маслихатов, а их ряды, в свою очередь, могут существенно измениться в ходе предстоящих «в первом полугодии 2023-го» очередных внеочередных парламентских и маслихатовских выборов. То, что власти держат в тайне более точную дату, тоже иллюстрирует отношение Администрации президента к предстоящему электоральному циклу.

Акроде даже выгодно существование версии о том, что надо побыстрее утвердить состав верхней палаты парламента, пока это не сделал новоизбранный маслихат. Таким образом нынешний режим укрепит свои позиции, а заодно отвлечет общество от таких «выборов». Впрочем, внимание электората к ним и без невелико. Но тут есть и еще один аспект.

Очищение выборами

Указ (№4) о назначении выборов в сенат парламента РК переизбранный президент Токаев подписал буквально через пару часов после инаугурации. Он шел в комплекте с другими принятыми Касым-Жомартом Кемелевичем нормативно-правовыми актами. Примечательно то, что в указе говорится, что он принимается «связи с истечением в 2023 году конституционного срока полномочий», но по срокам (а именно «в течение двух месяцев со дня подписания указа») можно считать, что они все-таки «досрочные».

Как правило, сенаторов переизбирают и доизбирают обычно в «рабочем режиме», как, например, в конце августа были определены по два сенатора от новых трех областей, и большинство казахстанцев даже не обратило на это внимание. А тут анонсирование Токаевым сенаторских выборов прямо во время инаугурации и выпуск соответствующего указа «не отходя от кассы». Для чего?

В нашем понимании, этот указ нужно ставить рядом с другим. Впрочем, он и так стоит рядом с ним (№3) – «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов». Связующим звеном между ними является пресловутый «Новый Казахстан», но с уточнением – по части поэтапной и осторожной, но при этом непримиримой борьбы со «Старым». Проще говоря, этими выборами Токаев хочет побыстрее избавиться от тех сенаторов, которых успел назначить Нурсултан Назарбаев, причем, как еще во время своего единовластного правления, так и в эпоху «двоевластия».

Какие именно «назарбаевские кадры» могут лишиться кресла в верхней палате, точно сказать трудно, но можно предположить, что, как минимум, до половины ее состава может обновиться. Добавим, что под «назарбаевскими» следует подразумевать и тех, кто так или иначе связан с другими кланами, отодвинутыми после январских событий, в том числе, людей, близких к Дариге Нурсултановне (особенно, когда она была там спикером). При этом с определенной долей оптимизма (и надежды) заметим, что обреченные сенаторы теряют не только мандат и лазурный (с золотым тиснением) значок, но и депутатскую неприкосновенность.

С большой долей вероятности можно говорить, что «слабым звеном» могут оказаться те, кого еще пару-тройку лет назад считали сильными мира сего. Например, Кайрат Кожамжаров, ставший сенатором в соответствии с одним из последних указов президента Назарбаева, который он успел подписать до передачи власти Токаеву. Отметим, что бывший генпрокурор и экс-главный финпловец отсидел только половину своего сенаторского срока.

С большей долей вероятности можно говорить, что мандата лишится и Талгат Мусабаев, имя которого в последнее время также упоминается в скандальных хрониках. Есть еще несколько фамилий, которые общество не знало или успело подзабыть, но у многих из них действительно истекает срок депутатской годности.

Кто будет?

Вместе с тем, обновление сената будет относительным. Скорее всего, соответствующие списки уже готовы и согласованы – разве что есть вопросы по некоторым «дублерам» и «статистам», но АП вряд ли пошла бы на эту электоральную кампанию, не будучи уверенной в ее исходе. Депутатами маслихатов областей и городов республиканского значения будут определены по два сенатора от каждого региона – в общей сложности 40 человеко-депутатов. Плюс к ним, как мы уточняли в начале, 10 сенаторов, которые назначит сам Касым-Жомарт Токаев (пятеро из них по предложению АНК – это, конечно же, формальность).

Если учитывать, что на прошлых выборах в маслихаты (в январе 2021 года) более 80 процентов мандатов оказались в руках «Нур-Отана» (сюда следует добавить и «адаловцев», добровольно влившихся в партию власти этой весной), а партии «Ауыл», «Ак жол» и НПК даже в кооперации не набирают более трети в каждом отдельно маслихате, исход таких «выборов» предрешен.

Словом, сенсаций не будет. Разве что, в сенат может попасть Жигули Дайрабаев (от партии «Ауыл»), хотя это в обществе может вызвать сарказм. Хотя для акординских «политтехнологов» это было бы своего рода креативом – наделить депутатскими полномочиями кого-то из бывших кандидатов в президенты – тем более, пока их имена на слуху.

Послесловие накануне выборов

И еще один немаловажный момент. Голосование пройдет 14 января. Какова будет в то время внутриполитическая обстановка с точки зрения протестов, их подавления и проявления «реваншистов», сегодня сказать никто не может. Однако можно предположить, что к этому времени могут быть развернуты антитокаевские лозунги, которые легко могут подхватить в обществе. Тут, конечно, все зависит от действий (или бездействия) Акорды и лично переизбранного президента, но от годовщины Кантара никуда не денешься.

Также следует понимать, что вскоре последуют и парламентские выборы. Перед ними в качестве утешительного приза могут зарегистрировать пару-тройку партий. Но, к слову, добавим, что, по большому счету, тот же принцип «очищения рядов» предусмотрен и для мажилиса и маслихатов, которые хоть и были выбраны уже «при Токаеве», но около 70 процентов из них сохранили свои места в парламенте еще с прошлого (а некоторые и с позапрошлого) созыва. В общем, и здесь предстоит тщательная чистка, которую, к сожалению, бескомпромиссной не назовешь.

Настоящая электоральная кампания (если кто не заметил, она уже разгорается) на самом деле имеет для страны и ее ближайшего будущего очень важное значение. Понятно, что простые граждане, хоть и наделенные правом избирать, не имеют на нее прямого влияния, но очень большое косвенное.

Таким образом выборы в сенат – это не только и не столько желание сохранить власть, а сколько сделать это старыми проверенными методами. До новых, похоже, никто из политтехнологов додуматься не может, а использование «свободы выбора» может быть чревато для нынешнего режима. Не случайно все настойчивей продвигается идея, что честные выборы у нас проводить нельзя, так как этим могут воспользоваться «реваншисты», которые заманят неискушенный и жаждущий справедливости электорат «январскими» лозунгами. В общем, Акорда предпочитает действовать по-старому – взяв в руки всю полноту власти, но говорить о демократии и плюрализме. По ее логике, которую усердно продвигают некоторые придворные политологи, верховной власти для достижения своих целей нужно контролировать то, что, по идее должно контролировать саму власть – парламент (обе его палаты).

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.