Политическая спешка Акорды говорит об ее шатком положении - Exclusive
Поддержать

Политическая спешка Акорды говорит об ее шатком положении

Вчера в Алматы прошло событие, которое можно посчитать значимым, хотя есть и поводы для недоверия и пессимизма. Также можно подумать, что теперь мяч на стороне Акорды, однако правильнее считать, что демократическая коалиция должна нанести еще один удар, причем, в ближайшие дни. А что касается властей, то их стремление форсировать события говорят о неуверенности в завтрашнем дне.

Внушает оптимизм

Оппозиция предприняла очередную попытку собрать силы воедино. Как отмечают организаторы, приглашения были разосланы всем – как «бывалым», так и новым представителям демократических сил, в том числе тем, к кому в обществе уже не очень доверяют. Рядом оказались те, кто еще неделю назад яростно критиковали друг друга, обвиняя в провластности или предательстве, и их трудно было представить на одном поле. Кроме того, следует подчеркнуть, что кроме лидеров оппозиции и общественных деятелей были приглашены буквально все желающие, каковых набрался полный зал.

Сейчас многое зависит от реакции властей, но и оппозиция должна более четко обозначить свои позиции, чтобы как минимум поддержать к себе интерес. Тем более, что режим подготовился к такому сценарию и готов «вести диалог» в рамках новых законов, в том числе, о чрезвычайном положении, о правоохранительных органах и так далее.

Старый-новый Казахстан

Инициатива группировки «Жаңа Қазақстан» о необходимости скорейшего внедрения 7-летнего срока в действующее законодательство и одновременное предложение о возвращении столице предыдущего имени на самом деле демонстрирует формулу, по которой действовал и действует режим на протяжении последних 20-25 лет. Это когда одним лотом тебе всучивают какую-то полезную вещь и нечто совершенно бесполезное и даже вредное. Но в отличие от ситуации, когда ты ненужную вещь можешь выбросить, теперь тебе придется с ней жить.

Конечно, ничто не мешало властям и (или) тем же депутатам продвинуть идею об обратном переименовании Нур-Султана во время «обсуждения» референдума, тем более у парламента на то были более крутые возможности, чем у тех, кто их «избирал». Точно также они уже после референдума «поставить на утрату» закон о лидере нации, но этого сделано не было, несмотря на всю логику. Сейчас они тоже забывают об елбасы, но не в том смысле, что убирают его портреты из своих кабинетов, а не хотят довести до конца начатое.

Кстати, как выясняется, «Жаңа Қазақстан» не такой уж и новый даже в парламенте. Еще в октябре 2007 года в мажилисе была официально создана одноименная депутатская группа, состоящая из 16 членов, часть из которых получила мандаты благодаря тогдашнему нововведению – депутатской квоте от Ассамблеи народов Казахстана. Это тоже весьма показательный момент, говорящий не столько о забывчивости законодателей, сколько о неумении преподнести что-то новое, креативное и действенное. Такое у нас везде – и в парламенте, и в правительстве, и в акиматах, и в самой Акорде. В общем, инициативы власти – законодательной, исполнительной, верховной, не говоря уже о силовой и судебной – демонстрируют, что дальше (и шире) «старого Казахстана» они не смогут пойти даже при всем своем желании.

Астанавитесь!

И еще о «забывчивости» депутатов и переименовании столицы. Неловко напоминать, что нормы Конституции прямо запрещают исполняющему обязанности президента инициировать какие бы то ни было поправки в Основной закон, но у и.о. Токаева это как-то получилось буквально на следующий день после вступления в должность. Впрочем, говоря его же словами, что произошло, то произошло. Депутаты же проголосовали единогласно. В январе прошлого года состав мажилиса обновился на 70 процентов, что преподносилось чуть ли не как завоевание демократии, однако это говорит и о том, что де-юре 30 процентов «старых» все-таки осталось. Они, наверное, теперь будут голосовать за возвращение Астане названия «Астана».

Можно сколько угодно смеяться над этим, но мы сейчас имеем дело не просто с «ручным» парламентом, а с теми, кто опасается остаться без билетов во «вторую республику» хотя бы на галерку – ведь это может быть чревато не только лишением депутатского мандата, но и аналогичной неприкосновенности. В таком случае им может быть обеспечен билет «на галеры». Другими словами, они сейчас защищают не режим, как таковой, а самих себя. И ради этого можно поступиться принципами (если даже они были), отключить память и сделать вид, что перестроились.

Но помимо индивидуально инстинкта самосохранения включается групповой (понятие «стадный» здесь не очень подходит, так как животные действуют более предсказуемо в минуты опасности). Поэтому депутаты могут стать соучастниками надвигающейся порции антиконституционных действий и предпринимать они их будут строго в составе ОПГ (организованной парламентской группировки), имеющей строго определенные функции в рамках того, что привычно называть Системой.

Остановить это практически невозможно именно из-за группового интереса, хотя некоторые из мажилисменов будут стараться выглядеть реформаторами. Но, как говорится, мы-то с вами знаем. Еще раз: главным стимулом для парламентариев является то, что они теряют депутатскую неприкосновенность.

Отставить отставку!

В последние месяцы наряду с разговорами об очередных внеочередных выборах в обществе все чаще стали говорить об отставке правительства. В июле президент грозил уже не пальцем, а кулаком, и многие аналитики уже практически с уверенностью говорили о том, что участь Смаилова и его кабинета решена. Тем более, не были выполнены поручения главы государства.

Однако сейчас речь об оптовом увольнении министров уже не идет. Во-первых, им даны новые поручения, и они с рвением юнги бросились их выполнять, уделив этому даже субботний день. Во-вторых, правительство будет переформировано уже через пару месяцев – после срочно-досрочных перевыборов Токаева. Поэтому менять что-то сейчас нецелесообразно. Конечно, ради пиара Касым-Жомартович может отправить правительство в отставку, но пиар этот будет сведен на нет, так как не на кого, по сути, менять.

Главы министерств и ведомств вместе со своими командами тоже хотят влиться в «Новый Казахстан». У них хоть и нет официального иммунитета от уголовного преследования, но особо опасаться им сейчас нечего, так как аресты министров не выгодны самой Акорде. Ведь это может нанести урон ее имиджу, так как кабинет фактически был сформирован нынешним президентом-реформатором. Впрочем, сначала были задуманы гуляния, потом аресты, но потом могут все совместить.

В целом же правительство сейчас нужно для одной простой цели – оно играет роль громоотвода критики общества. На него в целом и на какого-нибудь отдельного министра в частности можно повесить все грехи, и тогда президент не только очиститься, но, наоборот, станет героем, освободившим народ от нечестного (проворовашегося, некомпетентного, злорадного – на выбор по необходимости) руководителя ведомства.

Учитывая нынешнюю внутриполитическую обстановку, кабмин и его члены стали заложниками этой ситуации (но с явно выраженным стокгольмским синдромом). А заложник, как известно, никогда нормального решения принять не может, поэтому действия правительства каждый раз вызывают критику со стороны общества.

Аким ты был, аким ты и…

В принципе, акимский корпус тоже подлежит обновлению после выборов, и этим Токаев со своей администрацией не преминут воспользоваться. Ну, конечно, в случае, если Касым-Жомарт Кемелевич победит, а электорат не бросится на улицы и площади страны защищать свои голоса. Но сейчас идет незримая перестройка вертикали власти, и главам регионов нужно будет держать двойной экзамен. Сверху – от Акорды, и снизу – от маслихатов, которые, в свою очередь, еще не известно, как (и когда) будут переизбраны.

Вместе с тем акимы сейчас получили больше власти – власти силовой. Они могут сами вводить на своей территории режим чрезвычайного положения техногенного или социального характера. А это, коротко говоря, мини-январь в отдельно взятой области (или городе республиканского значения, каковых у нас три). Это, как уверена власть, должно дать гарантии не повторения январских событий, но сугубо с точки зрения самой власти.

На долю акимов сейчас выпала другая сложная проблема – общение с населением не только для уже ритуального разъяснения президентского послания, но и прощупать реальные настроения в обществе, чтобы суметь дать «пряники» одним и применить «кнут» к другим. Главное – не перепутать и не переборщить.

Мирас Нурмуханбетов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.