Предвыборные инициативы Токаева оплатит Нацфонд - Exclusive
Поддержать

Предвыборные инициативы Токаева оплатит Нацфонд

Несмотря на обещания президента после трагического января, в последнем послании ничего кардинально нового по экономической политике не прозвучало. Хуже того, некоторые поручения по реформам напрямую противоречат друг другу. В послании снова много дорогостоящего популизма, который будет финансироваться за счет Нацфонда.

Бюджетная реформа и Нацфонд: когда начнем жить по средствам?

С точки зрения «Новой экономической политики» в первую очередь необходимы кардинальные реформы бюджетной политики и управления государственными финансами. Наличие прозрачности, подотчетности, полноценности, и эффективности фискальной политики является обязательным условием для перехода на новую модель развития экономики Казахстана. С этой точки зрения, особенно важны четкие правила и жесткая дисциплина использования Нацфонда. К сожалению, с этой реформой в послании очень большие проблемы.

По бюджетной реформе в речи президента сходу было сказано, что «нам нужно научиться жить по средствам» и… тут же далее идут очень дорогие популистские инициативы, которые нарушают этот принцип. Популизм этих инициатив заключается в том, что они снова будут финансироваться за счет нефтяной заначки — Нацфонда. К сожалению, власти уже очень давно говорят нам о том, что они собираются «жить по средствам», но постоянно делают все с точностью наоборот. Судя по всему, в «Новом Казахстане» осталась та же привычка заливать нефтяными деньгами популистские дорогостоящие решения, неэффективность государственных политик, и разбазаривание средств.

Например, президент обещает увеличить минимальную зарплату и пенсии из бюджета. Пенсионный возраст женщин не будет расти, что опять-таки увеличит нагрузку на бюджет. В послании планируется, что увеличатся социальные выплаты и медицинская помощь населению, а все дети начнут получать деньги напрямую из Нацфонда (50% от инвестдохода).

Также власти собираются продолжить и даже расширить субсидирование сельского хозяйства, льготное финансирование предпринимательства, и дополнительно хотят внедрить льготное финансирование для молодежи. Президент озвучил большие планы по дополнительным государственным затратам на строительство активов в образовании и здравоохранении, в транспортной и энергетической инфраструктуре, в водные ресурсы и так далее.  

В среднесрочном периоде государственные затраты на новые инициативы президента скорее всего будут стоить один-два триллиона тенге (если не больше) и здесь возникает естественный вопрос. А откуда возьмутся деньги на это?! В послании ничего не говорится, что государство сократит какие-то свои неэффективные расходы и за счет них профинансирует новые и очень затратные инициативы президента. Упомянутые в послании доходы от нового «налога на роскошь» однозначно даже близко не смогут покрыть такие объемы новых затрат. И здесь у правительства только один путь. Снова увеличится использование Нацфонда, что и означает жизнь не по средствам.

Послание еще раз показало, что у властей вообще нет экономической стратегии.

Сразу после оглашения послания министр финансов Ерулан Жамаубаев отвечая на вопросы журналистов, сколько будут стоить новые инициативы президента, ответил, что поручения президент только что дал, дайте время с расчетами разобраться. Из чего можно сделать вывод, что правительство не знало о том, какие затратные инициативы выдвинет президент. Этот вывод сразу же подтвердился в прошедшую субботу, когда правительство обсудило меры по реализации послания и оказалось, что суммы дополнительных государственных затрат на новые инициативы еще не посчитаны.

Как было сказано на заседании правительства, для исполнения поручения по повышению минимальной заработной платы до 70 тысяч тенге в декабре этого года планируется внести изменения в республиканский бюджет, а также скорректировать алгоритмы расчета социальных выплат, назначаемых из Государственного фонда социального страхования. В целях исполнения поручений по поэтапному повышению минимального размера базовой пенсии с сентября по октябрь текущего года будут представлены расчеты по дополнительной потребности средств из республиканского бюджета на финансирование пенсионных выплат. И так далее почти по всем инициативам.

Все этого говорит о глубочайшей проблеме с макроэкономической политикой и с государственным планированием. Вместо долгосрочной экономической политики есть только неожиданные инициативы президента, которые появляются в каждом годовом послании народу.

Как я недавно писал, как раз перед посланием, глава государства провел совещание по экономическим вопросам, на котором он в целом поддержал представленный прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2023-2027 годы и проект республиканского бюджета на 2023-2025 годы. После этого правительство утвердило проект бюджета для предоставления в парламент. Теперь после субботнего совещания правительства стало понятно, что проект республиканского бюджета существенно поменяется в сторону увеличения государственных расходов. Это и есть прямое доказательство того, что в стране просто нет никакой стратегии экономического развития, ни в краткосрочной, ни долгосрочной перспективе.

Напомню, в ноябре 2021 года, когда утверждался республиканский бюджет на 2022 год, планировалось, что среднегодовая цена на нефть в 2022 году будет в районе $60 за баррель и два трансферта из Нацфонда (гарантированный и целевой) будут в размере 2 трлн 950 млрд тенге. Затем, после трагических январских событий, глава государства раздал много популистских обещаний и в апреле 2022 года республиканский бюджет был сильно скорректирован. Чтобы профинансировать резко возросшие расходы бюджета, власти решили увеличить общую сумму трансфертов из Нацфонда до 4 трлн 580 млрд тенге (рост на 1,6 трлн или на 55%!).

Как я писал в то время, такое резкое популистское увеличение использования Нацфонда в 2022 году в период, когда цены на нефть находятся в районе $100 баррель, полностью противоречит экономической логике и в среднесрочном периоде это очень негативно скажется на экономическом развитии страны.

Сейчас история повторяется, но уже в предвыборном контексте. В проекте республиканского бюджета на 2023 год, утверждённом правительством в августе этого года, два трансферта из Нацфонда (гарантированный и целевой) были запланированы в общем размере 3 трлн 200 млрд тенге. Теперь, чтобы выполнить новые инициативы президента, мы ждем, насколько правительство снова увеличит использование Нацфонда. Это как раз и будет стоимость предвыборной агитации президента.

Большая проблема заключается в том, что большая часть новых инициатив дает сильное увеличение государственных расходов на постоянной основе (зарплаты, пенсии, социальные и медицинские выплаты, и так далее). В случае устойчивого падения цен на нефть трансферты из Нацфонда резко сократятся и эти социальные расходы бюджета будет нечем оплачивать.

Где «Новая экономическая политика»?

21 января 2022 года, после трагических событий, глава государства сказал: «Необходимо извлечь уроки и начать совместную работу над выстраиванием новой экономической политики, которая должна стать основой Нового Казахстана». Было обещано, что она появится в сентябрьском послании, но никаких новаций обнаружить не удалось.

Например, раздел «Новая Экономическая политика» начинается с заявления, что административное регулирование цен — это плохо и поэтому предстоит поэтапно отказаться от вмешательства государства в ценообразование. Однако это мы слышим уже давно, а искусственное регулирование цен только усиливается, особенно сейчас, когда инфляция на очень высоком уровне (нефтепродукты, газ, электричество, продовольственные товары и так далее). То есть, опять мы видим тот же самый лозунг без какого-то анализа проблемы — почему мы хотели, но не смогли сделать это в прошлом.

В этом контексте послание почему-то сфокусировались только на искусственном сдерживании тарифов на электричество. Президентом было поручено перейти к новой политике «Тариф в обмен на инвестиции». Но это тоже уже было, пусть и слегка с другим названием. Как и в «Старом Казахстане», «Новый Казахстан» снова и снова собирается наступать на те же грабли. То есть, вместо полноценных рыночных реформ в этом секторе экономики предлагается снова слегка подкрутить тарифную политику и ожидается, что наконец-то частные инвестиции пойдут нескончаемым потоком в электроэнергетику и эта отрасль станет эффективной.

В послании есть такие же непонятные лозунги по снижению участия государства в экономике в лице ФНБ «Самрук-Казына». Как сказал президент, «Фонд «Самрук-Казына» трансформируется в инвестора, владеющего только мажоритарным пакетом, достаточным для контроля ключевых секторов экономики. Другие активы и акции Фонда будут приватизированы, в том числе через механизм «Народное IPO». Мне, как специалисту в этой области, было трудно понять, в чем новизна и чем сказанное отличается от текущей стратегии «Самрук-Казына», поэтому ждал разъяснений от правительства. Однако его пояснения только еще больше затуманили картину.

В прошедшую субботу на заседании правительства по ФНБ «Самрук-Казына» было сказано следующее. «В рамках повышения эффективности управления в квазигосударственном секторе будут пересмотрены задачи (в том числе подходы по инвестированию), стратегия, портфель и структура владения «Самрук-Казына». Данная работа будет проведена с учетом разграничения квазигоссектора и распределения функций». Из всего сказанного можно понять только одно — «изменим то, не знаем что, но будем интенсивно над этим работать».

Прямые противоречия между инициативами президента

Как было сказано в послании, «серьезной проблемой для отечественного бизнеса остается нехватка кредитных ресурсов. Недофинансирование малого и среднего бизнеса в Казахстане составляет около 42 миллиардов долларов. При этом в банках накоплена многотриллионная ликвидность, которая фактически не работает на экономику. Нацбанк, Агентство по финрегулированию, Правительство должны найти конкретные решения, обеспечивающие стабильное и доступное кредитование реального сектора. С учетом сложнейшей специфики ситуации Нацбанку следует проявлять большую гибкость, я бы сказал, изобретательность. Положительные примеры за рубежом имеются».

Прежде всего смутила цифра в 42 миллиарда долларов. Не знаю, откуда ее взяли помощники президента, но она явно завышена во много раз. Но не это главное. 

Хоть это и не было сказано напрямую, но инициатива президента явно дает инструкцию Нацбанку по снижению базовой ставки, поскольку у него нет других инструментов, чтобы повлиять на рыночное кредитование МСБ со стороны частных банков. При этом другие инициативы в послании президента напрямую мешают росту рыночного кредитования бизнеса, например, когда власти сами раскручивают инфляцию и выступают недобросовестным конкурентом банковской системы.

Что касается раскручивания спирали инфляции самим правительством, то я писал об этом выше. На благосостоянии всего населения и бизнеса в Казахстане очень сильно сказываются постоянно высокая инфляция, высокие процентные ставки на кредиты, а также постоянно девальвирующий тенге. Все это происходит из-за двух фундаментальных проблем: отсутствие контрциклической бюджетной политики (большое использование Нацфонда во время высоких цен на нефть); и отсутствие развитой рыночной экономики в Казахстане. 

Также государство уже давно стало заменять собой банковскую систему, занимаясь недобросовестной конкуренцией. Раздача дешевых денег со стороны государства является ключевой причиной, почему не растет рыночное кредитование в банках. У банков дорогие депозиты и они в принципе могут выдавать дешевые кредиты. Необходимо немедленно прекратить кредитование бизнеса и населения по ставкам ниже рыночных. Если правительство хочет помочь определённому сектору экономики с субсидированием процентной ставки, то оно может делать это, не нарушая рыночные отношения в финансовой системе.

По сельскому хозяйству осталась непонятной инициатива по земле

По сельскому хозяйству, вместо повышения его эффективности, снова идет повтор старой политики о том, что «предстоит решить стратегическую задачу увеличения объемов производства и повышения добавленной стоимости отечественной сельхозпродукции». Опять говорится, что «правительство должно подготовить новые долгосрочные подходы к субсидированию отрасли. Бюджетные средства должны давать эффективную отдачу. Государство больше не будет разбрасывать деньги направо и налево». Снова вспомнили о неудавшейся сельской кооперации, которой была посвящена одна из старых провальных государственных программ по развитию АПК.

То есть, власти не собираются менять свои подходы по развитию сельского хозяйства. Однако ключевой проблемой его развития является дефицит развития духа предпринимательства. В отрасли слишком низкий показатель по появлению новых и эффективных сельхозпроизводителей, отсутствует динамизм предпринимательской активности.

Такая ситуация сложилась из-за того, что подавляющая часть государственной помощи для АПК является антирыночной по своей сути, которая приводит к искажению рыночной мотивации сельхозпроизводителей для улучшения своей конкурентоспособности (прежде всего, повышению производительности). На сегодня наш агробизнес превратился в бюджетного иждивенца, который не стремится выжить за счет своих клиентов и конкурентной борьбы, а знает, что государство всегда ему поможет и даст денег даже в самые благоприятные для сельского хозяйства времена. То есть фактически правительство поддерживало и поддерживает неэффективность сельского хозяйства, и данная поддержка происходит за счет кармана потребителей (рост инфляции) и налогоплательщиков.

С этой точки зрения удивили не очень понятные инициативы по выделению земли для бизнеса. Как было сказано в послании, «земля – базовый фактор производства. Без доступа к ней ведение бизнеса невозможно. До конца года нужно выработать действенные подходы для оперативного и прозрачного выделения предпринимателям земельных участков». Не понятно, насколько эта инициатива относится к сельскому хозяйству, но проблема рыночных отношений по земле в этом секторе экономики является ключевой.

В сельском хозяйстве государство прежде всего должно стимулировать уход слабых и приход сильных предпринимателей и позволить рыночным силам самим направлять модернизацию сельского хозяйства в нужном направлении. Частная собственность на сельхозземли и развитый рынок по купле-продаже таких земель является обязательным условием для этого. К сожалению, из-за непродуманных действий властей по решению этого вопроса в 2015 – 2016 годах, и из-за активного противостояния части общества, в Казахстане отсутствует это ключевое условие для успешного развития АПК.

Судя по этой инициативе, распределением земли для бизнеса снова будут заниматься чиновники, а не рыночные отношения (которые сами выдавливают неэффективных собственников). К чему привело такое распределение земли в «Старом Казахстане», мы все прекрасно видели.

Какой должна быть «Новая экономическая политика»?

Недавно, по просьбе одной новой политической партии я подготовил предложения по экономической программе партии (ссылка на документ). К сожалению, мы не смогли понять друг друга. В отличии от «Новой экономической политики», предложенной с начала правительством, а затем президентом, в моей программе есть анализ фундаментальных проблем и предлагаются принципиальные изменения в экономической политике Казахстана для построения полноценной рыночной экономики такой, как в развитых странах.

На промежуточном этапе такие кардинальные реформы приведут к большой турбулентности и ухудшению благосостояния населения. Поэтому ни текущей власти, ни всем политическим партиям не хочется быть инициатором таких рыночных реформ. На сегодня все зарегистрированные и незарегистрированные партии, включая текущую власть, предпочитают социалистический популизм, основанный на распределении нефтяной ренты и других природных богатств. Такой популизм никак не приведет к возникновению высокоэффективной, высокопроизводительной, и диверсифицированной экономики в Казахстане.

Фото на обложке из открытых источников.

Мурат Темирханов

FCCA, Финансист/экономист




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.