Путь от «Келинки Сабинки» до «Дос Мукасана» - Exclusive
Поддержать

Путь от «Келинки Сабинки» до «Дос Мукасана»

В Казахстане резко выросло количество казахоязычных кинозрителей. Об этом свидетельствуют цифры: доля отечественного кино в прокате приблизилась к 40%. Оно, как правило, идет на государственном языке с субтитрами на русском.

Для сравнения: в 2010 году доля казахского кино в прокате составляла всего 3%, с приходом поколения КВН-щиков и первых фильмов серии «Бизнес по-казахски» и «Келинка Сабина» последние 6-7 лет эта доля поднялась до 15%, а перед пандемией (в 2019-м) – до 30%.

– Это заставило отечественных прокатчиков повернуться лицом к отечественному кино, – считает киновед, специалист по истории кино Гульнара Абикеева. – Сегодня, если говорить о статистике, мы имеем порядка 60 полнометражных игровых картин, произведенных в 2022 году, и доля нашего кино в прокате приблизилась к 40%.

Главной причиной столь резкого роста является, по ее мнению, стало то, что в обществе выросло количество казахоговорящих зрителей. К примеру, картина «Бизнес по-казахски в Индии» в этом году шла больше месяца в кинотеатрах, и только на казахском языке (с субтитрами, разумеется). Вторая причина – растущий уровень отечественного кино. По закону сохранения энергии количество, в конце концов, переходит в качество. Мы уже пережили период так называемых «тойских» комедий невысокого художественного уровня.

В 2022 году настоящими хитами стали фильмы-драмы «Дос-Мукасан» режиссера Айдына Сахамана и «Паралимпиец» Алдияра Байракимова. Это народное кино, которое объединяет поколения и воспитывает лучшие человеческие качества. Третья причина – прокатчики начали сами производить фильмы, как это происходило в Южной Корее в конце 90-х. У нас этим занимается «Кинопарк» – самая большая киносеть, которая выпускает фильмы из серии «Моя большая казахская семья» и другие. Владельцы кинотеатров поняли, что отечественное кино может зарабатывать. Если же говорить в целом о казахском кино, то оно перестало быть только фестивальным явлением, это уже бизнес.

Строить прогнозы относительно дальнейшего роста доли отечественного кино в прокате Гульнара Абикеева опасается.

– Обращусь лучше к мировому опыту, – продолжает она. – Во Франции, тоже когда-то пережившей засилье зарубежного кино, сегодня максимальные по Европе показатели национального кино в прокате – 51%. Думаю, и мы тоже можем дойти до этой цифры, но больше – вряд ли. Возрастающей киноиндустрии нужны все новые и новые кадры. Сегодня в Казахстане появилось несколько киношкол – Академия искусств им. Жургенева (КазНАИ), Академия кино и телевидения («Туран»), Университет «Шабыт» (КазНУИ) и Школа медиа и кино (AlmaU), где я сейчас преподаю «Историю кино», мирового и казахского.

– А чем все эти киношколы отличаются друг от друга?

– В КазНАИ готовят по многим специальностям – актерское и операторское мастерство, режиссура, звукорежиссура, киноведение, анимация. При этом подготовка кадров в КазНАИ им. Жургенова в большинстве идет на казахском языке. «Шабыт», который готовит кадры в Астане, в техническом плане самый оснащенный вуз, и там, также как в Жургеневке, много государственных грантов. В киношколе университета «Туран» сильный состав педагогов-операторов, они уже несколько лет выигрывают олимпиады по этой специальности. Школа медиа и кино AlmaU – самая молодая, ей всего полтора года, и открыта она с уклоном на кинобизнес.

Напомню: университет AlmaU – бывший МАБ, где готовили специалистов по бизнесу и предпринимательству. Специальность по кино называется FilmMaking, то есть «кинематографист». Предполагается, что студенты выберут специализацию сами: режиссура, продюсирование или сценарное мастерство. Это обычная система, применяемая в американских университетах, где первые два года готовят всех студентов одинаково, а потом они с учетом интересов и способностей выбирают специализацию. Словом, конкуренция на рынке образования довольно высокая. Все понимают, что востребованы будут выпускники только тех вузов, где имеются по-настоящему сильные преподаватели. Кино, известно, начинается со сценария, поэтому мы понимали, что нам надо найти сильного драматурга, потому что в Казахстане по этой специальности почти не готовили. Исключение – курс уважаемого Акима Тарази, который преподает на казахском языке.

– Сейчас на рынке ощущается острый дефицит профессиональных кадров. Как выходят из положения такие новые университеты, как AlmaU?

Это правда – найти специалистов трудно. Поэтому пришлось искать среди молодых. Мы начали с того, что пригласили выпускника Нью-Йоркской Киноакадемии Ефрата Шарипова, который написал сценарий к «Дос-Мукасан» и еще к нескольким сериалам. Через него мы вышли на режиссера этого фильма Айдына Сахамана. И если он больше сфокусирован на практической режиссуре, то мэтр казахского кино Дарежан Омирбаев – на арт-хаусном. Операторское мастерство у нас ведет также один из лучших специалистов в Казахстане – Азиз Жамбакиев, лауреат «Серебряного медведя» Берлинале за фильм «Уроки гармонии». Работу художника-постановщика преподает Ермек Утегенов, за плечами которого 11 фильмов Адильхана Ержанова, получивших самые престижные призы мировых кинофестивалей. Несмотря на молодость, эти кинематографисты понимают, что пришло время делиться своим опытом, и когда мы предложили им сотрудничество и гибкий график работы, они согласились.

AlmaU расположен на территории «Казахфильма» и наши студенты параллельно с учебой участвуют в производственном процессе. Так, несколько ребят прикреплены сейчас к проекту мюзикла «Солдат любви» Фархата Шарипова, кто-то уже поучаствовал в съемках фильма «Ароматное сердце» и разных короткометражках. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Еще одной особенностью этой киношколы является связь с партнерским американским университетом ASU (Arizona State University) в Аризоне, учебные программы построены по их силлабусам.

– Айдын Сахаман – режиссер, снявший фильм о легендарной группе «Дос-Мукасан», «выстрелил» сразу. Так иногда бывает – новичкам везет. Не случайность ли это в его истории?

– Не думаю, что это вопрос везения. Я с ним знакома более 12 лет. Сначала он закончил отделение «Актер музыкального театра и кино» в Жургеневке и снялся в фильмах «Риэлтор» и «Хозяева» Адильхана Ержанова. Потом там же закончил магистратуру по режиссуре, а дальше учился во ВГИКе в мастерской Владимира Хотиненко, продолжил учебу в Польской киношколе в мастерской у Анджея Вайды и Войцеха Марчевского. Снял 6 сериалов, а это уже огромный опыт. Актерское мастерство в киношколе AlmaU, кстати, преподает друг Айдына – Азамат Нигманов, потрясающий актер театра и кино, долгое время работавший в Москве. Он удостоен наград «За лучшую мужскую роль» в фильме «Конвой» на кинофестивалях «Кинотавр» и «Евразия». Его крайняя роль – Ади Шарипов в фильме «Лето 1941 года», за которую, на мой взгляд, его следовало бы представить к Государственной премии РК.

– В казахском кино наметилась еще одна тенденция – больше стало женщин-режиссеров. Можно ли считать это следствием феминистских процессов?

– Мне кажется, что в казахстанской режиссуре много женщин еще не стало – Эля Гильман, Шарипа Уразбаева, Айжан Касымбек…

А хотелось бы, чтобы, как и во всем мире, в режиссуру их приходило больше. У нас сейчас на первом курсе кинофакультета учится 47 человек. Примерно половина из них – девушки. Среди работающих казахстанских продюсеров – половина женщины, и они очень успешны. Это относится и к старшему поколению – Алия Увальжанова, Гульнара Сарсенова, и к среднему – Баян Алагузова, Анара Жунусова, Дина Жумабек, Диана Ашимова, и к совсем молодым – Юлия Ким, Куралай Анарбекова, Зарина Кисикова, Еркежан Максут и другие. Они получили хорошее образование, опыт работы и уверенно входят в кинопроцесс.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.