Садык Аманжолов: создатель алашских сотен - Exclusive
Поддержать

Садык Аманжолов: создатель алашских сотен

Юрист Садык Аманжолов защищал народ и в судах, и с оружием в руках на родине и на чужбине.

Садык Аманжолов (1889-1941) родился в Бакайской волости Верненского уезда. В семье заметили склонность мальчика к учению и поддержали его желание учиться вдали от дома. В 1898 году поступил мужскую гимназию в Верном, которую успешно окончил в 1907 году. В том же году Садык стал студентом юридического факультета Казанского императорского университета и завершил курс обучения в 1912 году.

К обязанностям младшего кандидата в суде Верненского округа Садык Аманжолов приступил осенью 1912 года. Безусловно, владевшие двумя языками специалисты были особенно ценны, поскольку русские чиновники, как правило, не знавшие қазақский язык, не могли общаться с коренным населением и, следовательно, полноценно вести дела. В качестве переводчиков привлекали представителей уральского казачества, якобы знавших қазақский язык, которые находились на службе в Верном. Доходило до курьезов, заканчивавшихся трагедией для қазақов. Так, например, на суде после долгих и подробных показаний қазақа, свидетельствовавших о его невиновности и наличии алиби, горе-переводчик на вопрошающий взгляд судьи кратко заявлял: «Он признает свою вину». Пораженный қазақ, не понимая происходящего абсурда, выплачивал штраф или попадал в тюрьму. Подобное «судопроизводство» сформировало у местного населения стойкое неприятие русского суда. Поэтому понятно, что ко всякому по-русски образованному қазақу, тем более, юристу, соотечественники тянулись за советом, просьбой составить юридический документ. Такой опыт погружал образованную молодежь в нужды народа, позволял увидеть плачевные результаты колонизации и последствия проводимой на местах переселенческой политики.

Аманжолов, краткое время поработав в должности арбитражного судьи в г. Сарканде, продолжил службу в г. Лепсы. В сложный, переломный период отечественной истории, с марта 1914 по май 1918 года, он был судьей арбитражного суда в Сергиуполе (Аягуз) и Урджаре. Урджар находится на границе с Китаем (Синьзцян), и через эти места проходили потоки беженцев в 1916-1918 годы. Садык Аманжолов был свидетелем многих трагедий и сделал многое для помощи қазақам по обе стороны границы.

В качестве депутата он принял участие в работе Первого Всеқазақского съезда Алаш, проходившего в Оренбурге в июле 1917 года. Там он ближе познакомился со многими своими единомышленниками, членами партии Алаш-Орда. Съезд избрал Аманжолова депутатом Всероссийского Учредительного собрания от Жетысу. Он также становится председателем Қазақского комитета Урджарского уезда, занимаясь формированием местных филиалов партии Алаш в Семиреченском крае.

В декабре 1917 года на Втором Всеқазақском съезде Аманжолов был избран членом Правительства Алаш-Орды. На этом же съезде было принято решение о создании народной милиции.

В протоколе съезда отмечена главная причина формирования милиции: «государство переживает исключительно трудное время: повсюду идут убийства и грабежи, как проявления всеобщего развала и анархии… казак-киргизы не могут оставаться равнодушными к окружающей анархии, которая, в случае проявления в степных областях, может уничтожить казак-киргизский народ, как совершенно беззащитный, и что поэтому во имя спасения казак-киргизского народа от надвигающейся анархии представляется организовать народную милицию…» (Алаш-Орда: Сб. документов/Сост. Н. Мартыненко. – Алма-Ата: Айкап, 1992. – С. 71-72).

 Аманжолов принимал активное участие в формировании в Семипалатинском и Семиреченском регионах вооружённых отрядов милиции Алаша – алашских сотен. Под милицией подразумевался «особый тип армии, который формируется только на время войны и, таким образом, является разновидностью ополчения» (Абдыгалиұлы Б. Войско Алаш. – Астана: Фолиант, 2017. – С. 29). Задачей алашской милиции была защита аулов от бесчинства, жестокости «красных».

Кроме того, Аманжолов совместно с другим членом правительства Алаш-Орды Б. Маметовым, создавал комитеты по оказанию помощи голодающим Семиречья.

События развивались стремительно, и милицейские отряды превращались в армию Алаш, выступившую против большевиков. В августе 1918 года в ходе битвы с большевиками Садык Аманжолов получил тяжелое ранение. Об этом событии Мухаметжан Тынышпаев сообщил в телеграмме Временному Сибирскому правительству: «Из Сергиополя получена телеграмма: «В Маканчах убит зверски большевиками Отунчи Альджанов, ранен Аманжолов. Отправил последних в Чугучак. Приняв сотней полувооруженных джигитов участие в неудачном уджарском бою, прибыли горами в Сергиополь хлопотать перед местным штабом о формировании вооруженных киргизских отрядов…» Альджанов, Аманжолов – члены Алаш-Орды, члены Всероссийского Учредительного собрания» (Абдыгалиұлы Б. Указ. соч. – С. 156).

Далее Тынышпаев сообщает информацию, которая поясняет, против чего воевали алашордынцы Семиречья: «По нашим сведениям, ни одной казачьей станицы в Верненском и Джаркентском уездах не осталось. Три четверти копальских и лепсинских станиц сожжено и разграблено, очень много киргизких волостей в Верненском. Джаркентском, Копальском и Лепсинском уездах не существует более…» (Там же).

Когда Жетысу перешло в руки большевиков, Жетысуское отделение Алаш-Орды ушло в Шауешек (Синьцзян). С. Аманжолов занимается созданием военного ополчения из откочевавших туда қазақов. В апреле 1918 года в г. Шауешек приезжают Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Райымжан Марсеков и с представителями местной интеллигенции обсуждают вопросы, касающиеся будущего нации, решают проблемы безопасности, обеспечения жильем и продовольствием откочевавших в Синьцзян қазақов. В этих обсуждениях принимает участие и Садык Аманжолов, владеющий подробной информацией о состоянии дел в приграничных районах.

В период с 1918 по 1922 годы Аманжолов находился в Шауешеке и занимался вопросами обустройства қазақских беженцев. Осенью 1922 года он вернулся на родину. Почему он не остался в относительно спокойном Синьцзяне? Алашордынцы считали: «У қазақов кроме Қазақстана другой родины нет. Поэтому члены қазақского правительства должны находиться среди қазақов», «…поэтому было решено не уходить с территории Қазақстана, не эмигрировать никому за границу, а возвратиться всем…».

В 1923-1930 гг. Садык Аманжолов работал ответственным работником в Жетысуском областном исполнительном комитете, в Народном комиссариате юстиции Қазақской АССР.

В 1930 году начались массовые аресты деятелей Алаш-Орды. Было арестовано более 20 человек, многие получили свои первые «советские» сроки. В числе других был задержан и С. Аманжолов, но вскоре освобожден. После этого он уехал сначала в Москву, где работал юрисконсультом, затем во Фрунзе и Ташкент. Отдаленность от маховика репрессий помогла С. Аманжолову избежать ареста в годы Большого террора.

5 декабря 1941 года в возрасте 52 лет Садык Аманжолов умер в Ташкенте.

Айнаш Мустояпова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.