НЭП: удастся ли Токаеву сделать то, чего не удалось Назарбаеву за 30 лет? - Exclusive
Поддержать

НЭП: удастся ли Токаеву сделать то, чего не удалось Назарбаеву за 30 лет?

Кровавый кантар 2022 года обнажил всю остроту вопросов социального и экономического обустройства нашей страны. Ответом власти стало объявление разработки новой экономической политики, которую правительство должно представить уже в июле. Но будет ли она реализована – это самый главный вопрос.

Три года назад Президент Токаев К.К объявил основной задачей своей предвыборной программы повышение доходов и качества жизни казахстанцев, что было последовательно включено в предвыборную программу партии Nur Otan и общенациональные приоритеты.

Но, несмотря на двухлетнюю манифестацию этой задачи, январская революция все же произошла. И тогда 11 января 2022 года Президент Токаев К.К. заявляет о необходимости нового общественного договора и политической модернизации, а 21 января 2022 года уже о перезагрузке экономической политики и выработки нового экономического курса страны. Если проанализировать все выступления президента, начиная с января и включая его выступление 6 июня 2022 года, то все они акцентируют повестку повышения благосостояния казахстанцев и определяют следующие 6 приоритетов:

  1. устойчивые институциональные реформы,
  2. честная конкуренция и экономическая свобода,
  3. макроэкономическая стабильность,
  4. диверсификация экономики,
  5. развитие человеческого капитала,
  6. реформа госуправления.

4 апреля 2022 года Асет Иргалиев подтвердил еще раз приоритеты новой экономической политики, к разработке которой подключились МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Программа развития ООН, Совет иностранных инвесторов. Кроме того, в разработку пакета реформ вовлечены независимые эксперты, бизнес-сообщество, отраслевые госорганы и исследовательские институты. По словам главы Агентства стратегического планирования и реформ (АСПиР) в июле 2022 года ожидается финализация пакета реформ «под ключ».

В апреле АСПиР представило Доктрину экономической политики, которая должна встроиться в систему государственного планирования. 5 июня 2022 года страна проголосовала за правовую конструкцию политической модернизации, объявленную в январе Президентом Токаевым К.К., чтобы в стране были: «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Предполагается, что эти поправки должны снять политические барьеры для реализации экономических реформ.

Но, несмотря на заверения главы АСПиР о том, что идет системный анализ текущей ситуации и формирование стратегических задач вместе с экспертным сообществом, скудная статистика просмотров онлайн-презентации Доктрины экономической политики говорит о том, что значимой дискуссии в экспертной среде нет. А значит, не ясно, будет ли пакет реформ комплексным, а главное, ответит ли он на главные вопросы?

Каким образом будут решены задачи макроэкономической стабильности в условиях риска вторичных санкций? Как будет достигнут таргетируемый инфляционный коридор? Как будут сняты валютные риски в связи с постоянным ослаблением тенге? Каким образом стимулировать коммерческие банки финансировать экономику и уйти с дотационной иглы? Какова судьба Национального Фонда РК? Какова идеология новых межбюджетных отношений и концепция регионального развития? Какие отрасли будет таргетировать индустриально-сервисная политика и, соответственно, стимулироваться налоговой политикой? Как будут решаться вопросы продовольственной безопасности в условиях нарастающего риска «водных войн»? Каким образом социальная политика будет стимулировать труд и искоренять иждивенчество? Как будут стимулировать инвестиции в инфраструктуру и АПК при инфляционном сдерживании?

Но самым главным, какой бы ни был представлен пакет реформ, остается вопрос: почему в этот раз у Казахстана должно получиться?

Все стратегические документы, которые уже лежат в основе системы государственного планирования Казахстана, строились также вокруг тех же 6 вышеуказанных приоритетов, которые сегодня таргетирует Президент Токаев К.К., консультанты те же, разработчики пакета реформ те же. Начало политической модернизации также не может дать нам гарантию успеха экономических реформ.

Слабое место Казахстана – это не анализ и разработка стратегических программ, а этап реализации.

Практический опыт показывает, что именно стадия реализации требует больше времени, более тщательного подхода с использованием всего инструментария проектного менеджмента, lean и agile методологий, построения metro map.

Необходимы детальный мастер-план реализации Доктрины экономической политики с интеграцией всех текущих программ, который будет включать в себя проекты и процессы, разбитые на субпроекты и субпроцессы, промежуточные вехи, ответственные лица и KPI; ревизия всех текущих проектов и процессов; формирование обновленного пула проектов и программ, построенных по единому алгоритму; выработка рекомендаций для оптимизации процесса госзакупок.

Эффективность этапа реализации – это внедрение качественных метрик и инструментов оценки эффективности государственных программ: Impact Evaluation Report, открытый бюджет, прочие инструменты, обеспечивающие прозрачность деятельности государства, оценку эффективности

И конечно, люди прежде всего. У президента Токаева должны быть к моменту реализации пакета реформ подготовленные соратники с качественным образованием и практическим опытом. Но самое главное – единые ценности у команды соратников с ценностями самого президента. Один из барьеров – эксперты, перед которыми Президент ставит задачи, не верят в конечную цель этих задач, так же как сам Президент.

Гульбану Пазылхаирова




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Гульбану -ханум активно пытается пройти во власть…))) ..то через женскую квоту, то через уничижение нынешней команды президента….))

  2. Нынешняя команда по-сути та же команда предедущего ЕлКасы — один в один, как говорится «найдите хоть одно отличие»!))