Семь реформ, которые перевернут Казахстан за семь лет - Exclusive
Поддержать

Семь реформ, которые перевернут Казахстан за семь лет

Любые экономические изменения бесполезны, пока в стране есть проблемы с соблюдением законодательства.  Таков главный вывод третьей сессии форума стратегических инициатив, организованном CSI. Его участники предложили 7 необходимых реформ на ближайшие 7 лет, которые помогут улучшить нашу страну.

1. Создание конкурентной среды

По наблюдениям главы компании «RG Brands», в стране на бизнес-рынке доминируют монополисты, которые не дают развиваться малым и средним игрокам. Он считает, что государству необходимо создать условия, которые помогут это исправить.

– Нужно строить микроконкуренцию во всех секторах и регионах. Для меня именно это является ключевым шагом. Как? Во-первых, через расширение применения защиты конкуренции на все экономические союзы. Сейчас наше антимонопольное законодательство диктует правила только компаниям, которые зарегистрированы внутри страны, но стоит вспомнить также про ЕАЭС и направить данные законы в их сторону. Во-вторых, нужны соответствующие отраслевые программы с открытием новых секторов развития. Говоря про монополии, мы обычно рассуждаем про импорт, инфляцию, отсутствие компетенций. Но это борьба не с причинами проблемы, а с последствиями. В-третьих, нужно создавать толчки для развития самых талантливых предпринимателей, которые приезжают или возвращаются в Казахстан из-за рубежа. Человеческие капиталы должны открыться, – сказал Кайрат Мажибаев. 

С этим также согласился Раимбек Баталов, председатель национальной палаты предпринимателей «Атамекен». Он отметил, что сейчас в Казахстане развитием малого бизнеса практически никто не занимается.

– Мы, конечно, не можем вкладывать деньги и ресурсы в абсолютно каждого предпринимателя. Но у нас есть конкретный список приоритетных отраслей по всем регионам. Государству необходимо как минимум пройтись по нему и вложиться в те компании, которые занимаются развитием именно этих отраслей. Ну и, конечно, нужно развивать защиту прав предпринимателей, без этого ни один бизнес-климат, направленный на конкуренцию, не может работать, – добавил Раимбек Баталов. 

2. Реализация национальных проектов

По наблюдениям председателя «Атамекен», сейчас в Казахстане наблюдается острая проблема с реализацией идей правительства.

– Последние 20 лет мы видим, что проекты по развитию экономики придумываются, деньги тратятся, но цели не выполняются. Причина – низкое качество экспертизы. В каждом министерстве все держится на двух-трех специалистах. Необходимо понять, откуда брать экспертизу и куда ее консолидировать, – говорит он. 

Он подчеркнул, что исполнение этой реформы возможно только при создании прозрачных и, опять же, конкурентных правил в госуправлении. В результате, считает Баталов, различные отрасли страны станут инвестиционно-привлекательными. Только тогда государственные расходы принесут пользу.

С этой проблемой согласился и заместитель премьер-министра Серик Жумангарин. Он обозначил ее решение как одно из ключевых направлений, к которому стремится правительство.

– Сейчас у нас осуществляется большой объем социальной поддержки. Но завтра это может начать тормозить программы развития. Поэтому необходимо усилить именно адресную поддержку. При помощи усиления роли цифровизации, мы начнем изучать обратную связь на основе больших данных. Благодаря этому сможем понимать, насколько хорошо реализуются национальные проекты, – ответил министр.

3. Деперсонализация

Британский экономист Джеймс Робинсон высоко оценил политические реформы в  Казахстане.

– Это мой третий визит в Казахстан и я вижу кардинальные изменения. В девяностые ваша экономика была не так развита, а власть обсуждала в основном вопросы добывающей сферы. Сейчас в ходе этого форума вы говорите про инклюзивные институты и процветание общества, что является куда более серьезными вызовами, нежели тогда, и свидетельствует о вашем развитии, – начал автор книги «Why Nations Fail».

Речь Джеймса Робинсона целиком была посвящена избавлению от единовластия – принципа, когда вся политика зависит от одного человека и ассоциируется с его именем. В современных условиях такого быть не должно. Нашей стране необходимо осуществлять более уверенные шаги в данном направлении, уверен экономист.

– В советский период политические институты были высоко персонализированы. В Казахстане эта проблема осталась. Качество институтов вашей страны находится на 60 месте в мире. Насколько я знаю, вы хотите попасть в 30 лучших стран. В таком случае необходимо улучшать свой уровень. И вы постепенно этим занимаетесь! Я был очень впечатлен, когда совсем недавно вы вернули столице название Астана. Могу сказать, что при таком правительством курсе у населения Казахстана появится возможность выбора инклюзивных институтов, – сказал Робинсон.

Завершая, специалист выделил значимые направления развития, которые помогут улучшить и деперсонализировать политические институты.

– Важны административные реформы. Нужно грамотно расставлять приоритеты и, как уже говорили ранее, поддерживать приоритетные отрасли. В политике и экономике необходимо стратегическое видение. Важно дать гражданам понять, что реформы важны и их технически возможно реализовать. Вероятно, они столкнутся с неприятием общества и разных групп интересов, с этим придется работать. Реформы должны быть структурированы таким образом, чтобы возможные «проигравшие» приняли их, – объяснил политолог. 

4. Развитие сельского хозяйства

Министр торговли и интеграции Серик Жумангарин рассказал о реформах, готовящихся в АПК.

– В сельском хозяйстве в первую очередь необходимо привести в порядок статистику. Сейчас мы мало что знаем о фактическом состоянии производства на различных фермах. Из-за этого происходят случаи, когда, например, жителям городов не хватает молока, яиц, курятины. После того, как наладим ситуацию со статистикой, мы сможем направлять финансирование на развитие отрасли, предоставим им «дешевые деньги», – анонсировал он. 

Политик пообещать установить контроль над агрономией. Помимо этого, он понадеялся, что страна сможет использовать потенциал внутренних рек (Ишим, Иртыш) и начать экспорт зерна. 

– Необходимо пересмотреть отношение к логистике. Раньше мы чаще всего говорили про рынок Европы и Китая, транзитный переход «Восток – запад». Сейчас ситуация изменилась, произошла смена парадигмы. Стал более важен коридор «Север – юг». А там другие правила игры: качество продукции не играет роли, зато важны количество и стоимость. Мы недавно встречались с представителями Ирана. Они нам говорят: «Ваше зерно интересно для нас». Но по той цене, за которую они желают приобрести товар, довезти невозможно. Мы будем над этим работать, – сказал Серик Жумангарин.

5. Изменения подходов к образованию

Вторая анонсированная заместителем премьер-министра реформа связана с улучшением качества образования, которое все больше отстает от текущих потребностей общества. В ближайшие 7 лет Казахстан планирует кардинально исправить проблему.

– Как вы знаете, мы ранее анонсировали национальный проект «Комфортная школа» по строительству образовательных платформ нового формата. Но, помимо этого, сейчас в школах есть дефицит кадров. Основной вопрос: где взять достаточное количество преподавателей?, – спрашивает Серик Жумангарин.

На данный момент правительство, по его словам, размышляет о глобальном изменении подходов.

– Мы думаем о том, чтобы внедрить в пятых классах профориентацию, а затем разделить потоки обучающихся: чтобы разным школьникам преподавали необходимые им предметы, в зависимости от потребностей выбранных направлений. Для учеников это является положительной стороной, поскольку больше не придется иметь одинаковое количество знаний по всем предметам. А школам это отчасти поможет снизить нагрузку и разрешить проблему дефицита учителей. Однако данная инициатива еще не окончательная версия реформы, а одна из существующих идей, – размышляет политик. 

Помимо этого, правительство планирует признать право молодых людей на получение образования онлайн при помощи специализированных платформ, – но обязательно с подтверждением качества полученных знаний и соответствия их государственным стандартам. 

6. Улучшение онлайн-услуг и качества связи

Третья реформа, про которую рассказал Серик Жумангарин, также связана с цифровизацией. Казахстан, наблюдая за мировой статистикой, планирует наладить продажу товаров в цифровом формате.

– Торговля для Казахстана – один из значимых параметров экономики, составляя 18,3% от ВВП. Согласно последним данным ООН, 63% жителей мира моложе 40 лет. Они активно потребляют пищу и напитки, но равнодушны к одежде и товарам престижа. Сейчас среднестатический человек осуществляет 4 покупки в месяц: две – крупные в гипермаркетах и две – в небольших магазинах рядом с домом, покупая столько, сколько уместится «подмышкой». Но, как правило, большинство покупок совершаются онлайн. Все это может привести к тому, что традиционные магазины уйдут, останутся специализированные склады, а походы в гипермаркет станут сродни посещению кинотеатра. Поэтому мы должны отслеживать текущие тренды и вкладываться в современные форматы торговли, – объяснил министр торговли и интеграции.

С идеей продвижения онлайн-сферы согласился также и следующий спикер, директор компании «Kcell» Асхат Узбеков. Он понадеялся, что в ближайшие 7 лет благодаря реформам Казахстан сможет улучшить ситуацию с интернетом.

– Сейчас экономисты часто говорят, что пирамида Маслоу изменилась и ее основанием стал Wi-Fi. Связь стала настолько необходимой частью жизни человека, что последние несколько лет все мобильные операторы видят расхождение между потребностями пользователей и тем, что возможно им предоставить. И поэтому одна из грядущих реформ должна быть связана с улучшением качества связи. Мы должны вводить в обиход технологию 5G. Еще совсем недавно жители считали непонятным 4G, в диалогах с нашими сотрудниками говорили «Меня и 3G устраивает», а сейчас представить себе мобильный интернет без 4G невозможно. Думаем, то же самое нас ждет с 5G. Мы закладываем оптимистичный сценарий и думаем, что в ближайшие несколько лет произойдет технологический рывок, а уровень трафика вырастет в десятки раз, – сказал владелец Казахстанского оператора сотовой связи. 

7. Модернизация правовой системы

По мнению, заместителя главы Агентства по стратегическому планированию Олжаса Тулеуова, любые экономические изменения бесполезны, пока в стране есть проблемы с соблюдением законодательства. 

– Современное понимание понятия «реформа» появилось в конце 1980-х годов, когда произошли различные значимые политические изменения: кризис популизма Латинской Америки, распад Советского союза и так далее. Тогда США предложили всем странам 10 идей для развития экономики. Этот новый тип политики получил название «Вашингтонский консенсус». Казахстан следовал ему все 30 лет независимости: улучшался налоговый кодекс, происходила либерализация благосостояния, росло ВВП. Но не происходило самого главного: учета правовых особенностей страны.

– Раньше во главу углу у нас ставились вопросы экономики, но трансформации модернизации и правовой системы не происходило. Мы занимались развитием фактически сверху-вниз. Но сейчас пришло время правовой реформы, которая улучшит качество судов, профессионализм судей, наладит работу высшего судебного совета и так далее, – заявил Олжас Тулеуов. 

Этот тезис подтвердили итоги онлайн-опроса участников форума. Каждый четвертый посчитал наиболее важным обновление судебной и правоохранительной системы. На второй и третьем месте оказались административные и институциональные реформы —  22% и 20% соответственно.

Ранее Exclusive.kz рассказывал про две другие сессии форума стратегических инициатив: на первой представляли развитие внутренней политики Казахстана до 2029 года, на второй обсуждали геополитические проблемы и возможные действия страны по их стабилизации в ближайшем будущем. 

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.