Ждет ли Каспий судьба Арала? - Exclusive
Поддержать

Ждет ли Каспий судьба Арала?

В конце прошлого года жители Актау несколько недель практически полностью существовали без воды. Тогда из-за аварии в Экибастузе, произошедшей в то же время, на проблему не обратили должного внимания. И хотя ситуация эта уже не нова, решить ее не могут годами, что для региона может обернуться страшными последствиями.

Основным источником водоснабжения Мангистауской области является Каспийское море. Поскольку вода в нем содержится соленая, ее приходится дополнительно очищать. В начале марта департамент санитарно-эпидемиологического контроля области озвучил данные по источникам воды: 50% жителей используют опресненную жидкость из Каспия, 12% – местные подземные воды (в которых также содержится высокая концентрация соли) и более 30% – волжскую, поступающую по водопроводам «Астрахань-Мангышлак».

При этом, имеющихся источников для Мангистауской области недостаточно. Одному только Актау для комфортной жизни жителей ежедневно не хватает 15 тысяч кубометров воды. Во всем регионе дефицит составляет 51 тысяч кубометров, что сравнимо с несколькими десятками олимпийских бассейнов. В отдельных районах (например, Мунайлинский и Каракиянский) и селах (такие как Курык и Кызылтобе) ситуация настолько катастрофическая, что региональные власти вынуждены специально туда привозить воду. Жители практически ежедневно выстраиваются за ней в очереди, и это стало обыденностью их жизни. 

Властям региона также приходится ограничивать потребление. Так, все население одного района может получить максимум 10-13 тысяч кубометров воды в сутки. Большее количество водоочистительные заводы попросту не могут предоставить. Если жители какого-либо района используют количество воды сверх установленного максимума, она может попросту закончиться и на какой-то период перестать течь из труб. 

Например, в декабре прошлого года в Актау воду перекрывали из-за недостатка в резервуарах, сложившегося из-за замерзшего водоканала и вынужденного ремонта опреснительной установки. В результате, пока восстановление не завершилось и резервуары вновь не заполнились, как временное решение, воду начали давать со сниженным давлением и только по два часа утром (с 7 до 9) и вечером (с 19 до 21).

В целом, Мангистауская область за сутки из-за своих лимитов возможностей использует только 70 тысяч кубометров воды. Это самый низкий показатель в Казахстане. Для сравнения, соседняя Атырауская область, которая также частично зависит от Каспийского моря, но дополнительно нашла альтернативные источники водоснабжения, потребляет воды в два раза больше: 150 тысяч кубометров. А наибольший показатель в стране имеет Алматы – около 600 тысяч кубометров. 

Проблема с подачей воды в Мангистауской области далеко не новая. Так, один из ключевых используемых сейчас опреснительных заводов «Каспий» был построен еще в 2004 году. Разработал его Центр Келдыша, входящий в российскую госкорпорацию «Роскосмос», а сейчас этот завод принадлежит одноименной национальной социально-предпринимательской корпорации. Его изначальная производительность составляла 5 тысяч кубических метров воды в сутки. Этого было достаточно, когда завод возводился, но с течением времени и ростом численности жителей данного объема стало не хватать. В 2015 году производительность увеличили до 10 тысяч кубометров (за 145,3 млн. тенге), в 2017 году – до 20 тысяч (за 3,1 млрд. тенге). В 2020 году появилась информация о планах по расширению до 40 тысяч кубометров и строительстве новых заводов.

– В своем послании я поручил построить опреснительный завод в поселке Кендерли. Правительство совместно с фондом «Самрук-Казына» должно до конца 2024 года запустить завод. Проблема с обеспечением доступа к качественной питьевой воде в сельской местности не решена. В области 12 сел, или 20% от общего количества сельских населенных пунктов, не обеспечены питьевой водой. В этом году планируется обеспечить питьевой водой только четыре села. Это очень низкие темпы. Поручаю акимату региона до конца следующего года обеспечить питьевой водой все 12 сел, – говорил в 2021 году Токаев.

– Нам следует внедрять новые технологии. Снижение уровня воды в Каспии вызывает серьезную озабоченность. Нужно внимательно подойти к этой проблеме, – добавлял он же в 2022, посещая регион накануне перевыборов.

Не менее важной проблемой, связанной с водой Мангистауской области, является загрязнение Каспия. Еще в 2009 году инспектор министерства окружающей среды говорил, что вода Актау заполнена токсичными нефтепродуктами, радиоактивными веществами, химическими отходами. Тогда озвучивалось, что ежегодно в море скапливается до 90 тысяч тонн отходов нефти и сероводородных соединений

– Такие отходы распределяются неравномерно и покрывают в отдельных местах ядовитой пленкой крупные участки поверхности воды. На сегодня сложилась ситуация, чреватая непредсказуемыми последствиями. Уже при концентрации нефтяных углеводородов в морской воде в 1 миллиграмм на литр технология производства питьевой воды не может функционировать в нормальном технологическом режиме ни методом обратного осмоса, ни методом дистилляции, – комментировал тогда госинспектор Марат Орынбасаров.

Злая ирония заключается в том, что наибольшая концентрация загрязнений находится в северной части моря – именно там, где расположены опреснительные установки. Министерство экологии отмечало, что завод по очищению воды в итоге сам же стал одним из загрязнителей.

– Результаты анализов показали превышение содержания железа, фосфата и меди на источнике сливного трубопровода ТОО «Опреснительный завод Каспий» и выводного трубопровода ТЭЦ № 1 в Каспийское море. По выявленным фактам в установленном законодательством порядке ведется работа по открытию внеплановых проверок, – сообщалось в октябре прошлого года.

Сейчас в Мангистауской области до 2025 года планируется реализовать девять опреснительных проектов общей мощностью 286 тысяч кубометров. Суммарная стоимость этих проектов, по данным областного управления энергетики и ЖКХ, превышает 275 млрд. тенге. 

Но поможет ли это? В 2018 году мы опубликовали материал «Обреченные Каспием», где уже поднимали тему водоснабжения Мангистауской области. Тогда выяснилось, что опреснение должным образом не контролируется и из-за этого жители региона подвергаются различным заболеваниям (в частности, онкологическим). И, стоит отметить, данная проблема никуда не делась. Заболеваемость на западе страны по-прежнему остается высокой, а употребление некачественно очищенной, сильно загрязненной воды является одной из основных причин этой ситуации.

Способы отказаться от опресненной морской воды ищут во всем мире. Международные экологи давно говорят Казахстану, что нужно тоже отказаться от опреснения. Во-первых, потому что это вредит здоровью жителей. Во-вторых, потому что озеро постепенно высыхает из-за его эксплуатации. И если это не остановить, с Каспием может повториться известная всем казахстанцам ситуация Аральского моря.

А самое страшное в этой проблеме – это то, что опресненная вода используется не только для питья. Она также предназначена для полива растений, кормления скота и работы различных производственных объектов. Это значит, что, в случае повторной аварии, подобной декабрьской, если не найти альтернативные источники водоснабжения, пострадать может вся инфраструктура региона

Так, например, ТЭЦ в Мангистауской области изношены на 80% и используют морально устаревшие механизмы работы. Эксперты говорят, что вместо устаревших ТЭЦ необходимо использовать газопоршневые станции, которые работают на масле и не требуют использование воды. А решить проблему воды, взамен опреснительных установок, может организация водовода из Актюбинских подземных вод, не являющихся солеными, и увеличение доли использования водопровода «Астрахань-Мангышлак». 

Власти региона знают и об этой проблеме, и о рекомендациях по ее решению, но, вместо фактических действий, продолжают только тратить огромные деньги на опреснение. А область, тем временем, рискует остаться без воды и превратиться в пустыню. 

Максим Елизаров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.