Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника противостояния двух коммунистов - Exclusive
Поддержать

Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника противостояния двух коммунистов

В предыдущих exclusive.kz рассказывал о тех политических деятелях конца прошлого века, которые не были прямыми конкурентами Нурсултана Назарбаева. Но среди тех, кто вступил с ним в прямую конфронтацию особое место занимает фигура Серикболсына Абдильдина.

Общее советское прошлое

Пик этого противостояния пришелся на первые президентские выборы на альтернативной основе, прошедшие 10 января 1999 года. Но для того, чтобы понять его причины, нужно сделать небольшой биографический экскурс.

В 1960-х годах, после окончания Алматинского сельскохозяйственного института, Абдильдин занимался как практической (был агрономом несколько лет в родной Семипалатинской области), так и научной деятельностью – сначала в аспирантуре, а затем в качестве научного сотрудника Казахского НИИ экономики и сельского хозяйства. Затем он перешел на работу в Госплан Каз.ССР, пройдя путь от начальника подотдела до заместителя председателя – вплоть до начала 80-х. Надо отметить, что он не прекращал заниматься наукой ни тогда, ни в годы работы в правительстве и ЦК, ни даже в эпоху независимости. Он занимался повышением квалификации в Институте управление народным хозяйством СССР, в 1986 году стал доктором экономических наук, а в 96-ом – профессором экономики. Как любят говорить биографические справочники, «является автором ряда монографий в области сельского хозяйства, экономики и политического устройства».

Но теоретические знания Серикболсына Абдильдаевича щедро подкреплялись практикой – он был министром сельского хозяйства, ректором высшей школы управления АПК, первым заместителем Госагропрома Каз.ССР, постоянным представителем нашей республики при Совете министров СССР. На этой должности он пробыл три года – до апреля 1990 года, так как на родине был избран депутатом Верховного совета XII созыва.

И хотя Абдильдин, в отличие от многих, оставался верен идеалам коммунизма до конца жизни, он проявил себя как политик «новой волны» и особенно ярко это проявилось в бытность, когда он стал заместителем председателя Верховного совета. Напомним, что тогда практически весь парламент страны состоял из членов КПСС, но именно Абдильдин стал идеологом немедленных и радикальных реформ. И в этом он, как никто другой, очень помогал президенту Казахской ССР Нурсултану Назарбаеву – начиная с его избрания и заканчивая формированием его демократического образа.

В те годы именно парламент был де-юре и де-факто «двигателем реформ», а президенту во многом оставалось только подписывать принятые им решения. И это до определенного времени отвечало интересам Назарбаева, хотя уже очень скоро это его стало тяготить и он начал перетягивать одеяло политической перестройки на себя. Сам Серикболсын Абдильдаевич ни в то время, ни значительно позже не скрывал этого.

От независимости к зависимости

Те времена подлежат отдельному и более детальному изучению и описанию, поэтому нам приходится делать сравнительно продолжительные временные перескоки. Таким образом мы попадаем сразу в первые месяцы и годы независимости. Но так как Декларацию о государственном суверенитете приняли именно депутаты Верховного совета, Назарбаев хотел заполучить отдельный документ с его личной подписью, который появился на свет 16 декабря 1991 года. Впрочем, это был необходимый акт, по которому страна жила до принятия первой Конституции. Но факт остается фактом – Назарбаеву понравилась роль главы государства, но для этого ему надо было укреплять власть на законодательном уровне.

Однако, по Конституции 1993 года главным тормозом для его единоличной власти становился Верховный совет, который вместо помощника и соратника все чаще проявлял себя как политический оппонент. Мнение Назарбаева позволяли себе оспаривать даже те, кто раньше числился его другом, а то и соратником. Депутаты сводили на нет некоторые его инициативы, да и ему удавалось дезавуировать ряд решений народных избранников. Точечную борьбу ему вести уже не приходилось – надо было решать вопрос «оптом». В итоге был разогнан сначала один, а затем другой созывы Верховного совета. Немногим тогда удалось перебраться в новый мажилис, включая и самого Серикболсына Абдильдаевича.

Но он время зря не терял – был соучредителем ряда общественных организаций, выступал в прессе, а заодно и занимался наукой, каждый раз доказывая, что действия и бездействие правительства в области сельского хозяйства приведут к его уничтожению. В общем, он стал обретать врагов не только в лице президента, но и некоторых членов правительства, зарождавшихся олигархов и латифундистов.

Новой вехой в политической жизни страны стало возрождение, а точнее продвижение Коммунистической партии. Признаться, тогда, в середине 90-х, это воспринималось в обществе неоднозначно. С одной стороны, у многих КПК ассоциировалось с возвращением советского режима. Кстати, именно на этом было построено одно из направлений программы Бориса Ельцина в президентской гонке 1996 года, проходившей в том же году – мол, приход к власти Зюганова погубит демократию. Но, как бы это не было парадоксально, в Казахстане перерожденные коммунисты оказались большими демократами, нежели «Назарбаев и Ко». Более того, вокруг Абдльдина стала объединяться оппозиция того времени, включая попавшего в опалу бывшего премьер-министра Акежана Кажегельдина.

Выборы, выборы…

Итак, пиком противостояния между Назарбаевым и Абдильдиным стали президентские выборы 1999 года, причем, в прямом смысле этого слова. Не секрет, что по многим показателям Абдильдин опережал своего конкурента в нескольких регионах, а в целом же, как утверждали тогда наблюдатели, как минимум, должен был состояться второй тур. К слову, это были первые выборы в Казахстане, за которыми наблюдала миссия ОБСЕ, и первые, которые она признала нечестными.
Но хотя официально Абдильдин набрал всего 12 процентов голосов (против 79-ти у Назарбаева и 4,6 у Гани Касымова), общество поняло, что с уже увязшим в стремлении к единовластию и вкусившим плоды авторитаризма первым президентом вполне можно бороться. Более того, нужно… Также эта предвыборная гонка помогла впервые объединиться демократическим силам, которые незадолго до этого естественным образом шли порознь на выборах парламентских. Здесь необходимо напомнить, что через них Серикболсын Абдильдин вернулся в парламент, став одним из ярких представителей депутатского корпуса с принципиальной позицией.

На следующие выборы в мажилис (в 2004 году) Компартия пошла в блоке с «Демократическим выбором Казахстана», показав неплохие результаты – если бы, конечно, Центризбирком правильно считал и не было всяческих фальсификаций. В равной степени это относится к тогдашнему ДПК «Ак жол» и ряду кандидатов по одномандатным округам. Но главным итогом «с дальним прицелом» было то, что эти выборы оказались последними (до этого года) по мажоритарной системе и с возможностью партиям идти блоком. Последнее – во многом из-за коммунистов. В 2007-ом Компартия Казахстана объявила бойкот плебисциту, а перед Выборами-2012 ее заблаговременно удалили из политического поля, приостановив деятельность – якобы за участие в движении «Халық Майданы» («Народный фронт»).

Формула Абдильдина

За полтора года до этого Серикболсын Абдильдаевич показал пример лидерам большинства других политических партий, сложив полномочия председателя КПК. Однако она продолжала ассоциироваться с его именем – даже после того, как была официально ликвдрована в августе 2015 года. К этому времени Серикболсын-ага уже стал реже появляться на публике – сказывалось здоровье, но старался давать интервью и делать заявления по тому или иному поводу. При этом, он никогда не отказывался от своих слов – напротив, с годами его высказывания становились все жестче и конкретнее. В первую (да и во вторую) очередь это касалось Нурсултана Назарбаева.
Безусловно, ему это не нравилось, но позволить себе какие-то крайние меры он еще не мог себе позволить. Ведь первое вызвало бы нешуточную реакцию со стороны общества, а в эмиграцию Абдильдин не собирался.

Поэтому Акорда и ее хозяин шли на другое. Кроме подтассовки выборов и неудачных (даже смешных) попыток дискредитации, в ход шли другие политические технологии. Одной из широкомасштабных операций стал раскол КПК, который был осуществлен по двум основным направлениям – через филиалы и местные ячейки, а также через руководство партии. Однако, по существу, это лишь усилило позиции самого ее лидера – имидж Абдильдина в обществе, а особенно среди протестного электората лишь рос. Более того, даже те силы, которые были принципиально против коммунистической идеологии, всегда воспринимали его как нечто отдельное от идей большевизма и всего того, что они принесли нашей стране и народу.
Дело в том, что Серикболсын Абдильдаевич мог коротко и ясно объяснить не только свои позицию по тому или иному событию, но и в целом обрисовать происходщее. Мог и промолчать при случае, что в определенной ситуации было полезнее для всех. Но если высказывался, то от души и по существу. В особенности в отношении Назарбаева. Для некоторых это походило на личную напризянь, но это была объективная оценка ситуации – именно в первом президенте он видел виновника всех наших бед, так как он заложил систему коррупции для поддержания режима личной власти, а все остальное, как говорится, производное.

Поэтому с годами репутация Серикболсына Абдильдина только кристаллизовалась, а вот у властей это вызывало обратный эффект. В том числе и после того, как Нурсултан Абишевич переехал из Акорды в «Библиотеку». Режим боялся его даже после смерти – власти даже не дали провести панихиду, сократив прощание с Серикболсын-ага до минимума.

Кто знает, какой была бы судьба независимого Казахстана, если бы его возглавил этот человек, сохранивший верность своим убеждениям о том, что главной ценностью государства является его народ.

Фото на обложке из открытых источников.

Максат Нурпеисов




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.