Алматинцам не стоит надеяться на улучшение воздуха - Exclusive
Поддержать

Алматинцам не стоит надеяться на улучшение воздуха

О качестве воздуха нашего мегаполиса и о том, как его изменить, говорили на заседании Общественного совета Алматы.

О проблеме чистого воздуха в городе писал еще классик казахской литературы Мухтар Ауэзов. Но тогда речь шла о 30-50 тысячах автомобилей, сегодня же это число можно смело умножать как минимум на 10-15. Вот и начальник отдела экологического мониторинга управления зеленой экономики Алматы Лайла Мухаметрахимова поделилась неутешительными данными мониторинга состояния атмосферного воздуха в южной столице.

– В городе установлено 95 постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха, из них 16 – КазГидромета, 9 – частных организаций, 20 – управления экологии и охраны окружающей среды. Согласно полученным на них данным, общие выбросы в атмосферу в прошлом году составили 127 тысяч тонн. 55 тысяч тонн из них поступило от передвижных источников, 36 тысяч тонн – от стационарных источников (ТЭЦ-2 и промышленные предприятия) и 9 тысяч тонн – от частного сектора. В городе запущены три передвижных экологических поста и одна передвижная эколаборатория, которая замеряет качество воздуха, почвы и воды.

Согласно программе развития Алматы, к 2030 году планируется снижение выбросов до 78 тысяч тонн в год. Реально ли достичь таких показателей? Вопрос скорее риторический. За последние пять лет индекс загрязнения атмосферы несколько стабилизировался, но все же остается высоким. По взвешенным веществам PM10 превышение зарегистрировано в Алатауском, Жетысуском, Турксибском районах. По СО2 (оксиду углерода) за счет влияния ТЭЦ 2 и ТЭЦ-3 превышение идет в Алатауском, Жетысуском, а также в Алмалинском районах.

По данным ДВД, в Алматы зарегистрировано более 500 тысяч единиц автотранспорта, ежедневно также заезжают более 250 тысяч машин из регионов. В день в городе курсирует порядка 800 тысяч авто. Стимулировать переход на экологически чистый вид топлива водителей, по мнению городских властей, должны 80 зарядок для электромобилей, которые установлены в Алматы. Однако по факту количество таких машин в городе можно исчислять единицами, чуть больше тех, кто перешел на газ.

Пока жители наблюдают за тем, как в городе беспрепятственно курсируют дымящие авто, ДВД, как может, борется с правонарушителями. Им за 10 месяцев этого года полицейские выписали штрафы на сумму более 89 млн. тенге. Вот только по факту это никак не влияет на чистоту нашего воздуха.

Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), в среднем по городу в этом году должен был составить 5,3, на деле -7. Максимальный уровень содержания в атмосферном воздухе диоксида серы (SO2) в среднем должен был быть 2,5, реально – 9,8. Максимальный уровень содержания в атмосферном воздухе диоксида азота (NO2) в среднем по городу должен составлять 1,7, а на деле – 5,3.

Фактически достигнут только такой планируемый показатель, как валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками. По словам Лайлы Мухаметрахимовой, улучшать запланированное ранее состояние воздуха в городе мешает целый ряд факторов. Это рост автотранспорта, точечное строительство, отсутствие ветра, наличие стационарных источников с большим объемом выбросов, старые зеленые насаждения. В городе порядка 82 тысяч частных домов, которые не подключены к газификации. Влияет и агломерация Алматинской области.

– Важной причиной недостижения установленных целевых показателей является то, что основное мероприятие, направленное на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха мелкодисперсными частицами (и другими загрязнителями), а именно перевод ТЭЦ 2 на газ, будет реализовано в более поздние сроки, – считает эколог. – Кроме того, в отчетный период не были выполнены в полном объеме все запланированные мероприятия по снижению выбросов автотранспорта – одного из главных источников загрязняющих веществ.

Мы предлагаем ужесточить контроль за соблюдением норм токсичности и дымности автомобилей. На сегодняшний день у нас не работает статья 797 КУАПа – изъятие номера автомашины за загрязнение атмосферного воздуха. Там написано, что сотрудники полиции «вправе это делать», мы же предлагаем изменить на «обязаны». Предлагаем также ужесточить экологический контроль автопарков города, так как на них поступает много жалоб. Также нужно вести анализ фактических выбросов загрязняющих веществ на ТЭЦ и осуществлять контроль за качеством реализуемого в городе автомоторного топлива. Нужна и господдержка в создании минизавода по выпуску катализаторов для транспорта. Сегодня в Алматы 90 процентов автотранспорта не имеет таких катализаторов.

– В данное время у нас нет ни государственной, ни региональных программ по переходу на экологически чистый вид транспорта, – со своей стороны утверждает представитель Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив «ECO JER» Юрий Тлеумуратов. – Мы так и не услышали, что же город планирует делать по переводу частного транспорта на экологически чистый вид топлива.

А тем временем в городе растет число заболеваний. По словам заведующего научно-исследовательской лабораторией здоровья и ОС КазНУ им. аль-Фараби доктора медицинских наук Дениса Винникова, доказано влияние загрязнения воздуха взвешенными частицами, NOx, SO2, озоном и др. на общую смертность, смертность от сердечно-сосудистой патологии и респираторных болезней. Они приводят к астме, обострению ХОБЛ, аллергии. Мелкие частицы переносят респираторные вирусы – грипп, SARSCoV2 и другие заболевания. Кроме того, грязный воздух приводит к депрессии и суицидам.

Но переход на экологически чистый вид транспорта в городе все же идет. Пока не известно, когда ждать появления легкорельсового трамвая на ул.Толе би. Однако в ближайшее время планируется провести оптимизацию общественного транспорта города через сокращение маршрутов и улучшение качества обслуживания пассажиров. Опубликовано объявление о закупке новых городских автобусов для компании «Алматыэлектротранс». 50 единиц электротроллейбусов должны доставить в мегаполис до июля и еще 50 до 1 декабря 2023 года.

Городские власти заключили с АО «QazaqGaz» меморандум в сфере газа и газомоторного топлива. Во втором квартале 2023 года будет построено три автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, что обеспечит поставку компримированного природного газа. Со своей стороны, акимат планируется увеличить количество автобусов на газе с 880 до 1200. До 2025 года в мегаполисе будет построено два парка для газовых автобусов и пять газовых заправочных станций.

https://t.me/kzexclusive
https://t.me/kzexclusive

Анна Ямпольская




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *