173 млрд из ЕНПФ вложили в вагоны без требований к локализации: импортные комплектующие идут из России и Китая

Пенсионные средства направлены на закуп подвижного состава, но отечественные заводы остались без поддержки, сообщает Exclusive.kz со ссылкой на Мажилис.
В Казахстане обсуждается вопрос использования пенсионных активов. По данным депутатов Мажилиса, Национальный банк вложил 173 млрд тенге из средств ЕНПФ в облигации холдинга «Байтерек». Эти деньги пошли на лизинг 3 300 вагонов, однако условия локализации при закупе подвижного состава установлены не были. В результате значительная часть комплектующих поступает из России и Китая, тогда как отечественные заводы остаются без крупных контрактов.
Отечественные производители вне игры
В запросе парламентарии отдельно подчеркнули пример павлодарского предприятия Format Mach Company. Завод вложил 25 млрд тенге в модернизацию литейного производства и получил международную сертификацию. Компания готова увеличить объем выпуска с 4 000 тонн до 50 000 тонн годного литья в год.
Несмотря на конкурентоспособность по цене и качеству, а также успешный экспорт (в 2024 году 84% продукции ушло в Россию, Беларусь и Узбекистан), предприятие до сих пор не имеет ни одного долгосрочного контракта с казахстанскими вагоностроителями.
Рынок заняли импортные комплектующие
Закупки комплектующих для вагонов в Казахстане по-прежнему завязаны на импорт. Депутаты отметили, что в стране заключены и новые крупные контракты:
- договор между АО «Фонд развития промышленности», АО «KTZ Express» и ТОО «ЗИКСТО» на поставку 2 700 платформ;
- обсуждается аналогичный контракт на еще 4 000 вагонов до 2030 года.
Но и в этих соглашениях не прописаны требования о закупке казахстанских комплектующих, хотя в стране есть мощности и производители, готовые обеспечивать потребности отрасли.
Экономические потери для Казахстана
По расчетам депутатов, отсутствие спроса на продукцию отечественных предприятий приводит к следующим последствиям:
- 18,2 млрд тенге недополученных доходов по заработной плате,
- около 17,1 млрд тенге недополученных налогов и социальных отчислений,
- порядка 3 500 рабочих мест так и не создано,
- до 70% себестоимости одного вагона (около 121 млрд тенге) фактически уходит зарубежным производителям.
Позиция депутатов: нужны новые правила
Парламентарии подчеркнули, что действующая практика подрывает усилия государства по импортозамещению и снижает эффективность программ поддержки промышленности.
В запросе предлагается:
- Ввести механизм государственного регулирования, предусматривающий обязательное участие казахстанских производителей в цепочках поставок при закупках за счет бюджета, пенсионных активов и средств квазигоссектора.
- Прописать требования по локализации в действующих и будущих договорах.
- Включить аналогичные условия во все государственные программы обновления подвижного состава.
- Провести совещание с участием правительства, депутатов, институтов развития и бизнеса для выработки системных мер поддержки локализации.
Итог
История со 173 млрд тенге из ЕНПФ стала показательной: при наличии в Казахстане сертифицированных производителей с экспортным потенциалом государственные и пенсионные деньги фактически поддерживают заводы России и Китая. Депутаты считают, что без введения обязательных требований по локализации отечественная промышленность продолжит проигрывать даже на внутреннем рынке.
Шокан Алмас
Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.