Ya Metrika Fast


English version

173 млрд из ЕНПФ вложили в вагоны без требований к локализации: импортные комплектующие идут из России и Китая

Контекст дня — 18 сентября 2025 10:50
0
Изображение 1 для 173 млрд из ЕНПФ вложили в вагоны без требований к локализации: импортные комплектующие идут из России и Китая

Пенсионные средства направлены на закуп подвижного состава, но отечественные заводы остались без поддержки, сообщает Exclusive.kz со ссылкой на Мажилис.

В Казахстане обсуждается вопрос использования пенсионных активов. По данным депутатов Мажилиса, Национальный банк вложил 173 млрд тенге из средств ЕНПФ в облигации холдинга «Байтерек». Эти деньги пошли на лизинг 3 300 вагонов, однако условия локализации при закупе подвижного состава установлены не были. В результате значительная часть комплектующих поступает из России и Китая, тогда как отечественные заводы остаются без крупных контрактов.

Отечественные производители вне игры

В запросе парламентарии отдельно подчеркнули пример павлодарского предприятия Format Mach Company. Завод вложил 25 млрд тенге в модернизацию литейного производства и получил международную сертификацию. Компания готова увеличить объем выпуска с 4 000 тонн до 50 000 тонн годного литья в год.
Несмотря на конкурентоспособность по цене и качеству, а также успешный экспорт (в 2024 году 84% продукции ушло в Россию, Беларусь и Узбекистан), предприятие до сих пор не имеет ни одного долгосрочного контракта с казахстанскими вагоностроителями.

Рынок заняли импортные комплектующие

Закупки комплектующих для вагонов в Казахстане по-прежнему завязаны на импорт. Депутаты отметили, что в стране заключены и новые крупные контракты:


  • договор между АО «Фонд развития промышленности», АО «KTZ Express» и ТОО «ЗИКСТО» на поставку 2 700 платформ;
  • обсуждается аналогичный контракт на еще 4 000 вагонов до 2030 года.
    Но и в этих соглашениях не прописаны требования о закупке казахстанских комплектующих, хотя в стране есть мощности и производители, готовые обеспечивать потребности отрасли.

Экономические потери для Казахстана

По расчетам депутатов, отсутствие спроса на продукцию отечественных предприятий приводит к следующим последствиям:

  • 18,2 млрд тенге недополученных доходов по заработной плате,
  • около 17,1 млрд тенге недополученных налогов и социальных отчислений,
  • порядка 3 500 рабочих мест так и не создано,
  • до 70% себестоимости одного вагона (около 121 млрд тенге) фактически уходит зарубежным производителям.

Позиция депутатов: нужны новые правила

Парламентарии подчеркнули, что действующая практика подрывает усилия государства по импортозамещению и снижает эффективность программ поддержки промышленности.
В запросе предлагается:

  • Ввести механизм государственного регулирования, предусматривающий обязательное участие казахстанских производителей в цепочках поставок при закупках за счет бюджета, пенсионных активов и средств квазигоссектора.
  • Прописать требования по локализации в действующих и будущих договорах.
  • Включить аналогичные условия во все государственные программы обновления подвижного состава.
  • Провести совещание с участием правительства, депутатов, институтов развития и бизнеса для выработки системных мер поддержки локализации.

Итог

История со 173 млрд тенге из ЕНПФ стала показательной: при наличии в Казахстане сертифицированных производителей с экспортным потенциалом государственные и пенсионные деньги фактически поддерживают заводы России и Китая. Депутаты считают, что без введения обязательных требований по локализации отечественная промышленность продолжит проигрывать даже на внутреннем рынке.

Шокан Алмас


Шокан Алмас

Поделиться публикацией
Комментариев пока нет

Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.