Останется ли Казахстан базарной экономикой?
Несмотря на все амбиции, Казахстан все еще остается базарной экономикой, где занята огромная часть населения. Доля рынка цивилизованной розницы в Казахстане составляет 25-30%, а в Европе эта цифра достигает 95-97%. Для нашей страны вывод базаров из тени – не только вопрос экономики, но и социальной стабильности.
На примере Алматы, треть экономики которой формирует торговля, можно увидеть, что объем стоимости аренды составляет всего 5% от объема торговли, проходящий в виде выручки на торговых точках, соответственно, основная экономическая деятельность базара, находится в тени. Тем временем, в этой огромной экосистеме по разным оценкам занято от 250 тысяч до миллиона человек. Нет точных данных и по объемам торгового оборота. По данным КГД только в Шымкенте он составляет 12 миллиардов тенге в год, Бюро национальной статистики называет 36 миллиардов в год, а по независимым данным – 420 миллиардов тенге.
По даннымисследования ассоциации «Форум предпринимателей Казахстана», доля оборота ненаблюдаемого сектора в денежном выражении в 2019 году составляла 15 трлн тенге. Комитет по статистике указывал сумму вдвое меньше, а Комитет государственных доходов называл не более 4 трлн тенге. МНЭ полагает, что в тени около четверти экономики. Таким образом, финансовые потери госбюджета насчитывают десятки миллиардов тенге. Это следствие того, что в Казахстане торговые сети в объеме розничного товарооборота занимают всего 12%, магазины у дома – 50-60%, открытые оптовые и розничные рынки – до 40%.
Но, тем временем, базары уже проигрывают конкуренцию торговым сетям в ассортименте и ценах. При том, что пока цивилизованная торговля составляет незначительную часть товарооборота, как только тот же Magnum открывает свои филиалы в регионах, продавцы на базарах вынуждены снижать цены минимум на 10-15%.
О том, чем это оборачивается для экономики страны, можно судить по налогам, уплаченным в бюджет двумя компаниями, владеющими «Алтын Ордой. Судя по официальной отчетности, огромный рынок, который ежедневно посещают тысячи алматинцев и приезжих, обеспечивающий продовольствием миллионы жителей города и области, приносил своим хозяевам весьма скромные доходы, на уровне небольшого предприятия с доходом до 500 млн тенге в год. За последние семь лет две компании, владеющие «Алтын Ордой», перечислили в бюджет в сумме не более 400 млн тенге. Для сравнения мы взяли сеть супермаркетов Magnum, которая располагает сопоставимыми торговыми площадями и так же популярна, как и рынок «Алтын Орда». При общей площади 400 тысяч квадратных метров торговая площадь сети составляет 250 тысяч квадратных метров. За 14 лет существования сеть Magnum перечислила в бюджет 62 млрд тенге, в том числе 13,8 млрд в 2021 году. Таким образом, в прошлом году каждый квадратный метр Magnum принес в бюджет 34 500 тенге. А вот сдача квадратного метра площади рынка «Алтын Орда» за прошлый год принесла в бюджет всего 388,9 тенге, то есть в 88,7 раза меньше, чем заплатил Magnum.
Но, помимо прямых потерь, есть огромный отрицательный мультипликативный эффект. Во-первых, совершенно очевидно, что поток контрабанды, проходящей через рынки, делает бессмысленным легальный импорт товаров. Об этом уже многие годы говорят триллионные расхождения между китайской и казахстанской таможенной статистикой, товары которой находятся в обороте частных рынков и являются базой для теневой экономики.
Во-вторых, сотни тысяч казахстанцев, занятых в торговле на рынках, по сути, лишены социальных гарантий, предоставляемых государством, так как их доходы не облагаются полноценными страховыми выплатами и обязательными социальными взносами. Государство предпочитает записать огромную массу людей в число самозанятых, а урегулирование гражданско-правовых вопросов за забором рынка осуществляет базарком, а не государственные институты.
Как показали январские события, именно из этой среды можно легко рекрутировать участников беспорядков. При этом государство плохо представляет, по каким законам живут рынки и что там происходит.
И в-третьих, как следствие, как государство, так и покупатель лишены возможности отслеживать качество товара, сроки и условия его хранения. А ведь речь идет о здоровье или даже жизни потребителя, за которые никто не несет ответственность.
Таким образом, огромная часть реальной экономики находится вне госрегулирования, но все попытки правительства хоть немного навести порядок скорее напоминают действия слона в посудной лавке. Это огромный параллельный мир, где своя неформальная налоговая система, иерархия социально-экономических отношений.
Справедливости ради, надо сказать, что внешне базары и барахолки все же изменились. За последние десять лет ряды незатейливых прилавков превратились в крытые павильоны, торговые площади увеличились, появились парковки и даже эскалаторы. Огромными усилиями налоговики заставили владельцев базаров платить хоть какие-то налоги, которые формируются из сдачи торговых помещений в аренду, но сами торговцы по-прежнему вполне уютно чувствуют себя в тени, как и 30 лет назад.
Но на этом «модернизацию» базаров можно назвать законченной. Судьба и кошелек торговцев по-прежнему зависят от сезона, стоимости аренды, безопасности и всего, что во многом зависит от личных взаимоотношений торговца с директором рынка. Более того, нередко именно он решает, у кого и по какой цене купить товар.
Как бы там ни было, но базарная экономика, которой, по сути, и является весь Казахстан, нуждается в регулировании. Пока это достигалось скорее кнутом, чем пряником. Только для этого нужно все-таки вникнуть в проблему и создать мотивацию для выхода торговли из тени.
Так или иначе, но развитие цивилизованной торговли – это неизбежное будущее. И не только потому, что технологии прочно вошли в нашу жизнь, но и потому, что растет социальный запрос на изменения. Базары – это не только торговцы, это огромная экосистема, в которой сосредоточена самая бедная и незащищенная часть населения, которая наиболее подвержена риску радикализации. Это все еще полукриминальный мир, социально-экономический потенциал которого при выводе из тени огромен. Впрочем, базаркомы уже и сами понимают, что этот вид торговли будет умирать по мере развития торговых сетей. Аналогичный путь прошли многие страны и Казахстан не исключение. Торговля перестает быть уделом маргиналов. Все больше торговцев хотят иметь доступ к образованию, медицине, смене квалификации и не хотят, чтобы их дети стояли у прилавков.
Ну а потребитель голосует кошельком. Поэтому, если сейчас соотношение цивилизованной и теневой торговли составляет 30% к 70%, то в ближайшие годы эта пирамида неизбежно перевернется. А базары останутся не более, чем частью восточного колорита.
Комментариев пока нет