Как наши предки украшали свои жилища, когда не было дизайнеров по интерьеру - Exclusive
Поддержать

Как наши предки украшали свои жилища, когда не было дизайнеров по интерьеру

Узнать больше о наших народных мастерах и увидеть их творения можно на выставке «Душа традиций. Сокровища степей» в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева.

Вселенная мастеров

Экспозиция произведений декоративно-прикладного искусства занимает несколько залов, в них можно увидеть более 60 работ. Причем некоторые из них никогда раньше не выставлялись на всеобщее обозрение, а лишь бережно хранились в фондах музея. Это войлочные, тканые и вышитые ковры, гобелены, а также предметы конского убранства, работы мастеров по дереву, коже и металлу.

– У казахского народа богатая история декоративно-прикладного искусства, которая уходит корнями в далекое прошлое, в кочевую культуру, когда наши предки стремились как можно более оригинально украсить свои жилища – юрты. Ткали ковры, делали и оригинально украшали предметы мебели, домашнюю утварь, – рассказывает куратор выставки Наталия Баженова. – В нашем музее довольно большая коллекция работ декоративно-прикладного искусства. Основная часть собрания изделий народных мастеров сформирована в начале 1970-х годов. Пополняется коллекция и работами современных авторов.

В фонде действительно есть как экспонаты с солидной историей, так и произведения лучших современных мастеров, которые продолжают дело предков. За сотни лет в казахской культуре сформировались собственные традиции декоративно-прикладного искусства. Так, в своих работах мастера всегда использовали различные орнаменты, которые выполняли функции оберегов. Сегодня многие известные творцы также придерживаются этих традиций: например, Сауле и Алибай Бапановы, чьи работы можно увидеть в одном из залов выставки. Эти мастера в своих произведениях показывают, как казахский народ понимал и воспринимал мир много веков назад. Например, на авторском гобелене «Тенгри» небо изображено в форме яйца, в котором отражается мир. В основном на выставке представлены работы Бапановых, выполненные в конце восьмидесятых годов прошлого века.

Ковры как арт-объект

В целом временной разброс создания экспонатов довольно большой. Например, целый зал посвящен коврам – от старинных до современных, широко представлены их самые разные виды.

– Тканый ковер можно назвать высшим достижением материальной культуры кочевых и полукочевых народов Востока, – говорит Наталия Баженова. – В его орнаменте сохранились отголоски древних мифов, магические и религиозные представления людей, накопленный веками огромный запас впечатлений об окружающем мире.

Монументальны и живописны по колориту напольные войлочные ковры текеметы. Их изготавливали способом валяния. В другом виде войлочных ковров – сырмаках применяли мозаику и инкрустацию, аппликацию цветным шнуром и тканью. В орнаменте войлочных изделий преобладают различные вариации роговидного орнамента – кошкар мюиз, символа богатства и благоденствия, – рассказывает куратор выставки.

Настенные вышитые ковры – тускиизы – тоже всегда занимали почетное место в убранстве юрты, символизируя счастье и благополучие семьи.

– Для тускиизов характерны полихромность цвета, многообразие растительных мотивов, семантическое значение которых восходит к древнему культу плодородия, – отметила Наталия Баженова.

Особое место в этом разделе занимает авторское панно известного художника Зейнелхана Мухамеджана, в котором сочетаются традиции народной вышивки и станковой композиции. К слову, имя этого мастера хорошо знают и за пределами Казахстана. В в своих работах он использует древнюю казахскую технику вышивки бiз кесте, которая была практически утеряна. Отчасти это произошло потому, что она требует много времени и терпения, и далеко не все мастера оказываются к этому готовы. Например, на создание одного произведения может потребоваться больше года.

По образованию Зейнелхан Мухамеджан – художник. В своем творчестве он умело сочетает традиционную казахскую вышивку с современными техниками в живописи. Мастер неоднократно говорил в интервью, что пробовал работать в разных стилях, но в итоге остановился именно на вышивке. Прочитал много материалов, чтобы восстановить древнюю казахскую технику.

– Мы гордимся тем, что в коллекции музея хранятся работы современного мастера такого уровня, как Зейнелхан Мухамеджан, – говорит Наталия Баженова. – Технику вышивки бiз кесте можно считать брендом нашей страны. К тому же, из-за её сложности в ней сегодня работают не так много мастеров по всему Казахстану. Эта вышивка крючком требует постоянной высокой концентрации, она очень сложная и трудоёмкая.

Фабричная история

Большое внимание на выставке уделено артели «Ковровщица», а именно -изделиям, созданным на этом предприятии, для которого в своё время делали эскизы художники очень высокого уровня – например, Абылхан Кастеев.

– Эта ковровая фабрика открылась в Алма-Ате ещё в 1936 году. По специальным заказам на предприятии ткали ковры с изображением Абая, Жамбыла, Мухтара Ауэзова, Сакена Сейфуллина и других выдающихся личностей казахского народа, – говорит Наталия Баженова. – К сожалению, сегодня этой фабрики не существует.

Однако изделия, созданные работниками артели «Ковровшица», остались. Часть из них хранится сегодня в Государственном музее имени Кастеева. Правда, имена ткачих, которые над ними работали, зачастую неизвестны, зато на примере этих ковров можно увидеть некоторые отличительные особенности декоративно-прикладного искусства советского периода. В первую очередь в части создания гобеленов, которые в то время были очень популярны. На выставке им посвящен отдельный зал.

История этого вида искусства в Казахстане ведёт отсчет с 1937 года, когда при артели «Ковровщица» открыли мастерскую гобелена, которая просуществовала 11 лет. Новый виток развития начался в 1970-х годах: он был связан с творчеством художников, которые получили специальное образование именно по текстилю.

– В этот период значительное влияние на развитие гобелена оказала живопись. В гобелене решаются сложные пространственные и колористические задачи, создаются многофигурные, тематические, а позднее и абстрактные композиции. Советские гобелены отличаются не только определенной, в большей степени патриотической тематикой, но также использованием толстых ковровых нитей, – отметила Наталия Баженова.

Большой вклад в развитие гобелена внёс художник Курасбек Тыныбеков. Именно благодаря ему о традициях создания гобеленов именно в нашей стране начали узнавать в мире. Его работы не раз демонстрировались на международных выставках в Москве, Лейпциге, Вильнюсе, Нью-Йорке и других городах. Авторские гобелены мастера хранятся во многих музеях мира, в том числе и в «Кастеевке». Работы Курасбека Тыныбекова, конечно, можно увидеть и на выставке изделий декоративно-прикладного искусства. Одна из них называется «Мир».

Также в экспозиции можно увидеть произведения еще одного мастера – Куттыбека Жакыпа, который в своё время открыл и запатентовал новую технику резьбы по меху.

– В целом же, советские гобелены отличаются не только определенной, в основном патриотической темой рисунков, но и, например, использованием толстых ковровых нитей, – рассказала куратор выставки.

Примечательно, что на выставке есть отдельная часть, где представлены небольшие по размеру образцы декоративно-прикладных изделий. Их специально создали для слабовидящих посетителей сами сотрудники музея.

– Нам важно, чтобы искусство было доступно всем. Свои работы мы украсили разными орнаментами, сделав их как можно более выпуклыми, чтобы изображения можно было узнать на ощупь, – добавила Наталия Баженова.

Экспонаты с историей

Представлены на выставке и атрибуты мебели, аналогичные тем, что использовали в юртах. Каждый из них был не только функционален, но и очень эстетичен. Художественной обработке созданных преимущественно из дерева предметов быта уделяли значительное внимание. Например, сделанные вручную и расписанные приспособления для хранения одежды украшены орнаментами.

В одном из залов можно увидеть и предметы конного снаряжения. В первую очередь это мужские и женские сёдла, украшенные разными символами. Так, по словам куратора экспозиции, на мужских сёдлах часто вырезали изображения хищных птиц. При этом, на одном из тех, что представлены в зале, скорее можно распознать голову черепахи.

– Предки казахов приручили дикую степную лошадь и освоили верховую езду еще в глубокой древности. Хороший конь и сбруя, украшенная серебром, позолотой, полудрагоценными камнями у казахов были показателями социального статуса владельца, – рассказывает Наталия Баженова. – Конное снаряжение считалось предметом гордости для мужчины. Ему уделялось большое внимание.

Посетить выставку изделий декоративно-прикладного искусства «Душа традиций. Сокровища степей» можно до конца августа.

Фото автора, а также предоставлены Государственным музеем искусств имени Кастеева

Валерия Холодова




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. А. Кастеев артындагы онер муражайы казак елынын онерлерын дарыптейтын муражай.
    Казактын ескы куралдары мен онер туындыларын жинактап байыта берсын.
    Музей кызметкерлерыне Рахмет айтам, енбектерыныз табысты болсын.