Чему казахам стоит поучиться у узбеков - Exclusive
Поддержать

Чему казахам стоит поучиться у узбеков

Пока в Казахстане многие годы говорят о необходимости внедрения местного самоуправления, в соседнем Узбекистане институт махалли позволяет жителям самостоятельно решать большинство вопросов своего жизнеобеспечения. Возможно, именно в этом кроется секрет социальной стабильности в этой стране.

Изначально махалли – это традиционные мусульманские общины. Исконно они существовали не только в Узбекистане, но и в Кыргызстане, Таджикистане, Афганистане, Иране и других странах, где исторически был широко распространен ислам. Однако именно в Узбекистане махалли смогли успешно пройти через процесс трансформации и адаптации к новым условиям, и теперь этим словом здесь называют форму социальной организации в части города (квартале) либо в селе без привязки к религии.

В советский период власть использовала махалли в качестве канала для реализации государственных программ и контроля за населением. Чойхоны, где до этого традиционно общались и принимали различные решения жители махаллей, тогда стали служить местом распространения коммунистической идеологии. Тем не менее, после распада СССР Узбекистан стал восстанавливать свои национальные традиции и начал реформу по развитию махаллей в качестве основы местного самоуправления.

Сначала махалли оказались упомянуты в принятой в 1992 году Конституции в разделе о самоуправлении, где сказано, что «органами самоуправления являются сходы граждан в поселках, кишлаках и аулах, а также в махаллях городов, поселков, кишлаков и аулов, избирающие председателя». А затем в 1993 году Ислам Каримов принял отдельный закон об органах самоуправления граждан. 

– Сход граждан поселка, кишлака, аула и махалли города правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный законодательством к ведению органов самоуправления граждан соответственно поселка, кишлака, аула и махалли города. Сход граждан поселка, кишлака, аула и махалли города: избирает председателя (аксакала) схода граждан и его советников, председателей и членов комиссий по основным направлениям деятельности схода граждан, ежеквартально заслушивает их отчеты; <…> утверждает программу деятельности и смету расходов органа самоуправления граждан, планы мероприятий, направленных на обеспечение комплексного развития территории, благоустройство и улучшение санитарного состояния населенных пунктов; осуществляет общественный контроль за исполнением законов и иных актов законодательства, а также своих решений, – говорится в законе.

Граждане получили возможность открыто высказать свою обеспокоенность по вопросам, напрямую касающихся их жизни. Избранный жителями махаллинский комитет выслушивал эти проблемы, рассматривал жалобы и вместе с гражданами находил способы их решения. 

Обязанности распределились следующим образом. Председатель созывает граждан на собрания, представляет интересы жителей в государственных инстанциях, имеет право подавать заявление в суд о признании того или иного гражданина недееспособным из-за алкогольной или наркотической зависимости, психического расстройства или ментальных проблем. В его прямые обязанности вошла незамедлительная защита прав несовершеннолетних детей, оставшихся без попечительства родителей, и женщин, подвергшихся преследованию или насилию.

Также при махаллях появился аксакал, в чьи задачи вошли забота об улучшении материального положения малообеспеченных семей, детей сирот и граждан, которые остались без крова и средств к существованию, слежение за сохранностью бесхозного или принадлежащего нуждающимся (одиноким или находящимся на лечении в специальных учреждениях) людям имущества и осуществление полномочий, связанных с организационными моментами работы махалли и поддержанием общественного порядка.

В последующем законодательство о махаллях продолжало развиваться. Правительство постепенно расширяло полномочия самоуправления, позволив гражданам страны начать самостоятельно заниматься организацией общественных мероприятий, решать вопросы благоустройства, взаимодействовать по своим интересам с государственными органами и так далее.

При этом, до смерти Ислама Каримова воссозданные махалли в качестве института самоуправления массово критиковались за то, что председателями из-за необходимости согласовывать с депутатами кандидатуру регулярно становились исключительно лояльные к государству лица, которые зачастую до этого были сотрудниками бюджетных организаций или вовсе МВД, а также за то, что махалли оказались в прямой финансовой зависимости от государства, из-за чего многие вопросы нуждающихся в помощи граждан или касающиеся крупных инфраструктурных проблем района, могли годами так и оставаться нерешёнными. Председателей махаллей жители часто подозревали в коррупции, из-за чего самоуправления, несмотря на расширенные полномочия, в некоторых (особенно в удаленных от столицы) территориях оставались формальными. 

В 2017 году ставший президентом Шавкат Мирзиёев начал принимать новые нормативно-правовые акты, касающиеся развития самоуправления. Ключевым был указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли», который юридически сформировал поэтапную стратегию решения проблем махаллей для усиления возможностей граждан влиять на их жизнь. А в 2018 году была принята нацпрограмма «Обод махалля», которая была направлена на финансирование модернизации инфраструктуры жителей, создание коммуникационных сетей, государственную поддержку неимущих и инвалидов.

Основной задачей, как указывалось в документах, было «усилить место и роль органов самоуправления граждан в обществе, превратить их в структуру на местах, оказывающую реальную помощь и содействие народу» и, вместе с тем, закрыть пробелы с недостатком финансирования (конечно, насколько это было возможно без «раздачи денег» с учётом общей проблемы слабой экономики Узбекистана). 

Для того, чтобы снизить количество «назначенцев» в председателях махаллях, дать возможность гражданам самим решать проблемные вопросы и увеличить результативность их деятельности, в Узбекистане по инициативе Мирзиёева начали на районном уровне осуществлять профессиональную подготовку с обучением выявлению проблем населения, проведению сходов граждан и работе с обращениями.

Сначала это были только отдельные курсы, а потом, с 2021-2022 учебного года, с целью пополнения органов самоуправления граждан высококвалифицированными специалистами была дополнительно запущена специальность «Социальная работа» с заочной формой обучения в бакалавриатах педагогических и финансово-экономических вузах. Поступать на эту специальность рекомендовали гражданам, которые проработали в махаллях не менее трёх лет. 

В 2022 году в рамках «Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» был пересмотрен состав махаллинских комитетов. В них обязали включить по одной женской активистке. А затем, в 2023 году, был внедрён институт внесения жителями махалли вотума недоверия председателю. Теперь он объявляется при получении подписей одной трети жителей махалли, имеющих право голоса. Решение считается принятым, если на собрании граждан за него проголосовало более половины присутствующих. В результате махалли стали более самостоятельными и ориентированными на гражданское общество.

Сегодня института махаллей продолжает развиваться. В начале этого года было объявлено, что для привлечения ответственных работников (таких как старший по улице, дому, подъезду) в каждом населенном пункте могут внедрить систему KPI. Также указывалось, что планируется привести инфраструктуру и облик махаллей к единому стандарту и создать прозрачную систему мониторинга, насколько граждане довольны самоуправлением.

В махаллях граждане Узбекистана самостоятельно осуществляют свыше 70 функций социально-экономического характера, которые раньше находились в компетенции местных органов государственной власти. Политологи, специализирующиеся на Центральной Азии, считают этот институт идеальным инструментом адаптации механизма местного самоуправления к местной ментальности. Согласно телефонному опросу граждан Узбекистана, проведенному центром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», 80,9% опрошенных убеждены, что махалля помогает гражданам, приносит большую пользу обществу и государству исходя из интересов населения и способствует решению проблем.

– Основной мотивацией, которая побуждает граждан проявлять гражданскую активность и участвовать в жизни своей махалли, является «искреннее и бескорыстное желание помочь людям, обществу, оказать им поддержку и содействие в решении беспокоящих их проблем и вопросов». Так считает 60,4 процента. В ходе опроса респонденты также отметили, что принимают участие в деятельности органов местного самоуправления в связи с тем, что для них это возможность трудоустройства и стабильного заработка, а также для того, чтобы повысить свой социальный уровень и значимость в обществе. Опрос показал, что среди граждан, не принимающих активного участия в деятельности органов местного самоуправления и в жизни махалли, более половины (54,4 процента) испытывают желание это делать, потенциально они готовы участвовать в решении актуальных вопросов местного самоуправления, оказывать помощь, обращаться в органы местного самоуправления с предложениями, жалобами, принимать участие в сходах и собраниях, осуществлять деятельность по благоустройству территорий и организовывать досуг жителей, – говорится в результатах опроса.

Напомним, ранее развить местное самоуправление в Казахстане обещал ещё в 2012 году Бахытжан Сагинтаев, будучи тогда министром экономического развития и торговли. Тем не менее, прогресса в этой работе за 22 года так и не наступило, и вся работа правительства РК, как отмечали журналисты и гражданские активисты, свелась к традиционным косметическим изменениям

Читайте предыдущие материалы Exclusive.kz по теме: 

Маслихаты как идеальное местное самоуправление… для власти.

Местное самоуправление: назначенные акимы и избранные бии.

Как акимы убивают местное самоуправление.

Максим Елизаров




8 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. С какой целью вы пытаетесь оправдать архаику? Фундамент махалли основан на административных репрессиях, безоговорочнго подчинения правящей партии, в сравнении с которой бывшая некогда партия Нур Отан выглядела светочем демократии! Ровным счётом ничего не изменилось и по нынешнее время! Те же методы коллективного принуждения, та же коррупция, что и при Исламе Каримове! У меня немало родственников проживает в Ташкенте, и не понаслышке знаю как устроен институт махалли! Абсолютно безответственно с вашей стороны рекламировать архаичное мракобесие нам, казахстанцам!

  2. Я из Узбекистана вы вообще о чем? Махялля это коррупция, нищета, бездействие вот что такое махалля. Узбеки по горло сыты этой системой. Автору вообще видно не стыдно это все продвигать. Если и надо у кого учиться то не у Узбеков а у Японцев и других развитый наций

  3. У казахов тоже есть традиционный метод самоуправления — институт глав родов. Но сомневаюсь, что он вам понравится, поскольку это такая же архаика.

  4. Откуда такие умники советники берутся? У этих учитесь у тех, саранчу еште, за дождевую воду платите?Узбеки это узбеки, а казахи это казахи ине равняйте культуру казахов с узбекской культурой , мы кочевники скотоводы , а они земледельцы.

  5. Это кажется, заказная статья. Я узбечка, говорю казахам от сердца- гоните прочь того, кто попытается навязать вам эту гнилую систему махалли. Это орган для отката бюджетных средств, это вредитель. Вы не найдете никого из народа, кто вам похвалит махаллю. Это гнилой аппендикс.

  6. Здравствуйте, Я как гражданин Узбекистана говорю и не хочу навязывать свои взгляды, но автор статьи частично прав, не знаю как в других махаллях но в нашей махалле они работают, их видно, правда я материальной помощи не просил но думаю бумажной волокиты много. Мой сын будучи учеником втихаря начал курить, мы не знали, а в махалле видимо видели и вот провели разъяснительную беседу на счёт его будущего он потихоньку стал меняться в хорошую сторону. Закончил школу отличником сейчас учиться в Польше. Вот такой случай был на нашем опыте. Всем добра и здоровья.