Неожиданные чемпионы
Поддержать

Неожиданные чемпионы

На днях  Совет по конкурентоспособности Национальной палаты предпринимателей огласил список национальных чемпионов – конкурентоспособных компаний. Соревнование проходило в девяти перспективных отраслях экономики, таких, как:промышленное производство, сельское хозяйство, нефтегазосервис, транспорт и логистика, энергетика, небанковские финансы, пищевая промышленность, розничная торговля, технологии, медиа и телекоммуникации.

 — Отбор национальных чемпионов был осуществлен членами экспертной группы по качественным признакам, на базе статистических и аналитических данных рейтингового агентства «Эксперт РА Казахстан». — рассказал Ельдар Абдразаков, Председатель Совета по конкурентоспособности НПП, глава группы Сентрас.- Из отбора были исключены государственные компании и компании, подконтрольные иностранным юридическим лицам.

 Ельдар Абдразаков подчеркнул, что фокус исследования был нацелен именно на средние компании, динамично развивающиеся в определенных отраслях экономики, а не на крупные транснациональные корпорации.

— Сегодня уже очевидно, что  современное постиндустриальное общество строится на необходимости удовлетворять потребности в различных товарах и услугах, где традиционно доминирует малый и средний бизнес.- объяснил он. —  К тому же средний бизнес более мобилен и чувствителен к запросам потребителей и инновациям и менее подвержен глобальным рискам. Нельзя не учесть и тот факт, что МСБ,по некоторым оценкам, составляет порядка 95 % от общего числа предприятий в мире, тем самым, обеспечивая большую часть занятости населения планеты.

При отборе чемпионов эксперты руководствовались следующими критериями:

1. Лидерство:

— сильный лидер;

— внутренняя генерация кадров («Кузница кадров»);

— опытстартапа (Self-made Experience).

2. Высокая рыночная репутация:

— ориентация на клиентский сервис (High Customer Service);

— инновации (InnovativeProducts).

3. Внутренняя инфраструктура:

— опыт – не менее 10 лет деятельности;

— персонал – не менее 500 сотрудников;

— развитые бизнес-процессы.

Эти компании, по мнению экспертов,  уже прошли этап базового формирования, построили развитую внутреннюю инфраструктуру, обладают способностью внутренней репродукции квалифицированных кадров, получили рыночное признание и поддерживают тесные контакты с потребителями.

— Основная цель, которая преследовалась при определении казахстанских национальных чемпионов, это изучение и распространение положительного опыта и ролевых моделей компаний — национальных чемпионов – драйверов конкурентоспособности. – рассказала Жаннат, Ертлесова, Председатель Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, председатель экспертной группы. —  В рамках этого планируется создание Центров компетенций для распространения профессиональных знаний и ноу-хау, использование экспертизы чемпионов для привлечения иностранных инвестиций и технологий, использование опыта и ресурсов чемпионов для развития и реализации рыночных инициатив и создания рыночных институтов.

 Впрочем, как именно будет распространяться положительный опыт новых чемпионов – пока неясно. Дело в том, что даже сам факт победы в этом рейтинговом соревновании для многих из них  стал неожиданностью. Эксперты  преподнесли многим компаниям «сюрприз», потому что работали, судя по всему, основываясь только на информации, собранной казахстанским рейтинговым агентством, причем за прошлый год, а непосредственно с компаниями не работали. Такой формальный подход к критериям наложил свой отпечаток на технологию отбора: эксперты были вынуждены подходить к кандидатам с наивысшей требовательностью, беспощадно  «отсекая» всех, кто хоть немного выходил за рамки жестких критериев.

В результате, как рассказала Жаннат Ертлесова, если вначале в соревнование включили около 2 тысяч компаний, то к концу конкурса до финиша добрались только 15 (при том, что хотели отобрать хотя бы 30 победителей).

Сами компании об этом соревновании не знали, как говорится, ни сном , ни духом… Получилось как в поговорке: «Вчера Егор огороды копал, а сегодня Егор в воеводы попал!» Впрочем, конечно, компаниям – победителям этот «сюрприз» был очень приятным. Несмотря на то, что общая ситуация с конкурентоспособностью в стране значительно осложнилась из-за внешнеэкономических факторах – падения рубля и открытия границ в связи с началом работы ЕАЭС.

Ораз Жандосов, Председатель попечительского совета Ассоциации экономистов Казахстана считает, что эти трудности временные и сам факт определения национальных чемпионов бизнеса имеет большое значение, это пример  для других предпринимателей, к таким «маякам» нужно стремиться.

Тем более, признал он, что положение именно со средним бизнесом в стране весьма сложное, он у нас в Казахстане развивается с трудом, испытывает большие нагрузки со стороны административных органов. Жаннат Ертлесова, со своей стороны, подчеркнула высокое влияние на средний бизнес и коррупции.

— Совет по конкурентоспособности НПП видит необходимость в государственной поддержке национальных чемпионов. – считает Ельдар Абдразаков. —   Это необходимо для привлечения иностранного опыта и ноу-хау, совершенствования государственного регулирования, развития национальных индустриальных политик, привлечения частных инвестиций в перспективных отраслях экономики, улучшения институционального развития и инвестиционного климата.

В свою очередь, считают эксперты, программа поддержки национальных чемпионов может быть направлена на дальнейшее системное развитие отечественных компаний, являющихся качественными лидерами в перспективных отраслях экономики.

Для этого Совет считает необходимым закрепление следующих принципов государственной политики:

— Приоритет частной собственности и рыночной экономики;

— Выраженные интересы государственного предпринимательства;

— Разграничение государственной политики и предпринимательства;

— Реализация правила Yellow Pages;

— Принцип основной компетенции для госкомпаний;

— Использование лучших мировых индустриальных стандартов эффективности для госкомпаний;

— Прозрачность деятельности и независимая оценка тарифов компаний-монополий.

Соблюдение данных принципов будет содействовать созданию базы для развития не только национальных чемпионов, но и всего частного сектора, считают в НПП. Но вот дождутся ли в Национальной палате такой государственной поддержки и распространения опыта « чемпионов» — большой вопрос…

Список компаний – национальных чемпионов

  1. Концерн «Цесна-Астык»
  2. Агрофирма «Родина»
  3. Группа «Сентрас»
  4. KazMicroFinance
  5. Центрально-Азиатскаяэлектроэнергетическаякорпорация
  6. RG Brands
  7. Alina Pro
  8. Кастинг/ KSP Steel
  9. ХолдингТан-Медиа
  10. Логиком
  11. Холдинг «Астана Групп»
  12. Magnum Cash&Carry
  13. Компания ТехнодомГрупп
  14. Globalink
  15. Алтын-Кыран




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *