Как постсоветское казачество пыталось присвоить казахскую землю - Exclusive
Поддержать

Как постсоветское казачество пыталось присвоить казахскую землю

Қазақстан – страна вольных людей. Это прямое смысловое понимание названия нашей страны. Данный этнотопоним является производным от национального имени «Қазақ». Однако в Российской империи произошло его смешение с названием российских наемнических войск — с казаками.  

Страна народа қазақов-казахов

Согласно государственному этнотопониму Қазақстан – это страна народа қазақов (казахов). В историческом плане Қазақстан – это национальное имя страны-государства, образованного на руинах тюркской империи объединением субэтносов и племен Левого крыла Золотой орды. Иными словами, Қазақстан – тюркская государственность в форме чингизидского пост-золотоордынского ханства. А значит, наряду с другими тюркскими ханствами, он наследник Золотой орды.

Однако в отличие от своего предшественника Қазақстана не был империей. Напротив, Қазақстан воплотил дочингисхановскую модель государственного устройства наподобие конфедерации былых кыпчакских ханств. Поэтому не случайно, что государственным языком был язык кыпчакской группы.

Как этнополитический термин имя страны Қазақстан впервые упомянуто в 1537 году в «Бадаи Ал-Вакаи» Зайн ад-Дина Васифи, и далее в Матлаб ат-талибин, Зафар-наме-йи Мукими, «Мустафад ал-ахбар…» и других источниках.  

Само упоминание восточными авторами термина Қазақстан и этнополитического проекта казахов прямо указывает на народ, перенесший свое этническое имя на название своей страны.

Қазақская орда

В отличие от восточных летописцев российская геополитика и историография использовали другое имя – Орда: «Киргиз-кайсацская», «Киргиз-казачья», «Казацкая». Орда – это военно-политическая машина, с которой они и имели дело. И в этом плане с названием они не ошиблись.

А вот казакское самоназвание они сознательно искажали, дабы не путать тюркский народ и своих служилых казаков. Но в летописных первоисточниках и на исторических картах страну казахов обозначали Казакия. И это уже вызывает вопросы. Поскольку во времена этих карт на территории Казахстана происходили грандиозные сражения между Тохтамышем и Тимуром, здесь выжгла все города почти 200-летняя война казахов с джунгарами. Но во время этих сражений ни один русский казак не пострадал. Они пришли позже.

Из-за этой подмены имен в царской и советской этнополитике возникло несколько мифов. Согласно одному из них, имя Казакстан следует трактовать как страну русских казаков, а вернее, их колониальных войск на территории Казахского ханства.

«Казачий стан»

В постсоветское время всего лишь из-за сходного кириллического написания имен идеологи постимперского казачества попытались присвоить себе чужую историю и чужую землю. Казакстан и Казакию они объявили своей страной под лжеименем «Казачий стан».

И также нужно отметить, что даже это подложное имя выбрано крайне неудачно, поскольку под именем «Казачий стан» исторически записана нацистская военная организация Kosakenlager. А в ее составе против советского народа воевало от 18 до 40 тысяч донских, кубанских, терских казаков. С 1942 по 1945 год эти потомки «арийских готов» доблестно отступали вместе с вермахтом вплоть до Италии. А как только они там расположились, как тут же по своей оккупационной привычке изгнали местных итальянцев, а исконно итальянские селения Олессио, Каваццо, Тразагис переименовали в станицы Новочеркасск, Новороссийск и Краснодар. Но до объявления этих земель казачьим станом не дошло, так как не дозволило Главное управление казачьих войск (Hauptverwaltung der Kosakenheere).

Тем не менее, в постсоветской беллетристике появилась нелепая «реконструкция» названия тюркской страны Қазақстан (Qazaqstan) как некоего «Казачьего стана». Такая «казачья» трактовка имени тюркской страны не признается ни одной историографией, в том числе, и академической российской. И, казалось бы, эту выдумку не стоит даже обсуждать. Однако, поскольку Қазақстан и так «обременен» политически-идеологической конкуренцией терминов қазақ и казак, нужно еще раз вкратце рассмотреть вопрос о казахах и казачестве.

Донское казачество: народ, субэтнос или сословие?

Термины қазақ и казак совпадают в своих базовых признаках. И қазақ, и казак – это лично свободный, вооруженный всадник. Но далее начинается политическое различие. Қазақ – это член кочевнического тюркского рода, который обязуется защищать своего сородича и за который қазақ обязан воевать. В свою очередь қазақский род входит в политическое сообщество таких же независимых тюркских родов и взаимодействует с ними по своей воле.

Казак входит в состав своей станицы, то есть в оседлое сообщество соседей, а не кровных сородичей. Родов у казаков нет. Вернее, фамильно-родовая преемственность была, но жалованные родовые грамоты на земли были уничтожены большевиками при геноцидном расказачивании.

Есть и другие важные отличия, даже внутри донских казаков. У казаков роль организующей силы выполняли когда-то выборные атаманы. Самоуправление казаков начиналось со станиц. Но у казаков Дона по факту было два вида станиц. В случае урожденных донских казаков – это были станицы природные, образованные на Дону в незапамятные времена естественным заселением из тюркских «самоселов» пост-ордынских времен (которые также назывались донскими татарами).

Такая автохтонность казаков на донских землях подтверждается, как подтверждается и то, что первые донские казаки – это осколки золотоордынских войск. С 1549 года они пошли на службу к московскому царю во главе с атаманом Сары-Азманом, который, как писал русский историк Михаил Карамзин, «именуясь подданным Иоанна, строил крепости на Дону». Соратниками атамана «Кабан, Татар, Черкас, Ермак, Карабай, Огуз, Черкас, Тока, Ляпуш и т.д.» (цитата по А.М. Некрасову, — прим.ред). Очевидно, что они были тюрками. И их потомки долго сохраняли свой язык.

Те первые казаки продолжали, по сути, ордынскую тюркскую генеалогию: «Казак от казака родится»! И эта генеалогия вкупе с татарским языком придавала казакам субэтнический статус. В связи с этим следует забыть версию о происхождении казаков от неких беглых крестьян, которых продавали в Кафу – черноморский узел работорговли. Чужих в донские станицы не принимали, иногородних подселяло правительство. Этим подселением размывалось казацкое ядро. И как следствие дезавуировалась генеалогия, а автономный статус самоуправления был утерян.

Вместе с потерей автономного самоуправления донские казаки, перейдя на регулярную службу к Московскому государству, потеряли и прообраз самостоятельной государственности. А об утрате субэтнического статуса казаками свидетельствует то, что казаки забыли свой татарский «домашний» язык. Эта часть первородной донской культуры оказалась невостребованной. Ведь царская служба неслась на русском языке. 

Итак, донские казаки были коренным населением Дона со времен хазар, о чем говорит их самоназвание Казара-казаки. Они отделились от Золотой орды во время ее кровавого распада и уцелели как субэтнос в плавнях Дона. При своем зарождении они были билингвами со смешанной культурой, которая русифицировалась через службу и через язык богослужения. Вкупе это свидетельствует об автохтонности донских казаков на Дону и о том, что «Казара-казаки» — их природное самоназвание.

И в этом нет проблемы. Проблему составляет то, что казачья автохтонность на донских землях была перенесена вместе с их самоназванием «казаки» на все прочие имперские колониальные войска. И эти казачьи войска понесли всякие ужасы истребления на завоеванные национальные окраины Российской империи. Впрочем, и войско Донское не вспомнило тюркского родства, когда вместе с Кубанским корпусом с Александра Суворова участвовало в геноциде ногайцев. А напомним, что в истории ногайцы были народом Степи от Крыма до Сибири, равновеликим с казахами…

Марлен Зиманов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *