Зачем Маулен Ашимбаев снял запрет на публичность?
Председатель сената Маулен Ашимбаев стал ведущим YouTube-шоу. Нет, его не отправили в отставку – мероприятие проходит под эгидой сената РК. С одной стороны, это выглядит как сознательный шаг властей, чтобы быть в тренде и стать более открытыми обществу. Но интуиция подсказывает – если власти делают что-то хорошее, значит им это зачем-то нужно?
Первый выпуск подкаста Taldau talks был посвящен экономике. Его гостями стали председатель Нацбанка Тимур Сулейменов, а также экономисты Алмас Чукин и Айдархан Кусаинов. Не будем подробно разбирать содержание самого выпуска – дискуссий о казахстанской экономике на YouTube море, и ничего нового слушатель здесь не услышит. Гораздо интереснее рассмотреть сам факт того, что эта дискуссия состоялась.
Это, действительно, довольно странное зрелище: высокопоставленные госслужащие (Ашимбаев и Сулейменов) изо всех сил стараются говорить по-человечески и выслушивают прямую критику в адрес государства со стороны Чукина и Кусаинова. Когда в последний раз мы видели наших чиновников в образе живых людей, а не экспонатов музея восковых фигур?
Возможно, сценарий шоу был согласован заранее, но сам формат отрытого разговора предполагает импровизацию, и гости себе в этом не отказывали. Выглядело это примерно так.
Ашимбаев медленно, тихо (иногда создавалось впечатление, что это ASMR-подкаст, который специально включают перед сном) и многословно задает вопрос. Видно, как в нем при этом борются две роли – чиновника, который говорит только для того, чтобы никто ничего не понял, и блогера, который говорит без цензуры и старается формулировать мысли понятно для аудитории. Первая роль явно лидировала, но живая речь гостей немного сглаживала чиновничью осторожность ведущего.
Без Чукина и Кусаинова можно было бы ожидать от дискуссии душное зачитывание заготовленных заранее реплик и взаимных комплиментов. Но им удалось немного оживить даже Сулейменова, который тоже позволил себе высказывать собственное мнение и говорить больше, чем принято обычно.
Участники дискуссии сидели в порядке возрастания уровня откровенности и критичности: Ашимбаев, Сулейменов, Чукин, Кусаинов. На вопрос ведущего Сулейменов отвечал вполне конъюнктурно, Чукин говорил о плюсах и минусах госуправления экономикой, а Кусаинов отмечал, что подобные разговоры ведутся 30 лет, но с места мы так и не сдвинулись. Далее Ашимбаев говорит, что «все на так однозначно» (это самая частая фраза, которая прозвучала от него за весь эфир), хорошее тоже было, но некоторые проблемы есть, и будем их решать.
Кому это выгодно?
Но даже тот факт, что Ашимбаев и Сулейменов в открытую и публично слушали критику в адрес госполитики, в проведении которой они принимали самое деятельное участие, вызывает удивление и даже уважение. Все-таки хорошо, что возникает хотя бы такой диалог власти и общества, чем совсем никакой. Тем более, что в нормальной стране депутаты как раз для того и избираются, чтобы наладить диалог между властью и обществом. Но у нас это настолько не принято, нормальная практика в нормальном государстве оказалась воспринята как сенсация.
Более того, чутье пристрастного казахстанского зрителя подсказывает: наверняка это уникальное событие было сделано с политтехнологическим (а значит, корыстным) умыслом.
Версии есть самые разные. Например, некоторые предположили, что таким образом «верхи» подготавливают «низы» к будущему президенту Казахстана – Маулену Ашимбаеву. Особенно хорошо эта версия смотрится на фоне недавнего (весьма нелепого) слуха о том, что Токаев якобы экстренно ищет преемника и готовится провести досрочные выборы.
Впрочем, нельзя ее сбрасывать со счетов – все-таки через пять лет какой-то преемник появиться должен, а готовить его Акорда, конечно, будет заранее. Ашимбаев уже 4 года возглавляет сенат, а Токаев с перерывом на этой должности пробыл 10 лет. Простая арифметика так и намекает, что общий стаж прямой дорожкой ведет нынешнего главу сената к президентскому креслу. И учитывая, что наша политическая система всегда предпочитает уже отработанные годами ходы, такой вариант развития событий выглядит вполне правдоподобным.
Есть еще версия, что таким образом власти будут готовить народ к определенным, особенно потенциально непопулярным реформам. Конкретно в этом выпуске затрагивалась тема девальвации и последующего роста цен. Если у государственных органов и были такие планы, то реальность их уже опередили – девальвация произошла без их ведома (курс доллара превысил 510 тенге).
Впрочем, гораздо вероятнее, что это очередная акция, призванная продемонстрировать открытость государства и его способность «слышать» обществом. И вроде бы ее можно только приветствовать и похвалить властей и лично Ашимбаева с Сулейменовым за смелость.
Но опыт подсказывает, что демонстрация открытости скорее всего только демонстрацией и ограничится. Можно ожидать, что этот проект постигнет та же судьба, что и другие проекты «слышащего» и «открытого» государства, вроде петиций, закона о митингах, выборах акимов и так далее.
С каждым новым выпуском наверняка будет все меньше более-менее независимых экспертов, и все больше заготовленных фраз, похвалы президенту и прочих привычных атрибутов казахстанской власти. Никто, конечно, не будет обсуждать действительно острые вопросы, например, политическое устройство Казахстана или причины забастовок нефтяников в западных регионах.
Не нужно также забывать о том, что это происходит на фоне ужесточения законодательства в отношении СМИ, репрессий в адрес журналистов и политических активистов.
Поэтому нет ничего удивительного, что даже на первый взгляд хорошие проекты народ уже привык воспринимать с недоверием. В конце концов, сами высшие чиновники виноваты, что их шаги навстречу обществу выглядят корыстными играми ради укрепления собственной власти.
1 Комментарий
ПреЕмник