МВФ: мировая экономика идет на дно вместе с нефтью
Поддержать

МВФ: мировая экономика идет на дно вместе с нефтью

Международный валютный фонд выступил с заявлением, в котором отмечено, что снижение цен на нефть ведет к усугублению проблем не только стран-экспортеров сырья, но и всей мировой экономики.

Это неожиданный эффект, так как традиционно низкие цены на углеводороды выступали драйвером роста мировой экономики. Падение цен на нефть, скорее всего, не станет стимулом для роста мировой экономики, пока процентные ставки не будут повышены, считают аналитики Международного валютного фонда.  

«Ожидавшийся стимул для мировой экономики так и не подействовал. Как это ни парадоксально, мы полагаем, что положительное влияние низких цен мировая экономика испытает только после того, как цены восстановятся и развитые экономики добьются прогресса в преодолении низких процентных ставок», — отметили главный экономист МВФ Морис Обстфельд, замглавы отдела исследований МВФ Джан-Мария Милези-Ферретти и экономист МВФ Рабах Арезки.

Exclusive.kz спросил у экспертов — почему традиционный экономический закон о росте мировой экономики на фоне дешевого сырья не работает в этот раз. 

  Эксперт-аналитик MFX Broker Антон Краско:

— Конечно, тема влияния цен на нефть на темпы роста мировой экономики – это своего рода неизведанная территория в экономической науке. На мой взгляд, экономист, который сможет вывести конкретные формулы, описывающие влияние цен на нефть на различные макроэкономические показатели, сможет претендовать на Нобелевскую премию. Тем не менее, не претендуя на истину в последней инстанции, выскажу свое личное мнение по этому вопросу.

Почему падение цен на нефть не произвело выраженного положительного эффекта на темпы роста мировой экономики?

Во-первых, ожидания относительно положительного влияния дешевой нефти были во многом связаны с предположением, что снижение цен на топливо позволит потребителям экономить на горючем и направить сэкономленные деньги на покупку других товаров. Иными словами, был расчет на рост реальных доходов населения и, как следствие, рост потребительского спроса. Также предполагалось, что дешевая энергия снизит производственные издержки бизнеса, то есть повысит корпоративные прибыли, позволит предприятиям расширять производство и увеличивать найм. Однако на практике падение цен на энергоносители привело к падению инфляции, что, в частности, выразилось и в низких темпах роста оплаты труда, что ослабило эффект экономии. Кроме этого, низкая инфляция, а тем более дефляция не стимулируют потребительские расходы – наоборот, они повышают склонность к накоплению. В условиях низкой инфляции и неуверенности в перспективах многие домохозяйства предпочитают не расходовать сэкономленные на покупке бензина деньги, а откладывать их на «черный день». То есть резкого роста потребления не происходит.

Во-вторых, нефтяная отрасль является важной составляющей мировой экономики, в том числе экономики развитых стран. И в Америке, и в Европе одними из крупнейших копаний являются нефтедобывающие компании, пусть они даже ведут добычу в основном за пределами страны регистрации. На нефтяные бумаги приходится существенная доля капитализации фондовых рынков развитых стран. Падение цен на нефть приводит к сокращению прибыли этих компаний, сворачиванию ими части проектов, уменьшению числа рабочих мест и корпоративным дефолтам в отрасли. Это сказывается и на темпах роста соответствующих экономик.

На мой взгляд, низкие цены на нефть начнут оказывать положительный эффект на состояние экономик стран-импортеров, когда они прекратят падать и стабилизируются так, чтобы исчезло их негативное влияние на инфляцию в годовом выражении. То есть, например, если в течение года, с апреля 2016-го по апрель 2017 года, цены на нефть будут оставаться в районе $40 за баррель, то в течение 2017 года негативный эффект низких цен на нефть для стран-импортеров будет в значительной степени сглажен. Что же касается стран-экспортеров, то для них адаптация к низким ценам на нефть может растянуться на 10-20 лет, и еще не факт, что они смогут найти новые драйверы для возврата темпов роста экономики к уровням, которые были характерны для эпохи дорогой нефти.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов

На мой взгляд, МВФ прав в одном: повышение ставок мировых центробанков ознаменует начало уверенного роста глобальной экономики. То есть это будет следствием восстановления, а не его причиной. Разумеется, ещё одним доказательством глобального экономического роста будет повышение спроса на нефть и другие сырьевые товары. Низкие цены на нефть уже оказывают существенную поддержку основным экономикам мира. Например, для Китая за 2015 год положительный эффект оценивается в $300 млрд. США могли сэкономить в прошлом году за счёт импорта дешёвой нефти порядка $200 млрд. В целом, по моему мнению, объём поддержки развитых стран, входящие в ОЭСР, благодаря падению цен на углеводороды мог в прошлом году составить $1-1,3 трлн. Естественно, эти средства недополучили нефтегазодобывающие страны страны. Их экономическое состояние существенно ухудшилось. Однако мировая экономика всё же выросла в 2015 году почти на 3%. Предполагается, что примерно такие же темпы роста будут и в 2016-2017 годах. Во многом сохранение позитивной глобальной тенденции обеспечили низкие цены на энергоносители. Таким образом, положительный импульс есть. Просто он пока смог лишь поддержать рост мирового ВВП, но не ускорить его. Доля всех нефтедобывающих стран в мировом ВВП слишком мала и не превышает 15%, поэтому они не могут вызвать глобальный рост за счёт сверхдоходов от продажи своих ресурсов. Зато обратный процесс — снижение мировых цен на энергоносители вполне способен простимулировать мировую экономику.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *