Почему Казахстан нарушает свои законы ради Саудовской Аравии? - Exclusive
Поддержать

Почему Казахстан нарушает свои законы ради Саудовской Аравии?

В распоряжении Exclusive.kz оказался текст подписанного в прошлом году соглашения между правительствами Казахстана и Саудовской Аравией, которое шокирует беспрецедентными привилегиями для иностранного инвестора. В документе идёт речь о прямом праве на обход законов нашей страны, многолетних налоговых каникулах и о решениях споров в Лондоне. Выиграет ли Казахстан что-нибудь от такой сделки?

В марте 2024 года правительство Казахстана объявило о подписании соглашения с правительством Королевства Саудовской Аравии о строительстве в Джунгарских воротах Жетысуской области ветровой электростанции совокупной мощностью 1 ГВт. Этот проект оценивается в 1,5 млрд долларов и реализуется компанией ACWA Power совместно с фондом «Самрук-Қазына».

Изначально проект был представлен как позитивный шаг в направлении развития возобновляемых источников энергии. Но недавно журналистам стали известны условия, прописанные в этом документе, – и они вызывают огромные вопросы…

– Казахстан активно обновляет законодательную базу для повышения инвестиционной привлекательности сектора ВИЭ. Наша страна всегда открыта и готова к активному сотрудничеству, – заявлял министр энергетики Алмасадам Саткалиев в ноябре 2024 года в ходе Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Баку.

Кто бы мог подумать, что подобное «сотрудничество» может предполагать наделение инвестора правом обходить законодательство Казахстана при прямом содействии с государственными органами?

– Учитывая технические, экономические и финансовые аспекты Проектов, Правительство Казахстана обеспечит освобождение Разработчика от требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, в отношении участия на балансирующем рынке электроэнергии в режиме реального времени, – прямо говорится в тексте соглашения между правительствами Казахстана и Саудовской Аравии.

Более того, правительство Казахстана согласилось заключить договор купли-продажи электроэнергии без проведения аукциона в отношении ВИЭ и других предусмотренных законодательством конкурсных процедур, а также своевременно разработать все необходимые нормы и правила для выполнения принятых обязательств.

И это далеко не единственные уступки, на которые пошло правительство при заключении сделки с ACWA Power.

Как известно, по Земельному кодексу Казахстана государственная земля должна выделяться на конкурсной основе, чтобы гарантировать прозрачность и справедливость процесса выдачи участков. Однако соглашение предусматривает, что инвестор получит необходимую землю без проведения аукциона.

– Правительство Казахстана должно обеспечить, чтобы все земельные участки должны быть предоставлены Разработчику без проведения торгов или других конкурсных процедур, предусмотренных земельным законодательством Республики Казахстан, – говорится в документе.

Подобные уступки подрывают принципы справедливого распределения государственных ресурсов и открывают широкие возможности для коррупционных схем (ведь если без конкурса можно отдать землю одним, то почему “за звонкую монету” нельзя также поступить с другими?).

Более того, согласно соглашению государство обязуется за свой счёт провести подготовку участков, включая изъятие частной собственности, демонтаж коммуникаций и в случае необходимости выплату бывшим владельцам земли компенсаций. Такие условия создают для государственного бюджета дополнительные финансовые обязательства.

Финансовая сторона этого соглашения, в целом, вызывает немало вопросов.

Согласно документу, инвестору предоставляются налоговые каникулы, освобождающие его на десять лет от корпоративного подоходного налога и земельного налога, на восемь лет от налога от имущества и полностью от таможенных пошлин и НДС на импортируемое технологическое оборудование. Это означает, что ACWA Power не будет вносить свой вклад в государственный бюджет. Весь её вклад ограничится уплатой стоимости строительства проекта, который она в дальнейшем будет эксплуатировать.

Это создаёт неравные конкурентные условия, дискриминирует отечественный бизнес и ставит под сомнение принципы справедливости и равенства на рынке. И вообще, крайне любопытно, что государство добровольно отказывается от значительных бюджетных поступлений в условиях, когда ставится вопрос об экономической стабильности страны и необходимости повышения налогов для граждан…

Причём, по публично озвученной информации «Самрук-Қазына», ACWA Power планирует построить ВЭС до 2029 года, то есть за пять лет. Получается, что предоставленные налоговые льготы будут также затрагивать период, когда компания начнёт продавать произведённую электроэнергию на нашем внутреннем рынке.

Другая статья соглашения также разрешает свободно привлекать для страхования проекта компании, не имеющие в Казахстане лицензии.

Ещё одним сомнительным аспектом соглашения с Саудовской Аравией является допуск иностранной рабочей силы без обязательного получения разрешений на работу. Инвестор получает возможность нанимать иностранных работников практически без ограничений.

– Все иностранные работники (за исключением низкоквалифицированных работников, доступных на местном рынке труда) освобождаются от требований в отношении получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы для работы в Республике Казахстан на период проведения строительных работ по соответствующему проекту и в течение одного года после ввода соответствующего проекта в эксплуатацию, – говорится в документе.

При этом, соглашение предполагает упрощённую процедуру выдачи и продления виз для иностранных сотрудников. Причём предоставлять эти визы будут не только самим рабочим, но и их родственникам: «термин “Иностранный работник” также включает в себя супруга / супругу и детей указанного Иностранного работника». Для оказания содействия и ускорения процесса выдачи виз правительство Казахстана назначит для инвестора единое контактное лицо.

Стоит ли говорить о том, что такая политика ставит казахстанских специалистов в невыгодное положение, поскольку ограничивает их возможности участвовать в реализации крупных инфраструктурных проектов? При таких чрезмерно выгодных, «обнуляющих» законодательство страны условиях инвестор попросту не будет заинтересован в расширении рабочих мест для казахстанских специалистов (хотя, казалось бы, это должно быть одной из целей подобных инвестиционных проектов) и, вероятнее всего, будет привозить «своих» людей.

Впрочем, остаются ещё надежды на то, что правительство всё же будет следить за количеством привлечённых из-за рубежа сотрудников и пытаться настаивать на сбалансированном подходе, так как в соглашении оговорено, что «Разработчик и его Подрядчики должны каждые полгода представлять отчёт о количестве привлечённых Иностранных работников» и «Разработчик должен обеспечить передачу опыта и обучение казахстанских специалистов, привлекаемых к Проекту». Тем не менее, прямо требование о налаживании баланса между иностранными и зарубежными рабочими кадрами в соглашении не оговорено.

И, наконец, крайне интересен в соглашении механизм разрешения споров. Вероятность, что они возникнут, при таком выгодном для инвестора соглашении и периодических встречах главы ACWA Power с разными официальными представителями нашей страны, конечно, невысокая. Тем более, что финальный пункт предполагает, что «споры, возникающие в связи с толкованием или применением настоящего соглашения, подлежат мирному урегулированию путём проведения двусторонних консультаций или переговоров». Но всё-таки крайне любопытно, что Казахстан согласился рассматривать разногласия в международном арбитраже в Лондоне, – по-сути тем самым отказываясь от своего суверенного иммунитета.

– Соглашение об инвестициях (СоИ) регулируется и толкуется в соответствии с законодательством Англии и Уэльса. Все споры, возникающие в связи с СоИ, подлежат окончательному разрешению в соответствии с Арбитражным регламентом Международной торговой палаты, и местом проведения арбитража является г. Лондон, – сказано в соглашении. Подобный пункт содержится также в отношении договора купли-продажи электроэнергии.

Это означает, что любые судебные разбирательства, если таковые вдруг неожиданно возникнут, потенциально могут повторить ситуацию с многолетним урегулированием дела Стати, на тяжбу с которым только по данным от 2021 года было потрачено свыше 300 млн долларов, и вновь обернуться для государства крупными финансовыми потерями.

Таким образом, условия соглашения с Саудовской Аравией вызывают вопросы о целесообразности предоставления подобных привилегий иностранным инвесторам.

Привлекать зарубежные инвестиции и развивать в стране ВИЭ, безусловно, необходимо. Но в то же время правительство Казахстана должно отстаивать национальные интересы, обеспечивать беспрекословное соблюдение законодательства страны и стремиться к созданию равных условий для всех инвесторов, независимо от их происхождения. А пока что получается, что этот проект является не шагом к развитию в стране ВИЭ, а шагом к усилению зависимости государства от иностранной компании, которая сейчас на невыгодных для Казахстана условиях строит у нас ветровую электростанцию, чтобы нашей же стране полученную электроэнергию потом продавать.

Exclusive.kz подал запрос министерству энергетики, чтобы выяснить официальную позицию государственного органа касаемо пунктов международного соглашения, прямо позволяющих нарушать законы Республики Казахстан в условиях провозглашённого президентом принципа «Закон и Порядок». Надеемся на обстоятельные ответы.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *