Год правительству Бектенова: стихийные бедствия преодолели, но спасти экономику забыли - Exclusive
Поддержать

Год правительству Бектенова: стихийные бедствия преодолели, но спасти экономику забыли

Завтра, 6 февраля, исполнится ровно год с момента вступления Олжаса Бектенова в должность премьер-министра Казахстана. Опрошенные Центром социальных и политических исследований «Стратегия» эксперты подытожили этот период: правительство справилось с отдельными возникшими вызовами, но не показало обещанных прорывных результатов. 

6 февраля 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал указ о назначении Олжаса Бектенова премьер-министром Республики Казахстан. В тот же день новый глава правительства пообещал в мажилисе, что оправдает возложенное на него доверие, будет выполнять поручения президента в направлении экономического развития страны и сделает в работе правительства акцент на важные отрасли экономики. 

– Мы будем правительством решительных действий. Нам предоставлено достаточно полномочий для эффективного наращивания темпов роста, активного проведения диверсификации экономики, привлечения инвестиций, решения всех стоящих задач, – поклялся Олжас Бектенов спустя несколько дней после назначения на совещании по вопросам реализации поручения главы государства.

Удалось ли Бектенову выполнить эти обещания за год работы? 

Для выяснения ответа на этот вопрос ОФ ЦСПИ «Стратегия» в январе этого года опросил 31 экспертов, из которых 13 представляли неправительственный сектор, 11 – частный, 5 – государственный и 2 – квазигосударственный. Средний стаж работы экспертов в своём секторе составляет 23 года, опрос проходил в анкетной форме. Вопросы касались оценки деятельности правительства и отдельных министерств как в целом, так и по отдельным критериям. Одной из целей опроса было выявление сильных и слабых сторон работы действующего правительства. 

По итогам опроса правительство Олжаса Бектенова получило от экспертов оценку «Удовлетворительно» – в среднем 2,77 балла по 5-балльной шкале. Для сравнения: предыдущее правительство Алихана Смаилова в схожем опросе получило всего 1,6 балла, а лучшие результаты были зафиксированы у Карима Масимова в 2007-2012 годах – 3,23 балла. 

Опрошенные эксперты считают, что для кардинальных изменений ситуации у правительства пока было слишком мало времени. 

– В рамках одного года у действующего правительства недостаточно было времени для исправления ситуации. Для того, чтобы увидеть результаты работы придётся ждать более чем 3 года, – отмечает один из респондентов. 

Среди достижений правительства Олжаса Бектенова чаще всего упоминаются успешное преодоление паводков, поддержка отечественных производителей и положительные сдвиги в торговле, транспорте и сельском хозяйстве. Некоторые эксперты также указывают на улучшение регуляторной базы и попытки исправить ситуацию на институциональном уровне.

Тем не менее, критика текущей работы остаётся более детализированной. Главные претензии к действующему правительству касаются неэффективности в экономическом планировании и привлечении инвестиций, ситуативного реагирования на возникающие проблемы и отсутствия стратегического видения в инвестиционной, промышленной и макро-политике. 

Особое внимание уделяется дефициту бюджета и неэффективному использованию средств Национального фонда. Многие аналитики отмечают, что проблемы бюджета могут углубиться в ближайшие годы, если не будут предприняты кардинальные меры.

Как логичное следствие, показателям социально-экономического характера все эксперты поставили наименьшие баллы. Выше всего была оценена работа по критериям «сальдо естественного прироста населения» и «сальдо миграции». Впрочем, эксперты считают, что эти показатели будут высокими при любом правительстве.

– Стоит отметить, что правительство Смаилова было оценено выше 2 баллов только по этим двум критериям, тогда как действующее правительство оценили выше 2 баллов практически по всем критериям, кроме исполнения бюджета и его дефицита, а также эффективности использования средств Национального фонд, – отмечает Центр социальных и политических исследований «Стратегия».

Интересно, что в то же время экономическая стратегия правительства Бектенова по оценкам экспертов не сильно отличается от подходов предыдущих кабинетов. Более половины опрошенных (54,8%) убеждены, что экономика регулируется в интересах правящей элиты, что приводит к снижению уровня жизни граждан. Тем не менее, по сравнению с 2020 годом этот показатель снизился почти на 20 п.п., что может свидетельствовать о наличии некоторых положительных изменений. 

К другим важным замечаниям к экономической стратегии относятся усиление государственного вмешательства в экономику (19,4%) и сохранение контроля над движением товаров и капиталов (9,7%). Отметим, что опрос проводился до расширенного заседания правительства, на котором было объявлено о планах снизить порог для уплаты НДС до 15 миллионов тенге при одновременном повышении ставки налога до 20% и сокращении количества подпадающих под розничный налог ОКЭД.

Среди министерств наиболее успешным за прошедший год было признано министерство иностранных дел с оценкой 3,68 балла. Это свидетельствует о том, что внешнеполитический курс страны остаётся стабильным и вызывает у экспертного сообщества доверие. Также удовлетворительно оценивают эксперты работу министерства по чрезвычайным ситуациям (3,26) и министерства цифрового развития (3,1). 

А вот наихудшую оценку в результате указанных выше проблем получило министерство национальной экономики. Её работа не дотянула даже до 2 баллов. В то же самое время министерство нацэкономики продолжает стабильно занимать верхнюю позицию в списке ответа на вопрос «Деятельность каких министерств наиболее важна на данном этапе развития страны?».

Среди вице-премьеров лидером по влиянию стал Канат Бозумбаев, курирующий региональную политику, ЖКХ и ЧС (3,67 балла). Его работу эксперты оценивают положительно, отмечая оперативность и способность находить решения в сложных ситуациях. На втором месте по влиянию оказался министр иностранных дел Мурат Нуртлеу (3,48), чья деятельность была высоко оценена за сохранение стабильности на международной арене. Замыкает тройку Серик Жумангарин (3,28), ставший новым министром нацэкономики в конце 2024 года.

Хотя правительство Бектенова оценивается лучше, чем кабинет его предшественника, эксперты по-прежнему считают его «временным» и «техническим». Успехи в преодолении стихийных бедствий и сохранении политической стабильности затмеваются бюджетными проблемами и отсутствием долгосрочного планирования. Год правления Бектенова показал, что удержаться – удалось, но для реального прорыва требуется нечто большее, чем ситуативные меры. Впереди правительство ожидает необходимость принятия более решительных шагов, чтобы выйти за рамки текущего состояния и предложить обществу долгосрочные решения для устойчивого развития.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *