Россияне о восстании 1916 года: вы нас неправильно поняли (видео)
28 июня в Алматы, на базе университета «Туран» прошла презентация сборника документов и материалов «Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии» и международная научно-практическая конференция «Восстания 1916 года в Азиатской России: неизвестное об известном».
Большинство докладчиков имело ревизионную позицию по отношению к традиционной трактовке причин и хода национально-освободительного восстания в Туркестане. Образчиком такого новаторства в оценке апогея колониальной политики Российской империи по отношению к казахам, является доклад генерального директора Международного института интеграции социо — гуманитарных исследований «Интеллект Орда» Саттара Мажитова – «100-летний синдром 1916 года: тернии истины и свобода вымыслов».
Профессор Мажитов высоко оценил миссию конференции словами:
«Здесь много правовых нюансов, депутаты думы, тот же Керенский, думаете, там они обсуждали этот вопрос восстановления исторической справедливость? Нет, историческая справедливость восстанавливается нами сейчас, через сто лет».
Далее Саттар Фазылович сравнил традиционное понимание событий в казахской степи 1916 года с легендой о чаше Джамшида, согласно которой, по его сведениям, древний царь видел не то, что происходило в мире, а только, то, что сам хотел видеть.
Мероприятие было богато на смелые суждения. Например, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Татьяна Котюкова, объясняя причину указа насильно отправить казахов на тыловые работы, говорит:
«И вот этот замечательный документ приносится царю. Я больше чем уверена, что Государь император, не читал того, что он подписал. Я беру на себя такую громкую ответственность. Ну вот ему принесли документ три уважаемых человека, (министра – ред.), сказали, что так можно. И так как это было высочайшее повеление военному министру, то здесь юридически не требовалось никакое согласование с Государственной думой. Ведь Государственная дума (впоследствии восстания — ред.) будет предъявлять какого плана претензии, она будет говорить, с нами не посоветовались, никакой новый закон не может вступить в силу, без одобрения, ля-ля-ля-ля-ля, и окончательного подписания Государем императором».
Далее доцент Казахского национального педагогического университета им. Абая Тенлик Далаева в своем докладе «Роль казахских волостных управителей в восстании 1916 года», как раз отвела волостным, этническим казахам роль провокаторов, которые по навету натравили царские карательные отряды на соплеменников, тем самым переложив на них всю ответственность за истребление казахов.
«Волостные правители до восстания 1916 года могли действовать бесконтрольно, в период ослабления российской администрации многие из них стали открыто проявлять свои хищнические интересы…».
«…Таркамбаев решил отомстить непокорным людям, не желавшим давать ему откуп, и донес, что роды Кунанбай и Берш отказываются давать рабочих и восстали. Будучи волостными, они требовали преследования повстанцев, в том числе нападения на их личное имущество…».
«…Местами волостные управители решили свести личные счеты с партийными врагами, стали сочинять новые списки, включив всех своих противников в возрасте от 19 до 31 года, стали доносить на своих партийных врагов, что они собираются в песках для нападения на русских» — утверждает Тенлик Далаева.
Затем главный научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Леонид Курас поведал на примере бурят, какая участь ожидала казахов на работах в прифронтовой зоне.
«Труд бурят использовался на разгрузочно – погрузочных работах в Архангельском порту, на строительстве железнодорожных веток, в качестве кочегаров на поездах архангельской железной дороги, Вологодской, Ярославской главных мастерских, в Твери, в Пскове, при заготовке дров для Петрограда и Москвы…».
«…Инородцам, как чернорабочим, устанавливалась плата – 3 рубля в сутки, из которых удерживалась стоимость питания и расходы на приобретение одежды и обуви. Прибывших размещали в бараках для летних сезонных работ, не приспособленных к зимним условиям…».
«…Привыкшие к мясо – молочной пище, буряты не могли есть казенную пищу и в складчину покупали лошадей для забоя. Из-за некачественного, непривычного питания и климата началась цинга, в условиях севера у бурят не оказалось теплой одежды, так они выехали на работы летом, казенное обмундирование не полагалось. Должны были приобретать одежду за свой счет, и несколько раз бурят отправляли в командировку домой за теплой одеждой».
Далее историк рассказывает о смертельных случаях из-за недоедания и болезней. Но при этом буряты, восприняли царский указ о «реквизиции инородческого населения» с воодушевлением, впрочем, как и сто лет спустя, «прославившись» на Донбассе.
Как ни странно, но на конференции не было рассказано о роли русских в восстании 1916 года. Были затронуты все национальности, поднявшие восстания в Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане и на Кавказе, но против кого они были направлены, и как те реагировали, не было сказано ни слова.
Вопросы корреспондента портала Exclusive не получили на них ответов. Кстати, мероприятие проводили Институт всеобщей истории Российской академии наук, Российский государственный гуманитарный университет и политологический центр «Север-Юг» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ.
Для того, чтобы внести свой вклад в восстановление исторической справедливости, портал Exclusive начинает серию публикаций о трагических и великих событиях вековой давности.
Поскольку государством не предусмотрено масштабных мероприятий по освещению темы 100-летия антиколониального восстания, портал Exclusive начинает серию публикаций о трагических и великих событиях вековой давности. Всех неравнодушных к своей истории просим поддержать проект «1916 – 2016. Как изменились казахи за 100 лет?».
Номер нашего QIWI-кошелька и Kaspi-кошелька: +7 708 2727 126
Поддержите проект!
Комментариев пока нет