Алматинцы готовы стать полигоном для испытания политических реформ
В Алматы – самая низкая явка на референдум. Тем временем, месяц назад более 70 активных алматинцев попытались создать Образ Будущего для Алматы. Это первая попытка запустить Национальный диалог «EL BOLASHAGY» о том, в какой стране мы хотим жить. Эксперты были единодушны в главном – Алматы должен стать лидером политических перемен в стране и полигоном по их испытанию.
Состав участников был очень интересным. Среди них были юристы, гражданские активисты, бизнесмены, журналисты, музыканты и дизайнеры. Словом, те, благодаря кому наш самый крупный мегаполис считается интеллектуальной столицей. Это был очень показательный пример позитивной мобилизации, когда вместо митингов и протестов горожане попытались сформулировать, каким должен быть город их мечты и что для этого нужно сделать. Учитывая, что это была исклюительно инициатива снизу и, вероятно, поэтому, представителей акимата было немного и они предпочитали занять позицию наблюдателей.
Чего нет в принятой «Стратегия развития Алматы до 2050 года»?
Наверняка большинство горожан не подозревают, что в декабре 2019 г. была принята «Стратегия развития Алматы до 2050 года».К ее разработке, говорят, тоже привлекалась общественность города. Сама Стратегия, как казалось в момент ее принятия, предлагала решения самых острых проблем, стоящих перед городом, а ее реализация даст новый импульс развитию Алматы. Но, как показали трагические события января этого года, надежды не оправдались. Очевидно, что сама Стратегия и внедрение ее в жизнь содержали в себе фундаментальные недостатки, которые не дали устранить встроенные ограничители, тормозящие развитие города.
Прежде всего, Алматы – некий Вавилон, в который стремятся попасть многие жители страны, и не только. Поэтому все происходящее в нашем мегаполисе – это концентрированное отражение процессов во всем Казахстане.
И в первую очередь – растущего социального неравенства. Даже в «Стратегии» признается, что центральная часть города более развита по сравнению с окраинами и районами в «нижней» части севернее пр. Райымбека. В «верхних» районах сосредоточено 60% объектов образования, 17 из 19 театров, 31 из 33 музеев, 13 из 18 парков города. На окраинах города отсутствует центральное водоснабжение в 23 микрорайонах (105 тыс. чел.), не освещены 30% улиц. Сегодня центральные районы в верхней части города гораздо лучше обеспечены социальными благами, чем окраины. В них сосредоточены объекты образования, культуры, здравоохранения, общественные пространства. Окраины отстают по уровню жизни, доступу к элементарным коммунальным услугам (2,5% домов без центрального водоснабжения, 30% улиц без освещения). При этом, по данным городской статистики, в благополучных «верхних» районах проживает только 29.1% населения города и это без учета незарегистрированных приезжих.
Таким образом, «горючий материал» накапливался в городе уже давно и нужен был только подходящий повод, чтобы он вспыхнул. И в первую очередь потому, что в «Стратегии Алматы – 2050» конкретных и содержательных решений этой проблемы предложено не было, только самые общие пожелания: «Алматы будет городом без физических, социальных и ментальных барьеров, разделяющих его на благополучный «верх», промышленный «низ» и неразвитые окраины. Город будет развиваться полицентрично, чтобы у каждого района имелись свои уникальные характеристики и весь набор ежедневно необходимых социальных услуг».
В «Стратегии Алматы – 2050» нет и специального раздела, посвященного тому, насколько комфортно жить в Алматы. Между тем, это важный показатель, отражающий уровень социального благополучия в городе. Еще 2017 г. ОФ ЦСПИ «Стратегия» и в 2019 г. Фонд информационной поддержки общества провели исследования комфортности жизни по Казахстану в целом. Судя по их результатам, уровень комфортности жизни в Алматы в 2019 г. снизился по сравнению с 2017 года с 7 пунктов до 13, причем, ухудшение произошло по всем показателям. Особенно это заметное по таким факторам, как обеспеченность правовой помощью (16), помощь в тяжелой жизненной ситуации (14) и эффективность решений социальных проблем местными органами власти (9).
Состояние бизнеса в Алматы: мешают монополии и доступность финансирования
Алматинский бизнес – единственный несырьевой донор республиканского бюджета тоже теряет и в количестве, и в качестве. Экономика упрощается – доля финансовой, профессиональной, научной, технической деятельности и ИКТ в ВРП сократилась с 21,6% в 2014 г. до 20,1%, а доля торговли выросла с 33,5% до 36,4%. Доля видов деятельности, традиционно относимых к высокотехнологичным, ниже, чем в обрабатывающей промышленности и операциях с недвижимым имуществом.
Но хорошая новость в том, что если говорить о потенциале развития, т.е. способности увеличить выпуск продукции (товаров, работ и услуг) и улучшить свое финансовое состояние, то картина меняется к лучшему: у значительной доли предпринимателей (больше 50%) из высокотехнологичных видов деятельности есть потенциал к развитию. Но основными барьерами на пути реализации этого потенциала – негативное влияние тарифов монополий и доступности финансирования.
Эффекты глобализации
Тем не менее, Алматы является глобальным городом по рейтингу GaWC и входит в группу β-. Города из этой группы являются ключевыми узлами, подключающим основные наиболее развитые регионы или страны к глобальным экономическим сетям. Из городов постсоветского пространства Алматы в рейтинге уступает только Москве и Киеву.
И хотя в «Стратегии Алматы 2050» задача развития города как глобального города поставлена, в реальности за последние десять лет никакого прогресса в этом направлении нет. Скорее, можно говорить, наоборот, о регрессе. Для того, чтобы быть глобальным деловым центром и желанным местом размещения штаб-квартир и центральных офисов международных финансовых организаций и институтов развития, транснациональных корпораций, в городе, во-первых, должны происходить события и совершаться сделки соответствующего масштаба. В реальности же события и сделки из Алматы уходят. Это результат, с одной стороны, экономического и политического застоя. С другой стороны, это результат того, что события и сделки переместились в Нур-Султан.
Алматы как полигон для передовых идей
Участники мероприятия оценили сильные стороны города. Они отнесли к ним высокое качество человеческого капитала, относительно развитое гражданское общество, готовность к развитию, многонациональность и толерантность, наличие независимой творческой инициативы. Это хорошие стартовые условия для перемен, в которых так нуждается город.
До сих пор препятствием для формирования полноценного городского сообщества и не только в Алматы, но и во всей стране было политическое устройство. Сегодня появился повод для осторожного оптимизма, но формирование новой политической системы требует поиска, экспериментов. Поэтому участники мероприятия на первый план выдвинули идею того, что Алматы должен стать своего рода экспериментальной площадкой для внедрения местного самоуправления. И это далеко не только выборность акима, но и более системные механизмы социального партнерства.
Чтобы городские власти должны начать слышать жителей города нужны действительно свободные СМИ, по количеству которых мегаполис лидирует в стране. Еще одна инициатива – трансформация городского телеканала в общественное телевидение, это тренд, который сейчас набирает популярность во всем мире, когда горожане софинансируют свое СМИ и оно становится реальным каналом коммуникаций между мэрией и горожанами. Безусловно, все это должно сопровождаться нерегулируемым доступом к интернету. А пока активисты предлагают создать некий аналог гайд-парка – постоянно действующую площадку для диалога, мнений и инициатив.
Кроме этого, эксперты предлагают разработать своеобразный Алматинский социальный договор, в который войдет свод правил, этический кодекс алматинца и гостей мегаполиса. Более того, его соблюдение должно включать некий преференции для горожан по типу социальной карты москвича.
Но главная мысль экспертов – без реального самоуправления ни одну из проблем, стоящих перед Алматы, не решить. Аким города должен избираться на прямых всеобщих выборах, в районах должны быть созданы собственные маслихаты, должен получить развитие институт общественных советов.
Среди предложений участников мероприятия также заслуживает внимания идея создания платформы e-halyk для обсуждения предложений и проектов, касающихся жизни города.
Нужен новый Генеральный план!
У существующего Генерального плана Алматы есть важный недостаток – он является формальным документом, которым не руководствуются при принятии градостроительных решений. Поэтому участники были единодушны в том, что Алматы требуется новый Генеральный план, принятый на основе обсуждения с общественностью и профессиональными экспертами. При этом, должна быть обеспечена прозрачность принятия архитектурных и градостроительных решений. План застройки должен соответствовать Генеральному плану. Этажность, полицентричность, зонирование, инфраструктура, газификация, экология должны быть регламентированы и строго соблюдаться.
Городу необходимо, чтобы в каждом микрорайоне было общественное пространство и парки, а в каждом дворе спортивные площадки. Необходимо создавать дворовые клубы для детей с участием студентов и пенсионеров
Если говорить о развитие транспорта, то Алматы необходим легко-рельсовый транспорт, связывающий город с населенными пунктами, составляющими городскую агломерацию. В городе должно быть больше надземных пешеходных переходов, с эскалаторами и лифтами, больше улиц с односторонним движением.
Эффективная городская застройка, развитие социальной инфраструктуры, внедрение «зеленой энергетики», решение транспортных проблем помогут в значительной улучшить состояние окружающей среды в Алматы.
Люди, которые меняют будущее
В условиях современной экономики именно креативные центры создают самую высокую добавленную стоимость. Креативные центры процветают не в силу традиционных экономических причин, а потому, что там хотят жить творческие люди. Креативные центры обеспечивают целостную экосистему или место обитания, где все формы креативности – художественное творчество и культура, технология и экономика – могут пускать корни и процветать.
Для того, чтобы в городе сформировался креативный класс, в первую очередь необходимо формирование активного городского сообщества и создание благоприятной среды обитания. Свободные творческие люди должны организовывать в городе культурные события, о которых будет говорить мировая пресса и которые будут привлекать в Алматы туристов.
Но все это невозможно без политических перемен и алматинцы готовы стать полигоном по их испытанию. Если получится в крупнейшем мегаполисе, получится и во всей стране.
Комментариев пока нет