Тайные доходы государственных мужей
Поддержать

Тайные доходы государственных мужей

Почему декларирование доходов и имущества госслужащих Казахстана оказалось отложенным до 2020 года? Расследование exclusive.kz не нашло ведомство, которое за это не отвечает.

«Наши» вроде и подтвердили согласие выполнить рекомендацию номер 3.2 о публикации своих доходов, но, как только «ТАМ» поставили галочку о выполнении, сместили время исполнения с договоренного января 2017 года на неопределенное время в 2020 году. Лукавство такой тактики тривиально – до 2020 года надо еще дожить, а там видно будет. Глядишь, все само собой рассосется. А пока наивный ОЭСР утвердил отчет и признал «значительный прогресс по выполнению этой рекомендации».

А пока наивный ОЭСР утвердил отчет и признал «значительный прогресс по выполнению этой рекомендации».

«ТАМ» — это организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая проводит регулярный мониторинг по выполнению Казахстаном Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Сейчас идет IV-й раунд мониторинга.

Так вот, одна из рекомендаций касается введения декларирования и публикации деклараций высших должностей административных служащих, политиков, судей, прокуроров и прочих сотрудников органов, где есть опасность проникновения коррупции.

Что означают международные термины?

«Значительный прогресс» — означает значимые практические меры, которые были предприняты страной для удовлетворительного выполнения более половины элементов рекомендации. В этот же список может входить принятие и/или обеспечение исполнения важного закона.

Кроме того, международной организацией приняты другие термины. Это: «прогресс» и «отсутствие прогресса».

Термин «прогресс» применяется, когда некоторые практические меры были предприняты для выполнения рекомендации. В качестве «прогресса» в рамках оценки промежуточных отчётов, например, оцениваются наличие проектов законов, которые поданы на рассмотрение парламента, либо будут рассматриваться.

«Отсутствие прогресса» – это, когда меры по выполнению рекомендации не были предприняты.

Рекомендации, которые полностью выполнены, могут быть закрыты для процедуры промежуточных отчетов, и в дальнейшем могут быть оценены только в рамках процедуры мониторинга.

30 ноября 2016 года были внесены изменения в Закон РК «О противодействии коррупции», которые, в частности, касались введения всеобщего декларирования доходов физических лиц (статья 11 «Меры финансового контроля» закона).

Напомним еще раз, что первоначально планировалось, что данная статья будет введена в действие с 1 января 2017 года, однако выполнение тут же было отложено до 1 января 2020 года.

Срок введения всеобщего декларирования отложен. Вдруг оказалось, что не готовы «государственные базы данных», и что налоговые органы не готовы обрабатывать и проверять декларации.

И причины, по которым отложен срок введения всеобщего декларирования, были тут же сформулированы. Вдруг оказалось, что не готовы «государственные базы данных», и что налоговые органы не готовы обрабатывать и проверять декларации.

Кого считают и с кого требуют?

В настоящее время и до 1 января 2020 года действует прежняя редакция статьи 9 «Меры финансового контроля» (из утратившего силу Закона РК «О борьбе с коррупцией»).

В соответствии с ней, сейчас действует следующий порядок декларирования государственных служащих:

1. Кандидаты на государственную должность сдают в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории РК, так и за ее пределами, и сведения о вкладах, участии в качестве акционера или учредителя в уставном или акционерном капитале юридических лиц;

2. Государственные служащие ежегодно в период выполнения своих полномочий представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории РК, так и за ее пределами.

3. Лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, в течение трех лет после увольнения представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории РК, так и за ее пределами.

Обязанности сдавать декларации о доходах и имуществе, а также предоставлять сведения о вкладах и т.д., распространяется на супругов лиц, указанных выше.

Поступающие в органы государственных доходов сведения в декларациях, составляют служебную тайну. Их разглашение влечет увольнение виновного лица.

При этом, обязательное опубликование сведений из деклараций не предусмотрено. Более того, в соответствии с Законом РК «О противодействии коррупции», поступающие в органы государственных доходов сведения в декларациях, составляют служебную тайну. Их разглашение влечет увольнение виновного лица.

Декларации и иные сведения представляются только по запросам уполномоченного органа по противодействию коррупции, органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, антикоррупционной службы, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также в судебном порядке, установленном законом.

Существующая система декларирования

Между тем, система декларирования госслужащих в Казахстане в настоящее время имеет ряд недостатков.

Нынешняя система непрозрачна. Это затрудняет развитие общественных механизмов проверки деклараций, работу по проведению расследований, в т.ч. антикоррупционных.

Первый недостаток – нынешняя система непрозрачна. Так, сведения о доходах и имуществе госслужащих и их супругов не только не находятся в открытом доступе, но и на законодательном уровне признаны служебной тайной. Это затрудняет развитие общественных механизмов проверки деклараций, работу журналистов и гражданских активистов по проведению расследований, в том числе антикоррупционных.

Так вот, статья 11 Закона РК: «О противодействии коррупции», введение в действие которой было отложено до 1 января 2020 года, как раз и предполагала обнародование и публикацию деклараций и сведений о доходах и имуществе.

Информация об итогах проверки не публикуется.

Второй недостаток состоит в том, что информация об итогах проверки деклараций или статистика по нарушениям требований закона не публикуется.

Штраф в размере 50 МРП  – сумма весьма незначительная для такого нарушения как сокрытие доходов и непредоставление декларации.

Третий недостаток – по сути, символическая сумма штрафа за нарушение. В частности, ответственность государственных служащих за умышленное непредоставление декларации или предоставление недостоверных или неполных сведений согласно Кодексу РК об административных правонарушениях — статья 274 «Нарушение мер финансового контроля» – выражается в выплате денежного штрафа в размере 50 МРП (1 МРП=2269 тенге, сумма штрафа – более 300 долларов. Сумма весьма незначительная для такого нарушения как сокрытие доходов и непредоставление декларации.

Одновременно, предлагается с 1 января 2020 года и вовсе снизить до 30 МРП размер штрафа за умышленное непредоставление декларации или предоставление недостоверных или неполных сведений.

Комментарии госорганов

Exclusive.kz обратился за разъяснениями ситуации с декларированием в соответствующие госорганы и к экспертам.

Судя по ответам госорганов на наш запрос, никто из них напрямую не в ответе за выполнение рекомендации по декларированию доходов. Министерство финансов Казахстана считает, что «вопрос по опубликованию сведений, содержащихся в декларациях, относится к компетенции АДГС», а те в свою очередь уверены, что «вопросы всеобщего декларирования не входят в компетенцию Агентства».

Министерство финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение от 4 мая 2017 года № 17-ЕХ-012, по вопросу представления информации, сообщает следующее.

В настоящее время декларация о доходах и имуществе представляется ограниченным кругом лиц (госслужащими, депутатами, судьями), что не дает возможности осуществления эффективного контроля за источниками происхождения доходов и имущества, указанных в декларации, поскольку незаконно полученные доходы и имущество может быть переоформлено на других лиц, которые не обязаны представлять декларацию.

В связи с чем, выполнить рекомендацию 3.2 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией планируется в рамках внедрения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц.

Так, в конце 2015 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» (далее — Закон по всеобщему декларированию) от 18.11.2015 г. № 412-V, который предусматривал поэтапный переход к декларированию доходов и имущества физических лиц:

1 этап с 2017 года — государственные служащие, судьи, депутаты, работники национальных компаний управленческого и административного профиля, а также работники бюджетных организаций;

2 этап с 2020 года — все остальные физические лица.

Однако, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 30 ноября 2016 года № 26-VI в целях необходимости обеспечения актуальности и сопоставимости сведений баз данных государственных органов, а также разработки программного обеспечения для качественного внедрения всеобщего декларирования предусмотрен перенос сроков декларирования для всех физических лиц, в том числе госслужащих в один этап с 2020 года.

Вместе с тем, обращаем внимание, учитывая, что уполномоченным органом по противодействию коррупции является Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее — АДГС), вопрос по опубликованию сведений, содержащихся в декларациях, относится к компетенции АДГС.

Вице-министр К. Баедилов.

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции:

Рассмотрев Ваш запрос о предоставлении информации касательно исполнения рекомендации 3.2 третьего раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (далее — Стамбульский план) в части декларирования имущества, сообщаем, что вопросы всеобщего декларирования не входят в компетенцию Агентства.

Кроме того, согласно Закреплению за государственными органами рекомендаций третьего раунда мониторинга Стамбульского плана, одобренного протоколом совещания у Премьер-Министра от 23 января 2017 года № 12-5/07-544, исполнение данной рекомендации в части изменения законодательных положений и практики декларирования доходов и имущества закреплено за Министерством финансов.

С учетом изложенного, а также в соответствии с пунктом 2-1 статьи 18 Закона «О средствах массовой информации», данный запрос направлен в Министерство финансов.

Наряду с этим, следует отметать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона «О противодействии коррупции» приказом Председателя Агентства от 6 октября 2016 года № 3 утвержден Перечень сведений, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством, подлежащих опубликованию.

Между тем, их опубликование на официальных интернет-ресурсах государственных органов и организаций начнется с 2020 года, ввиду переноса срока всеобщего декларирования.

Заместитель Председателя А. Шпекбаев.

Татьяна Зинович, Центр исследований правовой политики:

Такая ситуация с декларированием оказывает негативное влияние на ход и динамику антикоррупционных процессов, снижает степень вовлечения в них общества и СМИ.

Казахстан не имел систему декларирования имущества для целей борьбы с коррупцией. В соответствии с Законом РК «О борьбе с коррупцией» все лица, занимающие государственные должности, представляют декларации о доходах и имуществе для целей налогообложения, однако существующая система не стремилась и на практике не позволяла выявить коррупционные нарушения, совершенные государственными служащими. Признавая этот недостаток и в соответствии с Отраслевой программой по борьбе с коррупцией, Казахстан выразил намерение ввести декларирование доходов как меру борьбы с коррупцией, включая декларирования крупных расходов государственных служащих, а также всеобщее декларирование доходов и имущества для всех граждан.

В ноябре 2015 года в Казахстане был принят закон о внесении поправок в правовые акты Казахстана, касающиеся декларации доходов физических лиц, которыми будет введено всеобщее декларирование доходов всеми гражданами.

В ноябре 2016 года внедрение декларирования было перенесено на 2020 год. Данная реформа призвана сократить теневую экономику и не направлена на контроль имущества и интересов государственных должностных лиц в контексте усилий по предупреждению коррупции.

Поэтому ОЭСР имеет настойчивую и конкретную рекомендацию для всех стран-участников Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии (в том числе, для Казахстана) внедрить систему подачи деклараций об имуществе и доходах, особенно для высокопоставленных должностных лиц и должностных лиц, работающих в зонах повышенного коррупционного риска; а также наделить органы, ответственные за реализацию системы декларирования имущества, обязанностями, правами и ресурсами, необходимыми для опубликования, проведения проверки, применение наказания, сбора статистических данных и оценки воздействия.

Эта рекомендация остается невыполненной Казахстаном до сих пор, то есть, в момент проведения уже четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.

На наш взгляд, такая ситуация с декларированием оказывает негативное влияние на ход и динамику антикоррупционных процессов, снижает степень вовлечения в них общества и СМИ. Мы поддерживаем рекомендацию ОЭСР по изменению практики декларирования в Казахстане и опубликованию сведений из деклараций высших должностных лиц, политических служащих, судей, а также доступность по запросу всех остальных деклараций публичных служащих. Это обеспечило бы повышение уровня прозрачности и подотчетности государственной службы и снизило бы коррупционные риски в отдельных государственных министерствах и ведомствах».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *