Как Казахстан стал ареной религиозных противоречий
В предстоящем году на внутриполитическом поле нас ожидает немало сюрпризов, — считает Еркин Иргалиев, исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау»
— Какие изменения в нашей внутриполитической системе вы ожидаете в 2020 году?
— Анализируя весь уходящий 2019 год (особенно, начиная с 19 марта), можно заметить явный разлад реальности с первоначальными замыслами «сценаристов наверху». Ведь сила любого Плана состоит в динамике его реализации и постоянном ощущении «новизны», когда основная часть задуманного Транзита должна была завершиться в сжатые сроки: весенняя отставка, летние президентские выборы, осенняя артподготовка к парламентской кампании с успешным финалом в эти послерождественские недели.
Но не задалось…
Именно этим, на наш взгляд, объясняются все известные странности этого года: кадровая чехарда с руководством АП, преждевременный «самострел» Косанова, полная замена идеологического блока и многое другое. Кстати, уверен, что создание НСОД – спонтанная мера, принятая «в пожарном порядке».
Весь новый 2020 год будет посвящён именно переписыванию сценария, «работе над ошибками». Все это будет подверстано к двум ивентам: 80-летию Елбасы и 30-летней годовщине независимости.
— Как вы оцениваете вероятность досрочных парламентских выборов?
Анонсированный на февраль съезд правящей партии, скорее всего, пройдёт в рамках агитационной фазы выборной кампании. Второй важнейший этап передачи верховной власти в стране нельзя откладывать. «Нур Отан» должен будет занять доминирующую позицию в Мажилисе и маслихатах. Ради этого «заморожены» назревшие политические реформы.
На мой взгляд, возможны два варианта результата выборов.
Запланированный: партия власти» добивается конституционного большинства (3/4 голосов), чтобы преодолевать даже возражения Президента на принятые конституционные законы.
Второй вариант: Нур Отан вынужденно довольствуется простым большинством депутатских мест в Мажилисе, но для принятия важных решений идёт на коалицию с другими парламентскими партиями (в рамках нынешнего списочного состава уже зарегистрированных партий).
Но для достижения нужного результата «Нур Отану» придётся выйти из «зоны комфорта». Привычное упование на адмресурс и манипулирование голосами чреваты разносом и повышением градуса политической напряженности и протестного потенциала. Фактор независимых наблюдателей уже не удастся игнорировать. Необходимо провести убедительную агитационную кампанию в борьбе за умы и сердца избирателей.
Таким образом, перед «Нур Отаном» стоит нешуточный политический вызов.
— Какими, на ваш взгляд, будут отношения Акорды и Библиотеки?
Предстоящий 2020 год наконец-то покончит двусмысленную ситуацию неопределённости между ними (вследствие вынужденной отсрочки внеочередных выборов в парламент/маслихаты). Именно высокий антирейтинг «Нур Отана» потребовал предельной мобилизации всего госаппарата вокруг фигуры председателя этой партии, формально отошедшего от официального руководства страной. Это, в свою очередь, заставило действующего Президента временно поступиться своим важнейшим ресурсом – правом назначать и отстранять подконтрольные ему исполнительные органы в Центре и на местах. Повторюсь: временно, до проведения парламентских выборов. Как говорится: «Всё для фронта, всё для победы».
А после дня голосования почти все прежние кадровые функции вновь вернутся в Акорду. «Библиотека» отойдёт в «тень», занимаясь подготовкой своих предюбилейных мероприятий.
И возникнет новая «ось» властного соперничества — «президент-парламент-правительство».
— Появятся ли в Казахстане новые партии? Какие?
— Это тоже объективный процесс, давно назревший и который неизбежно найдёт своё воплощение в предстоящем политическом году.
Тут тоже одновременно пройдут два параллельных процесса. Первый – органичное партстроительство, которое породит общественные структуры по всему идеологическому спектру: «левые-центр-правые». Без разницы, как они будут называться, но это естественная «палитра» идейного многообразия найдёт себе дорогу: если не в готовых структурах party building, то хотя бы в его зачаточных формах: клубы, движения, коалиции НПО, фронты и т.д.
Другой вид процессов партогенеза, уже более искусственного характера: когда власти создают партии-спойлеры, чтобы оттянуть сторонников от своих конкурентов, представляющих опасность для действующей власти. Это тоже нормальная практика во всём мире, вносящая дополнительное состязание на политическом рынке.
Пока трудно сказать, «кто есть ху» из имеющихся и готовящихся партийных проектов, но борьба за власть покажет их истинное лицо.
— Сохранит ли Токаев приверженность либеральным реформам? Насколько ему удастся реализовать те преобразования, которые он озвучил на последнем заседании НСОД?
— Без сомнения, либеральный курс Токаева будет продолжаться и впредь, в его открытом и скрытом противостоянии с консервативными силами во власти.
Именно на повестке форм и содержания либеральных реформ и будет проходить это соперничество.
Более того, скорее всего, именно озвученные Токаевым инициативы, также как и неозвученные «заготовки», будут доведены до должного формата на предвыборном съезде Нур Отана в виде его партийной «программы политических реформ».
Потому что «партии власти» и её акторам жизненно важно именно сейчас получить большинство депутатских кресел, а также места в «уходящем поезде». Все хотят оседлать волну и «перелететь» в посттранзитный период. Для этой цели все средства хороши. Тем более любые обещания: либерализация будущих выборов, новых партий, собраний, СМИ…
Кстати, норма о «парламентской оппозиции» будет востребована уже скоро, для лояльных «Нур Отана» партий, его спарринг-партнёров. Как все другие меры, озвученные Токаевым на НСОД.
Так что впереди – нешуточная борьба за звание «главного демократа»…
Комментариев пока нет