Министр труда и соцзащиты: все социальные обязательства будут выполнены в полном объеме.
«Страна не готова к борьбе с коронавирусом»,
— считает депутат Парламента РК Ирина Смирнова,
взявшаяся раскрыть тайну пропавших денег.
На борьбу с коронавирусом государство выделило 3,5 млрд тенге (около $9, 2 млн.). Об этом еще в начале февраля сообщил первый заместитель премьер-министра — министр финансов РК Алихан Смаилов. По его словам, эти деньги должны были пойти на закупку необходимых медикаментов, масок, тепловизоров и другого оборудования. Из них первый транш — 1,5 млрд. тенге на предотвращения опасного вируса на территории Казахстана – выделен еще в январе. Контроль над целевым распределением выделенных средств, по словам Алихана Смаилова, возложен на министерство здравоохранения.
Между тем министр здравоохранения Елжан Биртанов на вопрос журналистов, на что именно будут потрачены средства, выделенные из госрезерва, формируемого на средства налогоплательщика, заявил, что это относится к информации с ограниченным доступом.
«Налогоплательщики имеют право знать, на что идут их налоги. Это не решение Министерства здравоохранения, это постановление Правительства. Я с удовольствием расскажу, но не имею права. В целом я могу сказать, что порядка 1 млрд выделено на закупку средств защиты: маски, костюмы, очки, дезинфицирующие средства, лаборатории, тепловизоры, лабораторное оборудование для диагностики, а также на эвакуацию граждан. Часть денег пойдёт и пошла уже на помощь регионам – обеспечение средствами индивидуальной защиты местных больниц и поликлиник. Ещё часть средств – обеспечение защитой других госорганов. Поскольку там есть не только для медиков, но и для пограничников, то это уже служебная информация», – сказал министр здравоохранения 18 февраля. (Источник: https://www.ng.kz/modules/news/article.php?storyid=37714)
Раскрыть «военную тайну», связанную с 3,5 млрд.тенге государственных денег, взялась фракция «Народных коммунистов Казахстана». 4 марта депутат Парламента РК от этой фракции Ирина Смирнова направила депутатский запрос прeмьер-министру Казахстана, где, настаивая на изменении подходов правительства по вопросам открытости бюджета, потребовала отчета за деньги, выделенные на борьбу с коронавирусом. На сегодняшний день ответ депутат ещё не получила.
«В данном вопросе отсутсвуют объективные причины для сокрытия информации от граждан нашей страны. Люди, которые платят налоги хотят знать, на что тратятся их средства. Честность перед народом и открытость должна стать для нас хорошей привычкой.
Министрам финансов, зравоохранения и всем другим членам Правительства пора признать, что средства бюджета не их собственность, а отчисление каждого гражданина. Они же сами только назначенные менеджеры и должны ставить в известность народ, когда, куда, как и зачем потратятся выделенные средства, и доводить до каждого гражданина о целях расходования средств, эффективности их использования.
Помимо открытости, в ситуации связанной с коронавирусом, хочется отметить признаки формализма в работе министертсва здравохранения. Граждане, которые вернулись из стран повышенной опасности по распространению коронавируса рассказывают, что при встрече в аэропорту на вопрос медика: «По какому адресу будете проживать» и ответе, что это еще не известно, получают совет написать любой адрес. В данном случае это является грубейшим нарушением, которое ставит под угрозу не только доверие к действиям Правительства, но и приводит к риску распространения вируса в нашей стране. Нам на вооружение следует взять опыт Сингапура, в котором отследили всех приехавших, заболевших, связали все точки распространения, перемещения, а вся информация предельно открыта. Государство подробно отчитывается перед населением за все траты бюджетных средств.
Подходы в нашей стране являются излишни закрытыми, что приводит к информационному вакууму, провокационным догадкам и паническому настроению среди населения», — пишется в запросе.
А в это время, по словам Ирины Смирновой, страна совершенно не готова к борьбе с корановирусом.
— Не говоря уже о вопросах, связанных с карантином, это видно хотя бы потому, как у нас осуществляется поставка в аптеки медицинских масок, — сказала она. — Еще недавно они стоили 15-20 тенге. Теперь — 150-200 тенге, и то они стали большим дефицитом.
Ее поддерживает общественный деятель, кандидат медицинских наук Каиргали Конеев. По его мнению, министерство здравоохранения для того, чтобы обезопасить себя, через известных докторов, профессоров и докторов медицинских наук, запускает фейковую информацию о том, что маски не помогают при коронавирусе.
— Как же не помогает, если всё население китайского Уханя, включая медработников, которые находятся на эпицентре борьбы с опасным вирусом, месяцами не снимают маски, — говорит он, — Сам я, как врач с большим стажем, ответственно заявляю: масочный режим — это действенный способ борьбы с воздушно-капельной инфекцией. Хочу сказать про 14-дневный карантинный режим для прибывающих в страну граждан из других государств. Их помещают в условия, далекие от медицинских стандартов. По их отзывам, сопровождаемым видеозаписью, они хуже тюремных. Думаю, что на 3,5 млрд., которые выделены из госрезерва, сформированного на их же деньги, люди могли бы проходить карантин в более достойных условиях. Почему бы не зафрахтовать, к примеру, гостиницы или санатории, которые в зимний период пустуют? Ведь этих денег вполне хватило бы. К тому же это было бы достойным и очень честным вливанием в малый и средний гостиничный бизнес, которым сегодня в той же Алматы, самом крупном городе Казахстана, заняты многие.
Комментариев пока нет