Китай заявил о конце пика эпидемии коронавируса в стране
На прошедшей неделе министр информации и общественного развития Даурен Абаев пришел в мажилис на 15 минут раньше назначенного времени презентации законопроекта о мирных собраниях. Усевшись на свое место в зале заседаний, он принялся напряженно просматривать страницы с ответами на вопросы, которые должны были задать ему депутаты, как бы заинтересовавшись темой.
Сами народные избранники , повеселевшие после сытного обеда, хвастали друг перед другом дисциплинированностью. Депутат Василий Олейник показывал коллегам лист с заготовленным текстом обращения и, получив одобрительные кивки, лихо сунул его в папку.
Абаев, иногда отрываясь от своего текста с ответами, взглядом цедил зал и его напряжение заметно снижалось. В списке приглашенных на презентацию значилась самая благоприятная для законопроекта компания — представители госорганов, руководители, вероятно, независимых НПО, самые принципиальные ученые, которым законопроект очень нравился и один единственный эксперт — редактор информационного портала Ассамблеи народа Казахстана El.kz Олег Рябченко. Зампред Федерации профсоюзов Ерлан Саиров и общественный деятель Мухар Тайжан сели рядом друг с другом и воплощали собой в сложившемся окружении островок возможных критических настроений.
Руководитель рабочей группы Нурлан Абдиров и министр Даурен Абаев говорили на этой презентации монотонно и тихо, будто повысь они голос хотя бы на децибел их услышит тот, кому знать о законопроекте не положено. Впрочем законодательные новеллы так и не заслужили существенной критики в этом зале даже когда Абаев сообщил о норме, предполагающей ответственность организаторов митингов.
— Организаторы (…) должны оповещать власти о планируемом количестве участников митингов, что крайне важно для обеспечения их безопасности. И организаторы, и местные власти будут нести обоюдную ответственность за поддержание общественного порядка, – сообщил министр.
По задумке разработчиков законопроекта, количество участников мирного собрания организаторы должны знать заранее и сообщить о нем при подаче заявки в акимат. Если же число участников окажется больше заявленного (даже если во время проведения к митингующим примкнут разделяющие их требования граждане) или изменится форма проведения (шествие, пикет, митинг, демонстрация), организаторы должны будут его приостановить.
— Если изменяется форма мирного собрания, то оно должно быть приостановлено по требованию местного исполнительного органа и прекращено. Если это несет угрозу жизнеобеспеченности, угрозу общественной безопасности, то мирное собрание должно быть прекращено. Если митинг (в заявке — А.Б.) , то должен быть митинг. Если это перерастает в другую форму, не указанную в заявлении, это считается основанием для прекращения незаконного мирного собрания, — уточнил ответсек министерства Жанат Кожахметов.
Как эта норма может быть реализована на практике — пока непонятно. В законе также хотят прописать конкретный перечь причин, по которым акимат может отказать в проведении мирного собрания. В нем отмечаются митинги, призывающие к насильственному изменению конституционного строя, угрожающие разжиганием расовой, национальной, социальной, религиозной нетерпимости, нарушению общественного порядка и безопасности граждан, препятствующие работе транспорта и инфраструктуры; запрещено также разрешать митинги, финансируемые иностранцами и организациями, связанными с экстремистской и террористической деятельностью.
В случае, если местные чиновники, получив заявку на мирное собрание, не предоставят ответ в установленные сроки, проведение мирного собрания будет считаться согласованным. Законопроект также предполагает четкое разграничение схожих понятий «митинг», «собрание», «пикет», «демонстрация» «шествие» и гражданам, судя по всему, придется научиться различать их. Пока же даже в речи министра сложно разобрать, что к чему относится и как получать разрешения.
— В законодательство планируется внедрение уведомительного порядка для проведения мирных собраний в форме пикетов, митингов, собраний. При этом в случае отсутствия ответа местного исполнительного органа проведение мирного собрания будет считаться согласованным по умолчанию. Вместе с тем для проведения мирных собраний в форме демонстрации, шествия необходимо получение согласия местного исполнительного органа. Также проектом закона будет предусмотрено право предоставления альтернативного места для проведения мирных собраний, — отметил Абаев.
Несмотря на основательную подготовку , некоторые депутаты плохо справлялись с зачитыванием текста вопросов, хотя и пытались демонстрировать непринужденность. Общественный деятель Мухтар Тайжан брал слово несколько раз и просил, чтобы в рабочую группу включили активистов Ерлана Калиева, Евгения Жовтиса, Маржан Аспандиярову, Лукпана Ахмедиярова, Ерлана Нурпеисова, готовых по его словам, за свой счет приезжать в столицу на обсуждения законопроекта. Руководитель рабочей группы Нурлан Абдиров ничего конкретного обещать не стал и ограничился расплывчатым «буйырса, караймыз» (даст бог, посмотрим). Тайжан был единственным в зале, кому не понравилась норма об ответственности организаторов.
— Функция обеспечения безопасности — это функция полиции , организаторы не должны нести за это ответственность. (…) Зачастую организаторов или участников митингов забирают еще из дома, когда по сути правонарушение не произошло — это нужно как-то отрегулировать действия полиции, — заметил Тайжан.
— Мы забираем из дома только в тех случаях, когда на человека у нас есть материал. Мы приглашаем, оформляем, предоставляем все материалы в суд и в судебном порядке эти вопросы решаются. Произвольных, как вы считаете, задержаний МВД не производит, — ответил ему первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев.
Соглашаться с ним Тайжан не собирался.
— Это не соответствует действительности, — тут же возразил он. — Лично меня чуть более года назад из дома забрали. Никаких судов, ничего предъявлено не было. (…) Вы забирает из дома — до сих пор это происходит и потом никаких материалов нет. Даже без составления актов вы забираете . Это есть .
Заму министра эти возражения не понравились и он потребовал, чтобы Тайжан не превращал вопрос все в политическую дискуссию.
— Не политическую… Это факты , — огрызнулся Тайжан.
— Приходите, разберем ваш факт! — психанул зам министра , демонстративно оттолкнув от себя микрофон.
Тайжан в этой перепалке сдаваться не собирался.
— Да чего к вам ходить? И так вы знаете все…
Накал страстей тут же пресек Нурлан Абдиров и быстро дал слово другим желающим высказаться. Депутат Абай Тасбулатов в это время уже не находил себе места.
— Всякие митинги , демонстрации — они (граждане — А.Б.) как правило недовольные ведь выходят , а коль так значит мы должны предотвратить на месте уже . Какие меры будете принимать? — обратился он к заму министра внутренних дел.
— Участники, организаторы не должны иметь оружие. Вопрос только как это контролировать будем. Этот вопрос сложный . Почему инициаторы исходят из того, что эти митинги должны проводиться в специально отведенных местах? В дальнейшем, в ходе проработки надо посмотреть , как эти места можно будет оборудовать системами безопасности, что нужно будет сделать, чтобы не подвергать опасности других людей . Может быть предусмотреть хотя бы минимальные меры для того, чтобы не проносили запрещенные вещества или не проходили лица в алкогольном, наркотическом и ином состоянии. Эти вещи дальнейшем в обсуждении в рабочих группах можно посмотреть, — ответил Марат Кожаев.
Депутаты видели в мирных собраниях исключительно угрозы дестабилизации и конфликтов и даже министру Абаеву приходилось все время напоминать, что на рассмотрении законопроект о мирных собраниях, право на которые прописано в Конституции. Но изменить фокус депутатов было невозможно.
Депутат Ахмет Мурадов захотел, чтобы из законопроекта исключили норму о предоставлении журналистами фото и видеозаписей с митингов по требованию полиции , а вместо этого обязали организаторов или МВД самим снимать все, что происходит , чтобы в случае нарушений приобщать все к материалам дела. Его коллега Берик Дусенбинов предложил прописать этику поведения сотрудников спецназа на митингах, которых по его замечанию, обычно больше, чем самих митингующих. Другой депутат Васийлий Олейник напротив, пожалел полицейских.
— Мы же видим на практике , когда в ходе мирных митингов они (митинги — А.Б.) постепенно перерастают в нарушение общественного порядка и все это показывается в режиме онлайн. В Фейсбук я смотрю иногда вот и возмущаюсь: бедные сотрудники полиции, которые обеспечивают безопасность. Их оскорбляют, провоцируют. Настало время оказывать помощь сотрудникам полиции. Выходит прокурор, дает разъяснения — его оскорбляют. Очень тонкая грань, когда мирный митинг перерастает постепенно в немирный. У нас есть алгоритм действий, когда нарушаются права правоохранительных органов, кто их будет защищать ? — наконец-то спросил депутат Василий Олейник.
— Есть алгоритм, когда к организаторам будут подходить сотрудники местных исполнительных органов, которые будут фиксировать нарушения. После этого это будет ответственность организатора, к которому будут применены санкции, — ответил министр.
К середине обсуждения министр Даурен Абаев освсем расслабился и уже улыбался, откинувшись на спинку кресла. Презентация шла абсолютно безупречно. К концу «проснулся» коммунист Владислав Косарев.
— Я хочу митинговать ! — вдруг поднял руку депутат.
И поток мыслей, что он едва успевал воспроизводить в микрофон перенес аудиторию на другое мероприятие, на котором Косарев успел в этот день поучаствовать.
— Я считаю, что госорганы должны руку не спускать с пульса общества. Они должны реагировать . Вот мы сегодня рассматривали на круглом столе то, как будет газифицироваться Астана и другие регионы . (…) Вы знаете, уйти оттуда без нецензурного слова не удается, понимаете ? Столько денег убахали, газ привели — газ около Астаны , а кто будет вводить в дом, сколько будет стоить — никто ничего не знает. Это же надо дожиться до такого состояния , что когда страна имеет возможность дать людям газ, (…) а у нас руки не так пришиты, что мы никак не можем это сделать. До того неуклюже, что становится на душе гадко , что мы с этими людьми рядом работаем , за одним столом сидим на круглом столе — это безобразие. Здесь то и зарождается стремление выразить общественное мнение , что я сейчас и делаю . И надо нам органы власти закалить так, чтобы они всегда были готовы идти на встречу к людям.
— Владислав Борисович , только я не понял , вы пришли с другого мероприятия , надо было все там сказать , — засмеялся Нурлан Абдиров.
После презентации журналисты окружили Абаева в фойе и попытались выяснить, как организаторы мирных собраний будут приостанавливать мероприятие , если численность его участников окажется выше заявленной.
— Мы исходим из логики мирного митинга, когда организатор скажет: дамы и господа , у нас количество людей пришло больше. Предлагаю в другом месте митинг провести. (…) Если это мирный митинг, если процедуры все соблюдены, никто никого растаскивать не будет, — невозмутимо ответил министр.
Фото на обложке: ghall.com.ua,
Комментариев пока нет