Генсек ООН: пандемия коронавируса — самый серьезный кризис после Второй мировой войны
Юрий Мазур, руководитель отдела анализа данных CEX.IO Broker считает, что следующие несколько месяцев станут настоящим испытанием для Казахстана.
Эпидемия коронавируса, безусловно, неблагоприятно сказывается не только на экономике Казахстана, но и на мировой экономике в целом. Но я хочу отметить, что на ситуацию в стране влияет не только коронавирус, а целый ряд факторов. Мы переживаем сейчас явление, которое получило название “идеальный шторм”, то есть это период, когда сразу несколько негативных факторов оказывают влияние на экономическую и социальную сферу. То, что сегодня закрыты на карантин крупнейшие города Нур-Султан и Алматы, существенно ограничено сообщение с другими странами, закрыты все места массового скопления людей — это одно. Но на текущий момент падение цены на нефть оказывает на экономику Казахстана куда большее влияние.
Если же говорить о влиянии карантина, связанного с распространением эпидемии коронавируса, то это сложное время, которое проверит на прочность всю политическую и финансовую системы страны. Чтобы избежать существенного спада в экономике, правительство РК уже вводит ряд антикризисных мер. Наряду с валютной интервенцией и повышением процентных ставок, чиновники ввели и другие меры. К примеру, власти запретили импорт бензина и дизельного топлива из России на три месяца, чтобы поддержать местных производителей нефтепродуктов.
Кроме того, снизится и объем торгов между странами, входящими в ЕАЭС. К примеру, Казахстан снизит экспорт муки, гречки, риса, семян подсолнечника и некоторых других продуктов питания в Россию. Это позволит обеспечить страну необходимым продовольствием на период эпидемии коронавируса.
Таким образом, чиновники стараются “латать дыры” в госбюджете, через которые утекают миллионы тенге. Только в феврале международные резервы Казахстана снизились на 0,5%, а в марте этот показатель вероятно будет еще выше. Государственная казна по сути лишилась основных источников пополнения — доходов от добычи и продажи нефти.
Забегая вперед, скажу, что экономика Казахстана, как и экономики других стран, будет сокращаться. Сейчас невозможно точно спрогнозировать убытки, но они могут быть весьма существенными. Только в январе доходы от добычи нефти сократились на $900 млн. Практически не работают предприятия малого бизнеса, которые обеспечивали треть поступлений в бюджеты мегаполисов, остановились авиационная и туристическая отрасли. На социальные и антикризисные программы выделяются миллионы тенге. Только в одном Нур-Султане на борьбу с коронавирусом выделят 118 млн.тенге. Добавьте к этому компенсации медикам и людям, которые потеряли работу из-за карантина, увеличение затрат на обеспечение медицинской отрасли — получается немалая сумма. Поэтому могу сказать одно: следующие несколько месяцев станут настоящим испытанием для Казахстана, который, как и многие другие страны мира, был не готов к “идеальному шторму”.
Комментариев пока нет