Национальная буржуазия объявила войну «агашкам»?
О том, что бюджетные тендеры в регионах, как правило, выигрывают только особо приближенные к акиму предприятия — известно всем и уже давно. Однако в Восточном Казахстане происходит невероятное – предприниматели открыто выступили против акима области Данияла Ахметова. И их примеру намерены последовать многие. Что же заставило предпринимателей, чей бизнес буквально зависит от расположения акима, пойти на этот беспрецедентный шаг и, по сути, «сжечь мосты»? Значит ли это, что национальная буржуазия встает с колен?
На прошлой неделе десятки бизнесменов Усть-Каменогорска и Семея открыто и публично потребовали отставки главы региона, обвинив его в том, что в тендерах акимата постоянно лоббируются интересы приближенных к нему подрядчиков. Еще раньше группа членов партии «Нур Отан», среди которых были и члены городского маслихата, пожаловались на акима Елбасы и Президенту, перечислив «вопиющие факты» беззакония. В ответ последовали репрессии, вплоть до открытия уголовных дел на жалобщиков, а на днях начались преследования блогеров и предпринимателей, по иронии судьбы совпавших с объявлением «плана первоочередных мер» Токаева по правам человека.
Что же происходит на востоке страны? Почему впервые за тридцать лет произошел прецедент, когда бизнес восстал против акима, и не просто акима, а самого Даниала Ахметова, одного из «последних могикан» уходящей элиты?
Все началось с «обычного» хозяйственного спора. Три года назад Даниял Ахметов «был потрясен» ужасным состоянием городских автобусов настолько, что немедленно инициировал программу обновления городского транспорта в г. Семей. Акимат и частный инвестор Серикжан Айкельев создали в рамках ГЧП ТОО «Semey Bus» — нового городского перевозчика, взяли в лизинг автобусы местной сборки, внедрили электронное билетирование. Но ни для кого не секрет, что городские автобусные перевозки, особенно в провинции — это больше социальная функция, нежели бизнес. Поэтому частный инвестор «на берегу» получил от акиматов ВКО и г. Семей письменные гарантии о выплате субсидий. Но пандемийный 2020-ый ухудшил и без того уязвимое положение перевозчика, росли долги, автобусы выходили из строя, средств на ремонт не хватало, нарушался график движения, росло возмущение жителей города, периодически водители отказывались выходить на линию из-за долгов по заработной плате. Однако, вместо обещанных субсидий ТОО «Semey Bus» получил от акимата обвинения в «неэффективном менеджменте» и необоснованном завышении сумм запрашиваемых субсидий. И это при том, что маслихат ВКО признал все маршруты ТОО «Semey Bus» социально значимыми и подлежащими субсидированию, а рабочая группа акимата подтвердила правильность расчета суммы субсидий. На прошлой неделе ТОО «Semey Bus» провел пресс-конференцию и опубликовал данные по итогам деятельности за 2020 год, где «на пальцах» показал, что выручки по социальному тарифу 80 тенге едва хватало на выплату заработной платы и покупку ГСМ, причем все показатели прозрачны: электронное билетеривание позволяет учесть каждого пассажира, а акиматовский Центр управления пассажирскими перевозками в режиме реального времени осуществляет GPS мониторинг пробега всех автобусов ТОО «Semey Bus», а значит расход ГСМ можно легко проверить. Что же в реальности стало причиной отказа?
Возможно, дело в том, что группа депутатов городского маслихата г Семей, нарушая принятую в таких случаях субординацию, напрямую обращается к Президенту страны с просьбой обратить внимание на субсидирование городских перевозок в г. Семей. Но тут начинается самое интересное — в ответ на открытое обращение депутатов в Акорду в апреле 2021 года Даниял Ахметов идет в контрнаступление и акимат г. Семей расторгает договор с «Semey Bus» на перевозки, Фонд развития промышленности объявляет дефолт по договору лизинга и делает попытку изъять автобусы, а на линии возвращаются те самые старые автобусы, которые критиковал Даниял Ахметов еще 2018 году.
Про депутатов Даниал Кенжетаевич тоже не забыл, дав, как областной руководитель партии Нур-Отан, команду комиссии по этике отозвать депутатов из маслихата и исключить их из партии. Удивительно, но ранее безотказный партийный механизм дал сбой: рядовые члены партии встали на защиту депутатов, первичные партийные ячейки отказались принимать решение об исключении депутатов из партии, а на публичное обращение рядовых членов партии в защиту «опальных» депутатов было получено обещание в «объективном» разбирательстве от Председателя комитета партийного контроля Нур-Отан Артура Платонова.
Итак, в регионе идет информационная война, в которую оказались втянуты все: администрация Президента, Правительство, бизнес и жители региона и даже партия власти. Провинциальный город и его проблемы все чаще и чаще упоминается в новостных сводках. Как Ахметов, с его богатым административным и хозяйственным опытом, мог это допустить? А может, старые приемы управления уже не работают?
Памятники коррупции
Понятно, что популярность Ахметова на этом фоне нуждается в поддержке. И она весьма существенна – на формирование положительного имиджа Данияла Ахметова ежегодно только из областного бюджета тратятся сотни миллионов тенге. Но, похоже, этот ресурс скоро станет не доступен акимам. Недавно министр МИОР Аида Балаева заявила, что госинформзаказ будет распределяться централизованно и будет контролироваться МИОР, а акимы больше не смогут использовать госзаказ для личного пиара.
Но и существующие ресурсы помогают не всегда — народная петиция на не самом популярном в ВКО сайте «Право голоса» (rtv.kz) с требованием провести расследование деятельности акима ВКО Данияла Ахметова за считаные дни собрала более 6 тыс. голосов. Для региона это цифра весьма существенна и говорит о том, что версия «заказной» компании не выдерживает критики – едва ли у кого-то найдется столько финансовых ресурсов, чтобы «купить» народный протест.
Зная нашу ментальность, трудно предположить, что были «куплены» и подписанты многочисленных обращений. Депутаты и бизнесмены, которым есть что терять, не пошли бы в лобовое столкновение с Даниялом Ахметовым без очень сильных мотивов. Факт в том, что ВКО лидирует среди областей по количеству закупок из одного источника, что, как минимум, должно заинтересовать соответствующие ведомства.
Ничего нового в ВКО не изобрели: либо придумываются «специальные» квалификационные требования, которым, естественно, отвечает только нужный подрядчик, с которым и заключается договор из одного источника, любо бюджет тендера занижается, а уже когда его выигрывает «правильный» подрядчик, вдруг обнаруживаются «ошибки» в смете проекта, и его стоимость возрастает 1,5-2 раза! В частности, среди «любимчиков» фигурирует ТОО «Фирма Азия», которая только за последние 4 года получила от акимата ВКО 191 заказ на сумму более 150 млрд, тенге!
Ненужное внимание к этой фирме спровоцировал сам Ахметов, предложив дать имя Елбасы крупнейшему культурно-спортивному комплексу «Абай- Арена» в г.Семей. Подоплека в том, что, по мнению взбунтовавшихся предпринимателей, это связано с неоправданно завышенной стоимостью контракта с ТОО «Фирма Азия», которая оказалась единственным «достойным» подрядчиком на строительство комплекса «Абай-Арена», оставив за бортом даже BI Group, которую конкурсная комиссия признала недостаточно квалифицированной для такого проекта. В процессе строительства «Абай-Арены» бюджет, выделенный акиматом ВКО ТОО «Фирма Азия» вырос с 18,2 млрд. тенге, до 27,1 млрд, тенге, то есть в 1,5 раза! Для сравнения — дворец спорта «Жастар» и уникальный комплекс водных видов спорта в Талдыкоргане обошлись вместе почти в два раза дешевле. Но Елбасы дальновидно не принял этого «троянского коня» от Данияла Ахметова, который в народе окрестили «памятником коррупции».
Припомнили взбунтовавшиеся предприниматели Ахметову и 3 млрд тенге, собранных местным бизнесом для приобретения в школы ВКО кабинетов робототехники. По необъяснимой логике оборудование было закуплено по значительно завышенной цене, чем предлагали предприниматели региона.
До сих пор не работает в полную мощность отделение радиоизотопной диагностики в г. Семей – самый «знаменитый» долгострой ВКО. По мнению взбунтовавшихся бизнесменов, его можно было запустить еще в 2016 году выделив всего 2 млрд. тенге, которые, очевидно, не без участия акимата похищены генподрядчиком проекта, для расчета с поставщиком медицинского оборудования АО «Медтехника». Вместо этого акимат ВКО в течение 2016-2020 годов проводил бесконечные совещания, собирал комиссии, отправлял проверки, а оборудование простаивало, морально и физически старело, сотни пациентов, чьи жизни можно было спасти, поставив точный диагноз, так и не дождались пуска отделения радиоизотопной диагностики в г. Семей! А в 2020 году, воспользовавшись режимом ЧП, акимат заключил контракт на завершение проекта строительства отделения радиоизотопной диагностики на сумму более 6 млрд. тенге с уже «полюбившимся» ТОО «Фирма Азия»!
Еще один свежий скандал — публичный отказ и.о. директора комунального предприятия «Келешек» Нигметова М. подписывать кредитный договор с ЕБРР на строительство нового полигона для твердых бытовых отходов в г. Семей. Он считает условия ЕБРР кабальными, а сметы многократно завышенными. К тому же, по его подсчетам, реализация проекта приведет к серьезному росту тарифов. И это при том, что общий бюджет проекта составляет 7,260 млрд, тенге, а на его реализацию вполне достаточно средств местного бюджета в размере 2,03 млрд, тенге, а значит «строить «дворец» для мусора в г. Семей нет никакой экономической необходимости». Однако, проект активно лоббирует глава региона Даниял Ахметов.
Авторитет акима области настолько пошатнулся в регионе, что после демарша Максута Нигметова и его публичной полемики с ЕРРР и акиматом по вопросу о целесообразности «дворца для мусора» в Семее Даниял Ахметов впервые решил заручиться мнением маслихата города, перед которым в спешном порядке поставили вопрос о целесообразности проекта по модернизации системы твердых бытовых отходов (ТБО) с участием ЕБРР. Таким образом, по мнению депутатов, аким Ахметов хочет снять с себя ответственность за реализацию этого проекта. При этом депутатам не дали почти никакой информации о стоимости проекта и его условиях. В итоге, после жарких дискуссий на сессии маслихата большинством голосов 12 против 8 проект модернизации системы ТБО был одобрен, что тоже характеризует ситуацию, так как обычно решения городского маслихата принимаются единогласно.
А вот причина «заморозки» жизненно важного для Семея строительства ТЭЦ-3 и вовсе «экзотична» — в 2016 году крупный международный инвестор UNIT INTERNATIONAL выразил готовность построить станцию на свои собственные средства. Все, что нужно было сделать акимату ВКО — выделить земельный участок. Но тут зачем-то «в качестве «платы» аким потребовал у инвестора включения «своего» человека в состав учредителей компании, которая должна была осуществлять проект. Инвестору пришлось «согласиться». Но Ахметову, видимо, этого показалось мало, и он потребовал увеличения доли, на что инвестор пойти отказался. В итоге, несмотря на наличие инвестиционного контракта с Правительством, город продолжает испытывать дефицит тепла в правобережной части города и задыхается в копоти старых районных котельных.
Очевидно, именно игнорирование левым берегом Астаны всех этих обращений привело к эскалации конфликта. Если до сих пор бизнесмены просили «прислать в область комиссию» и разобраться по всем изложенным фактам, то теперь вопрос ставится предельно жестко — требование отставки акима области Даниала Ахметова.
Впрочем, никакой официальной реакции пока нет. И это вполне ожидаемо – по слухам, Елбасы «гарантировал» Даниялу Кенжетаевичу почетный выход на пенсию. Возможно, именно поэтому Ахметов чувствует себя «неприкасаемым» в этой войне, являясь «своим» в Акорде, но оставшись «чужим» в возглавляемом им регионе. Но пикантность в том, что Ахметов поставил и Елбасы, и Токаева в очень трудное положение. Нарастающий конфликт становится самым обсуждаемым и проигнорировать его теперь будет очень трудно. Несмотря на давление, взбунтовавшиеся бизнесмены только повышают градус борьбы, а к ним присоединяются все новые и новые сторонники. Снять Ахметова – значит допустить, чтобы предприниматели и не только в ВКО возомнили, что их мнение что-то значит. А оставить все, как есть – значит «де- факто» признать, что «слышащее» государство, борьба с коррупцией, «первоочередные меры» по правам человека не более чем красивые декларации. А это уже политика.
К тому же конфликт грозит выйти за рамки региона. К «крестовому походу» против «агашек» намерены присоединиться все больше предпринимателей в стране. Но даже они признают, что с такими «аппетитами», как в ВКО, они нигде не сталкивались. В приличной стране такой конфликт акима со своей вотчиной мог бы стать поводом для серьезного разбирательства, итогом которого могла стать потеря им всех своих активов. В этой ситуации «соломоновым решением» мог бы стать добровольный уход Ахметова.
К слову, всего несколько лет назад, едва перешагнув 30-летний порог, сын главы региона Талгат АХМЕТОВ попал в рейтинг Forbes.kz богатейших бизнесменов Казахстана как самый молодой участник с состоянием в 145 миллионов долларов США. Совершенно случайно, ему принадлежит ряд компаний Павлодарской области, которую дважды возглавлял Даниал Кенжетаевич, да и в ВКО активов хватает. Хорошее предпринимательское чутье и у его дочери — Аделии Ахметовой, чья сфера интересов очень широкая — от сельского хозяйства и аренды недвижимости до стандартизации и метрологии.
Подробности в приложениях.
Комментариев пока нет