К чему приведет приход частного капитала в вузы?
Поддержать

К чему приведет приход частного капитала в вузы?

Сегодня ситуация в сфере образования напоминает известный анекдот об азартном игроке в казино и бизнесмене, сидящих за столом рулетки. Не выдержав нервных попыток отыграться, бизнесмен делает замечание азартному игроку: «Деньги нужно зарабатывать в другом месте, а здесь деньги тратят».

Образовательный ландшафт изменился. В образование пришел крупный частный капитал. Появились сильные институциональные игроки с собственным взглядом на вузовское образование, который кардинально отличается от подходов владельцев учреждений образования первых лет. Крупный бизнес вкладывает сегодня в высшее образование, чтобы реализовать скорее свой взгляд на миссию образования и свои задачи по подготовке кадров. При этом получение немедленной коммерческой выгоды отходит на второй план. Мотивация и подходы здесь иные. Основные доходы учредители новой волны получают в других сферах. В лице крупного бизнеса, пришедшего в высшее образование, появилась новая движущая сила со своим видением, запросами и возможностями. Поэтому потребность в диалоге и развитии государственно-частного партнерства в сфере образования по принципу «слышащего государства» становится острее.

Высшему образованию нужны перемены, и не только на традиционных векторах. Скорее изменения должны произойти там, где госорганы не видели проблемы и не искали путей для новых решений. Попробуем разобраться в назревших проблемах национального высшего образования сквозь призму опыта лучших университетов мира.

Сегодня во всех авторитетных рейтинга лучших вузов мира (THE, QS, U.S.News, Шанхайский рейтинг) в топ-20 доминируют университеты США и Великобритании, имеющие схожие принципы организации и структуру. Можно утверждать, что англосаксонская модель университета сегодня лучшая в мире.

В чем преимущества англосаксонской модели университета? И в чем принципиальные отличия топовых американских вузов от казахстанских?

1. Ценности. «Образование – общественное благо»

Как ни парадоксально, но именно эта ценность заложена в основу организационной модели отцами-основателями лучших университетов США, Великобритании, Канады, Сингапура, Австралии и Японии. Независимо от того, кто стоял у истоков – монархи или монашеские ордена, наследники огромных состояний или бизнесмены, общим принципом было: «учебное заведение – не место для доходов учредителей».

Это очень сильно отличается от либеральных ценностей и принципов рыночной экономики в США и западном мире в целом. Возможно поэтому базовые ценности образования, присущие скорее социально ориентированным государствам, были обойдены вниманием деятелей образования в нашей стране в прошлые годы.

За многовековую историю лучших университетов мира эта идеология была незыблема и лишь укреплялась в новых организационных формах и институтах управления. Идея образования, как общественного блага, проходит красной нитью во всех докладах комиссий по образованию Президентов США, начиная с Г.Трумена в 1947 году, Д.Эйзенхауера (1956), Дж.Ф.Кеннеди (1963) и Р.Рейгана, известном, как «Нация в опасности» (1983). В докладе президентской комиссии «Высшее образование в интересах демократии» (1947 год) подчеркивается, что высшее образование играет ключевую роль в глобальном лидерстве нации. В докладе комиссии по будущему высшего образования Президента Дж.Буша (2005 год) отмечены базовые основы лидерства американских университетов: доступность, сокращение неравенства, качество, подотчетность и инновации.

Необходимо особо отметить, что эти принципы – не просто заявления. Они закреплены в институциональном устройстве ведущих американских университетов, которые имеют статус некоммерческих организаций, в многоуровневой системе сдержек и противовесов.

Соответствует ли высшее образование Казахстана американской модели на уровне идеологии и базовых принципов? Ответ кому-то может показаться неочевидным. Поэтому продолжим сравнение.

2. Институциональная автономия, то есть отделение прав управления университетом в США от учредителей. При этом права управления собственностью передаются трастовой компании

Это требование необходимо для финансовой и институциональной устойчивости учебного заведения. На казахстанских примерах мы видим, что ни один вуз не защищен от продажи и залогов части или всего имущества, от передачи из рук в руки. Любой частный вуз в Казахстане полностью зависит от воли учредителей и качества их управления, которое не застраховано от влияний возраста, давления обстоятельств, предпочтений наследников. Поэтому, в англосаксонской модели университета все эти риски нестабильности исключены либо минимизированы через процедуру международной институциональной аккредитации.

3. Международная институциональная аккредитация

Стандарт институциональной автономии соблюдается всеми топовыми университетами мира, будь то вузы США, Великобритании, Канады, Австралии, Сингапура. Это требование предъявляется ведущими аккредитационными агентствами мира.

К сожалению, в Казахстане ни один вуз не имеет и не может пройти международную институциональную аккредитацию без выполнения требования по институциональной автономии. К примеру, КИМЭП более 15 лет пытается получить институциональную аккредитацию от Комиссии по высшему образованию Новой Англии (NECHE, в прошлом — NEASC). По информации самого КИМЭП, единственное препятствие – передача прав требования по собственности в трастовое управление по стандартам NECHE.

Аккредитация NECHE является глобально признанным стандартом отличного качества высшего образования по всему миру. NECHE, основанная в 1885 г, является некоммерческой организацией, объединяющей более 1500 учебных заведений в США и по всему миру, включая все университеты Лиги плюща.

4. Попечительский совет – высший орган управления университетом

Наличие попечительского совета – также обязательное требование при получении международной институциональной аккредитации, смысл которого в обеспечении подотчетности и сбалансированного управления университетом.

В состав попечительского совета входят, как правило, государственные и общественные деятели, крупные бизнесмены, для которых участие в управлении университетом – подтверждение их высокой социальной ответственности, репутации и авторитета в обществе. Попечительский совет должен включать также представителей профессорско-преподавательского состава.

К полномочиям попечительского совета относят утверждение стратегии развития, планов деятельности и бюджета университета, назначение руководства (президента, провоста), контроль и утверждение отчетов, этических норм, решения по рискам и конфликтам интересов.

Наличие попечительского совета – ключевой элемент в системе сдержек и противовесов, исключающий монополию первого руководителя университета (президента, провоста, ректора). В казахстанских реалиях в отсутствие сдержек руководители нередко воспринимают вуз, как собственный удел, со всеми вытекающими последствиями – отношением к преподавателям, как крепостным, попранию этических и финансовых норм. Такое феодальное самоуправство характерно почти для всех коррупционных дел в судебной практике последних лет в отношении руководителей учебных заведений. При корпоративной модели организации управления вузом такой подход будет исключен.

5. Эндаумент-фонды, как основа инноваций и развития вуза

Общепризнанным преимуществом американского и британского высшего образования является исследовательская работа студентов. Университеты играют очень важную роль в научно-технологическом лидерстве США, Великобритании, Австралии, Канады, Кореи, Сингапура и Японии.

Следует отметить, успехи университетской науки не были возможны без устойчивой финансовой поддержки. Основными источниками финансирования выступают эндаумент-фонды, аккумулирующие привлеченный целевой капитал компаний-партнеров, спонсоров, выпускников вузов, бюджетные фонды, а также пожертвования. При этом, сам целевой капитал остается в собственности спонсора, а на нужды учебного заведения идут доходы от управления целевым капиталом. Решения о целевом назначении средств принимает Совет попечителей эндаумент-фонда. Важно, что эндаумент-фонд независим и не имеет права вмешиваться в управление университетом.

Для развития эндаумент-фондов в США реализована система налоговых льгот для инвесторов и спонсоров, которая позволила в послевоенный период сконцентрировать огромные ресурсы для поддержки инноваций в вузах. В главных чертах эта система воспроизведена и в других странах с успешной университетской наукой.

В Казахстане также появились эндаумент-фонды. Например, успешно работает эндаумент-фонд Республиканской физико-математической школы, созданный выпускниками-представителями крупного бизнеса. Есть эндаумент-фонд КазГЮУ. Но их появление – скорее исключение, чем правило. Необходима законодательная поддержка, система налоговых льгот и стимулов по опыту США, Сингапура и других стран.

Таковы, в целом, главные отличия англосаксонской модели от системы высшего образования Казахстана. Конечно, в перечисленных странах работают частные учебные заведения вне установленных требований – непосредственно управляемые учредителями, как и в Казахстане, или не имеющие аккредитации от авторитетных агентств. Либеральная среда позволяет им находить свои ниши на рынке. Но такие организации образования, как правило, уступают в конкуренции и шансах на финансовую поддержку со стороны государства.

Именно соответствие университетов стандартам, подтвержденное лучшими аккредитационными агентствами, делает их лучшими в мире и дает конкурентные преимущества и качество образования мирового уровня.

Предпосылки для модернизации высшего образования в Казахстане по модели лучших университетов мира имеются. Главные среди них:

  • Нацеленность руководства страны на модернизацию университетов, повышение роли в науке и инновациях, построении экономики знаний.
  • Появление независимых институциональных лидеров в образовании – Назарбаев Университет, AlmaU, Нархоз, КИМЭП, UIB, IT-Университет.
  • Рост частных инвестиций в образование.
  • Новые принципы и мотивация, привнесенные крупными инвесторами, для которых образование – не источник доходов, а скорее, наоборот. В отличие от учредителей прежних лет, новая волна инвесторов от крупного бизнеса нацелена на достижение качества и доступности образования. Социальная ответственность и некоммерческий характер – главная мотивация частного капитала в образовании.
  • Еще одно важное условие для перемен – частные аккредитационные агентства. Сегодня в стране 6 аккредитационных агентств. Много это или достаточно для высшего образования – вопрос дискуссионный. Ясно, что это мощный механизм управления изменениями, которому не хватает одного – принципов и стандартов, соответствующих модели топовых вузов мира и лучшей международной практике. Именно аккредитационные агентства могли бы на первых этапах помочь вузам с проведением трансформации.


Таким образом, стартовые условия для запуска процесса модернизации казахстанских университетов есть. Не хватает главного – ценностной основы и модели современного университета. Без четкого понимания цели и сути перемен административная машина всегда обречена на косность и инерцию – неизбежные повторы прежних методов, перекладывание ответственности на партнеров, сужение рамок задачи. Что можно наблюдать уже сегодня.

По информации самого министерства образования и науки только 2 вуза в Петропавловске и Шымкенте определены центрами роста по опыту Назарбаев Университета в партнерстве с зарубежными учебными заведениями. Также на базе 20 наиболее конкурентоспособных вузов страны будут созданы центры «академического превосходства». Какие конкретно перемены произойдут обществу неизвестно. Даже передача пилотных региональных вузов в управление западным университетам не дает ясности и уверенности в достижении целей. Скорее, это выглядит как проявление постсоветской, а точнее постколониальной, психологии, обусловленной недостатком опыта и веры в собственные силы. Опыт подсказывает, что управляющие компании, как правило, далеки от филантропии.

Для коренной модернизации высшего образования необходимы четкие ответы на вопросы: какие ценности и какая модель университета берется за основу модернизации, какова мотивация наших зарубежных партнёров и как она соотносится с национальными интересами Казахстана.  Нужен широкий диалог с представителями академической общественности и крупного бизнеса в образовании, чтобы перезагрузка вузовского образования на обновленных принципах была эффективной и отвечала целям национального развития.

Тогда, на наш взгляд, именно университетская реформа может стать прологом к кардинальному развороту Казахстана к экономике знаний.

Фархад Куанганов, заместитель Председателя Совета Директоров Международного научного комплекса «Астана».

Канат Оспанов, советник ректора Международного университета Астана




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *