Забытые сны Никольского собора: музей атеизма «по ходатайству трудящихся»
Поддержать

Забытые сны Никольского собора: музей атеизма «по ходатайству трудящихся»

В нашем городе сохранилось мало исторических зданий. Особенно тех, которым сто и более лет. Причин много: природные катаклизмы (они с незавидной регулярностью посещают наш город), смена векторов в государстве и градостроительстве, человеческая деятельность. Или все сразу. В результате исторические объекты мы видим только на старых фото… И тем ценнее те здания, что остались, выжили, устояли.

Никольская церковь – одно их таких зданий. Построена она была в 1907 году в Кучегурах. Кучегуры (Кучугуры, Коджугуры) – это название местности – городская окраина, юго-западная граница города Верного. Так и писали: окраинный выселок Кучегуры. Сейчас такого слова нет в обиходе, но в конце XIX-начале XX века кучегурами называли холмистую, овражистую местность, которой тот район, видимо, и являлся.

Краевед Неля Аубакировна Букетова, неравнодушный исследователь истории Алматы, по архивным документам воссоздала хронологию событий тех лет:

– В 1904 году жители юго-западной части города обратились к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Паисию (Виноградову) с просьбой о благословении на строительство нового храма. Маленькая церквушка Верненского приюта всех прихожан не вмещала, а ближайшая, цитирую, «Троицкая церковь находится за две версты и посещать ее, особенно в ненастное время невозможно, особенно для детей и пожилых прихожан». Преосвященный Паисий выразил согласие. 14 октября этого же года на заседании Верненской городской думы был заслушан доклад городской управы о том, что «под постройку церкви на так называемой Зубовской площади потребно места два квартала».

Решение на постройку церкви собранием думы было вынесено единогласно. Место определили в центре Зубовской площади: в квадрате улиц Госпитальной – Сельской – Дунганской – Таранчинской. Деньги на строительство собирали всем миром, поскольку городская казна себе роскошь строительства храма позволить не могла – средств на это не было. Архитектором назначили Сергея Тропаревского.

Сергей Константинович Тропаревский родился в 1856 году в Москве в семье потомственного священника. Поскольку в роду Тропаревских было множество выпускников Вифанской Духовной семинарии, служивших впоследствии в храмах Московской губернии, то родные ожидали, что и Сергей пойдет по духовной стезе. Но он выбрал путь архитектора, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1879 году блестяще его закончил со званием неклассного художественного архитектора и был определен в строительное отделение Московского губернского управления. Через год женился. Это был очень удачный брак во всех отношениях. Анна Андреевна Самгина была не только умна и хороша собой, но и происходила из очень богатой и влиятельной семьи. Ее отец Андрей Дмитриевич Самгин был владельцем знаменитого на всю Россию колокольно-литейного завода и почетным гражданином Москвы. Благодаря семейным связям и несомненному таланту, архитектурная карьера Тропаревского складывалась удачно. Он занимался гражданской архитектурой. По проекту Сергея Тропаревского были построены доходные дома по улице Макаренко и другие сооружения. В основном он проектировал и строил церкви, часовни, колокольни, трапезные. За свои работы в области церковной архитектуры Тропаревский был даже удостоен награды от Московской Духовной Консистории. Так что церковное дело рода он все-таки продолжил, правда, в несколько иной плоскости.

По непонятным причинам в 1896 году он переезжает на самую окраину тогдашней Российской империи – в город Верный с назначением на должность младшего архитектора Семиреченского областного правления. Возможно, это был хитрый карьерный расчет – в столице империи и своих архитекторов хватало, а в отдаленном от Москвы регионе было проще реализовать свой талант.

И действительно, в Верном Тропаревский участвовал во многих важных для города проектах, в том числе разрабатывал чертежи и проектную документацию для Вознесенского собора. Но непосредственно его возведением не занимался. К тому времени он был вплотную занят разработкой и строительством Свято-Николаевского собора. Свидетельства об этом сохранились в газетах того времени.

– Строительные работы, производившиеся в юго-западной окраине областного центра, освещены в издававшейся в Верном с 1907 г. газете «Туркестанские епархиальные ведомости». Там писали, что «Дело постройки новой церкви (Николы зимнего), благодаря хорошему подбору энергичных членов комитета, идёт успешно. Председатель комитета господин Корольков лично ездил в город Петербург и привёз десять тысяч рублей на постройку этой церкви. Архитектор Сергей Константинович Тропаревский деятельно руководит строительными работами», – цитирует верненское СМИ Неля Аубакировна.

Церковь была построена, описывали ее так: «Храм деревянный… Имеет в длину 45 аршин (32 м), в ширину 30 аршин (21,34 м), при ней колокольня (колоколов – пять), окон – 36. Отопление калориферное, престол один во имя Святителя Николая». Храм освятили и здесь стали совершаться богослужения.

А потом грянула революция. Она принесла большие перемены всей стране. Коснулись они, хоть и не сразу, и Николаевского прихода. В августе 1922 года большевики провели масштабную операцию «изъятия церковных ценностей». Общее количество «изъятого» в городских церквях неизвестно, не везде и не всегда велся учет. А вот по Николаевскому храму краевед Букетова цифры разыскала – там власти изъяли серебра 7,8 фунтов (3,54 кг), золота 12 долей (540 мг или 5,4 гр).

Но это было только начало трагических событий.

– В 1933 году духовенство, совершающее служение в храме, арестовали, храм же в тридцатых годах несколько раз то закрывали, то вновь открывали. А в 1936 году старосте и членам церковного совета было передано уведомление о закрытии Никольской церкви под предлогом, что здание церкви в аварийном состоянии. «Штукатурка отваливается, крыша местами прохудилась, потолок портится, печи плохо работают. Собственных средств слишком незначительное количество, на помощь общины рассчитывать нельзя – она бедна. Учитывая это и решения собраний трудящихся г. Алма-Аты, Алма-Атинский горсовет договор от 22.02.1933 года, заключенный с общиной, расторгает», – цитирует исторический документ Неля Аубакировна.

К тому же очень вовремя подоспело «ходатайство трудящихся города Алма-Аты о закрытии Никольской церкви», которое подписали 11806 человек. Президиум ЦИК КазАССР рассмотрел все документы и постановил: церковь закрыть, в здании церкви разместить музей атеизма, а все оставшиеся ценности и имущество передать комиссии горсовета.

– Десять лет храм был закрыт. Что тут только ни находилось в эти годы. Здесь была и овощебаза, и различные военные организации. И даже конюшня – во время Великой Отечественной войны прямо на ступени высокого крыльца установили трапы, и по ним в церковь загоняли лошадей. Внутри в храме стояли деревянные кормушки и нары, на нарах лежало сено, на полу лежал навоз, – рассказывает протоирей Валерий (Захаров), настоятель собора. – А в 1945 году была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управление которой было поручено владыке Николаю (Могилевскому), который только что освободился из ссылки. Ссылку он отбывал в Казахстане, в Актюбинской области. Он принял епархию, где действовали всего несколько храмов. В это же время в Алма-Ате церкви был возвращен Казанский храм в Малой станице. Остальные храмы еще были закрыты. Архиепископ Николай обратился к городским властям с просьбой о передаче церкви Никольского собора. И эту просьбу удовлетворили, поскольку после войны начались небольшие послабления для религиозных общин.

Здание было в очень плохом состоянии – без крестов, без куполов, без колокольни, с ободранными стенками и полуразрушенной кирпичной кладкой в подвальном помещении. Прихожане привели его в порядок. Был произведен ремонт, написан новый иконостас, иконы вернулись в храм. Никольская церковь стояла вся еще в строительных лесах, когда владыка Николай освятил первый отремонтированный алтарь в честь святителя и чудотворца Николая. Никольский храм стал кафедральным собором Алма-Атинской и Казахстанской епархии.

Это был 1946 год, и в этом году отмечается 75-летие возвращения храма верующим.

– 25 октября 1955 года окончил свой земной путь митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай, отслужив ровно 10 лет на Алма-Атинской кафедре. Похоронили митрополита Николая на центральном кладбище Алма-Аты. В 2000 году священноисповедник Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, служивший в соборе с 1945 по 1955 годы, был причислен к лику святых. В том же году, 8 сентября, честные мощи святителя-исповедника были обретены на городском кладбище и перенесены в Никольский собор. Мощи митрополита Николая ныне почивают в Варваринском приделе храма, источая благодатную помощь всем, с верою к нему притекающим, – рассказывает настоятель.

Есть в храме несколько святых образов, в которых находятся частицы святых мощей. Это образ святителя Иоанна, митрополита Тобольского, это икона с мощами святой блаженной Матроны Московской, образ святителя Нектария Эгинского чудотворца.

– Кроме того, одной из величайших святынь нашего храма является образ, который находится в храме по благословению владыки митрополита Александра. Это образ новомучеников -исповедников казахстанских с частицами святых мощей. Слава Богу, в нашем храме находится очень много святынь, которые, надеюсь, будут помощниками и покровителями всем приходящим и молящимся пред этими святыми мощами людьми. А в 1955 году настоятель кафедрального собора города Тобольска протоиерей Матфей Пахомов доставил в Алма-Ату поистине бесценный дар – икону Святителя Иоанна Тобольского с частицей его святых мощей, – рассказал Валерий (Захаров).

За 75 лет в самом храме больших изменений не произошло – здесь с большой любовью относятся к истории и уверены, что «улучшать» ничего не надо, надо сохранять.

А вот на территории несколько объектов за это время появилось.

– Помимо храма, здесь располагается церковно-приходская школа, которой уже более 30 лет. Она была одной из первых в Казахстане. Наш православный духовно-культурный центр для детей и молодежи создан благодаря поддержке первого президента Казахстана Назарбаева. Ко дню освящения школы президент передал митрополиту Александру приветственное обращение, в котором отмечается, что воскресная школа является даром государства Православной Церкви в Казахстане. Еще здесь есть памятник Николаю Чудотворцу, который был установлен по благословению митрополита Александра. В основе скульптурного изображения – иконографический образ Николы Можайского. В правой руке святитель держит символический меч – по слову апостола Павла «меч духовный, который есть Слово Божие», а в левой – изображение храма. Это и часовня в честь Иоанна Крестителя, где мы совершаем освящение воды, новое здание – там на первом этаже иконная лавка, на втором – зал церковных собраний, где проводятся различные мероприятия, связанные с проведением собраний, выставок, вечеров.

Район давно перестал быть окраиной – самый что ни на есть центр, отсюда пешком до всех городских достопримечательностей полчаса, не более. Потому здесь всегда люди. Прихожане – с молитвой. Местные жители – с книжкой или просто созерцающие-раздумывающие. Туристы, путешественники, студенты, любители старины – как отечественные, так и иностранцы. Интерес их понятен – место удивительное, с большой и богатой историей.

Хотя сейчас никто не помнит про Зубовскую площадь – ее уже нет, перепроектирована и застроена. Застроили год назад старый Никольский рынок. Никто не вспоминает название «кучегуры», да и самих холмов и оврагов здесь уже давно не осталось. Трамвай – и тот ушел из жизни города. И даже кинотеатр «Целинный», который в 1964 году поставили на улице Калинина (предыдущее название ул. Кабанбай батыра) не только ради красоты и эффекта, но и для того, чтобы закрыть вид на Никольскую церковь (даже заднюю стену типового проекта специально подняли так, чтобы спрятать купола храма). Сейчас здание кинотеатра в полуразрушенном состоянии.

А старый деревянный храм, свидетель истории, ее участник – стоит. И будет стоять: решением акима города Алматы 28 ноября 1995 года Свято-Никольский собор включен в государственный список памятников истории и культуры города Алматы местного значения.

Документы и фотографии предоставлены Государственным архивом города Алматы и Архивом комиссии по канонизации святых Алматинской епархии.

Евгения МОРОЗОВА




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *