Кому досталась империя Сотрясателя Вселенной?
В Мельбурне (Австралия) начата работа над спектаклем «Борте, императрица мира» («Borte, Empress of the World»), поставленного по пьесе казахстанского драматурга Дулата Исабекова. Реализация проекта была инициирована и организована Eurasian Creative Guild (Лондон) – британской общественной организацией, целью которой является продвижение национальной культуры народов Евразийского пространства (EGG).
Средневековая пацифистка
«Borte, Empress of the World» – это спектакль о любви. Центром Вселенной для великого Чингисхана (Темуджина) Борте стала с тех пор, как будущий великий полководец впервые увидел ее – ему тогда было всего 9 лет, а ей 10. Их жизнь, по которой они прошагали руку об руку, была полна жестоких испытаний, но Чингисхан не оставил любимую даже тогда, когда она, попав в плен к его извечным врагам – меркитам, вернулась оттуда беременной.
– Я много лет вынашивал в себе идею – написать о великом полководце через его отношение к любимой женщине, его советнике, друге, государственном деятеле и соправительнице созданной им империи, – рассказывает Дулат Исабеков. – Говорят, что у него было около пятисот жен и наложниц, но в истории осталось только ее имя – императрицы Борте. Мне, как мужчине, было интересно, узнать, что в ней было такого, чего он не нашел в других красивейших женщинах мира? В чем секрет этой легендарной женщины? Почему суровый воин, завоевавший половину средневекового мира, чувствовал себя обычным человеком рядом с ней? Бытует мнение, что мужчины любят своих детей до тех пор, пока любят женщину, родившую их. Так вот, только рожденные от Борте дети носили титул чингизидов, хотя у Чингисхана было примерно 600 сыновей и дочерей.Ее потомки, насколько мы знаем из истории, правили покоренными Чингисханом землями до 1920 года.
Я увлекся этой темой, читая произведения, посвященные эпохе Чинисхана, а до этого «Тайную историю монголов». Когда из глубины веков всплыло это имя – Борте, меня потрясло, что будучи готовой идти за ним в огонь и воду, она была противницей главной идеи жизни великого супруга – идти войной на запад. То, что Борте происходит из тюркского рода конырат, к которому отношусь и я, тоже волновало.
Известно, что отцы Тэмучина-Чингисхана и Борте были друзьями. Чтобы скрепить союз племен, они сосватали своих детей еще в нежном даже для тех времен возрасте – будущему Сотрясателю Вселенной было всего 9 лет, его невесте – 10, и с тех пор они были почти неразлучны. Я собирал материалы об этих двоих как пчела – по крупинке. Набрал около 25 печатных страниц. Из этих фактов и создал пьесу о великих мужчине и женщине.
Вчитываясь в детали собранного документального материала, я понял, что Борте была не только умна и красива, она еще была и самой независимой в окружения Чингисхана. Она позволяла себе по отношению к Сотрясателю Вселенной такие вольности, на которые не осмелился бы ни один человек на Земле. Нисколько не робела перед ним, могла обратиться к нему: «Эй ты, проснись! Открой глаза за мир шире». Его трясло от ярости, он готов был стереть ее с порошок и… сделал соправительницей созданной им империи. Много раз угрожал снять ей голову за то, что спорила, за то, что не соглашалась, не раз отправлял в ссылку, давал приказы не подпускать ее к своей Орде, но его тянуло к ней магнитом.
Как и всякая мать, Борте не любила войны. Когда Чингисхан, объединив раздробленные монгольские племена и подчинив Китай, создал великую империю, единственным человеком, кто не восхищался им, была она: «Твои походы несут разруху. Вот ты завоевал Китай, а ведь это страна учёных и мыслителей. До каких пор мы будем дикарями? Когда начнем обустраивать свою жизнь и учить детей не только держать в руках оружие, но и перо?».
Палец Джучи
– То, что вы сейчас рассказали, – художественный домысел или факты?
– Главным источником, на который я опирался при написании пьесы, была «Тайная история монголов» («Сокровенное сказание монголов»), – единственный литературный и историографический памятник времен Чингисхана. 80% сюжета взято оттуда. Чтобы создать образ великой женщины, жившей в его эпоху, мне интересно было узнать линию поведения, ее привычки и характер.
– Какой момент из общей биографии этих двоих потряс вас больше всего?
– Через несколько месяцев после свадьбы меркиты внезапно ворвались в дом Чингисхана, тогда еще Тэмучина, и забрали Берте в отместку за грехи его отца. Тот ведь тоже свою жену когда-то отобрал у её законного мужа. Это клеймо – побывавшей в плену женщины – став главной драмой ее жизни, преследовало Борте до конца жизни. Когда она спрашивает у недомогающего Сотрясателя Вселенной: «Тэмучин, кто из четырех наших сыновей достоин занять твое место? Скажи это сейчас, иначе они завтра станут врагами друг другу». Чингисхан назвал старшего сына – Джучи. Остальные трое возмутились: «Как так?! Он же не нашей крови. Мы этого не допустим».
Началась суматоха и ссора, дошедшая до драки. Борте заплакала: «Почему ты своим сыновьям до сих пор не рассказал правду? Ты же знаешь, что Джучи – твой ребёнок. Когда меня украли, он ведь был уже со мной. Помнишь, когда я захотела почки тигра, ты пропал на три дня, а потом сам готовил их для меня на костре?».
Ей и Джучи-хану мы обязаны тем, что живем сегодня на этой земле. Бессменный исполнитель ролей ханов, актер Тунгышпай Жаманкулов после прочтения пьесы позвонил. «Коке, я в полной растерянности. Не могу собраться с мыслями, позже поговорим». Через несколько дней кричал в трубку: «Боже, какой финал! Как она прощается со своей Родиной, кипчакской степью: «Мы оставляем вам эту землю от Волги до Алматау (яблоневых гор) в знак любви к нашему сыну, Джучи-хану. Я знаю, что больше никогда не вернусь сюда. Но пока жива, буду молиться за мир и покой кипчаков».
Джучи-хан, как мы знаем из исторических источников, очень любил кипчакскую степь, доставшуюся ему за военные заслуги. Это дало братьям повод подкинуть всем темную мысль: мол, он хочет собрать здесь великую армию, чтобы скинуть отца с его трона. Этот слух они довели до Чингисхана и заставили поверить в него. И он отдал тайный приказ – убить старшего сына. Впрочем, это типичная для царствующих особ история. Иван Грозный убил сына, царевича Ивана, Сулейман Великолепный тоже казнил сына Мустафу, когда того в его глазах выставили мятежником, император Нерон не пощадил ни детей, ни братьев, ни сестер, ни мать, ни учителя – Сенеку. Чингисхан не стал исключением – тоже повелся на наветы.
Одна примечательная деталь. Когда Тэмучин спасал свою юную жену из меркитского плена, была великая битва. Обняв наконец друг друга, они увидели некую старушку, на руках у которой был младенец месяцев пяти от роду. Подойдя к Борте, она спросила ее: «Ты узнала меня? Я та самая Айша, мы росли вместе. Но я вышла замуж в 14 лет, ты – в 20. И я больше всех хлопотала на твоем свадебном тое. Но вот ты теперь стала женой убийцы. Посмотри, сколько из-за тебя, какой-то бабенки, полегло людей, и посмотри, в кого превратилась я?». Чингисхан, потупив взор, отвечает, что таковы законы войны. «Но на войне убивает врагов, а при чём здесь мы, мирные люди? Этот ребенок, что у меня на руках, сосал грудь мертвой матери. Я подобрала его, хотела отдать вам, но теперь вижу, что нельзя отдавать ангела в твои кровавые руки».
Когда она уходит, Борте говорит: «Ты заметила, что у младенца нет большого пальца?». Эта деталь всплывет в финале, когда Чингисхан дал приказ казнить Джучи. Через некоторое время он одумался, но палач уже успел сделать свое дело. Не зная, как сообщить отцу о смерти сына, его соратники передают останки – большой палец Джучи – через Борте: «Нас живыми великий хан не оставит».
Охрана не осмеливается остановить ее, когда она заходит в покои Чингисхана. Хан взбешен: «Почему ты врываешься ко мне? Почему обращаешься: «Эй, Тэмучин»? Я 50 лет для всех великий хан». – «Оказывается, перед смертью человеку очень хочется пить, – отвечает она, залпом выпив приготовленную для него настойку – Ты ведь всю жизнь охотился за моей головой. Теперь твоя мечта сбудется. Я пришла сказать тебе, то наш сын убит по твоему тайному приказу» «Я не поверю, пока не увижу его останки. Что это за тряпку ты мне показываешь?» «В ней большой палец Джучи, это все, что осталось от нашего первенца. Ты помнишь того младенца без пальца? Айша, которая держала его на руках, прокляла меня. Она сказала, что ее трагедия перейдет и к нам с тобой. Теперь можешь отрубить мою голову». И сама помогает ему вытащить меч из ножен. Увидев слезы на глазах обессиленного, по-стариковски суетящегося Чингисхана, встряхивает его: «Возьми же себя руки!».
– «Ты выдержала все, сумасшедший ангел мой, – отвечает ей Сотрясатель Вселенной, прислоняясь к ее плечу. – Ты сильнее меня. А я всю жизнь тянул руки к недосягаемому. Моя мечта была – завоевать весь мир, чтобы объединить его в единое царство, где не будет проливаться кровь. Я хотел через войны прекратить войны. Но, оказывается, жизни одного человека для этого мало»…
Палец, отделенный от рук, действительно, был найден в могиле Джучи, которая находится на побережье реки Кенгир, в 45 километрах от Жезказгана.
Мне было очень лестно, когда Абдижамил Нурпеисов хорошо отозвался об этой пьесе. Мэтр читал ее сутки. Быстрее не получалось. И не только потому, что болен – высокое давление, другие неизбежные для его возраста проблемы, – он просто привык ко всему подходить основательно. Я сохранил тот вариант, который он прочел. Не осталось ни одной страницы, где бы он не оставил свои пометки. В конце сделал приписку: «Жылаттың ғой». – «Ты заставил меня плакать.
«Борте» покоряет Австралию
Премьера «Borte, Empress of the World» планируется в Мельбурне в октябре 2022 года. Позже рассматривается приезд основного состава в Алматы на фестиваль, посвященный юбилею Дулата Исабекова (в декабре драматургу исполняется 80 лет), а в 2023 году планируется турне с этим спектаклем по Великобритании, – сообщила исполнительный директор EGG Тайна Каунис.
Спектакль поставил Уоррен Уиллс – режиссер, до Мельбурна более 35 лет проработавший в театрах Англии. Он же сам и написал музыку к «Borte, Empress of the World». Причем, в нестандартной форме – переложил часть текста в музыку. У него уже есть опыт работы с формами, совмещающими драму и оперу. Более того, режиссер и композитор Уоррен Уиллс неоднократно удостаивался международных премии, презентуя такие свои работы в Лондоне – в театрах Вест-Энда, Королевском Шекспировском театре, а также в Национальном театре Багдада.
Проникшись невероятной историей любви Борте и Чингисхана, к постановке спектакля присоединились и другие деятели культуры и искусства Австралии. Так, Джейсон Бовэйра и его компания «Moving Light Production» работают над визуальными оформлением постановки. Он обещает, что она будет потрясающей. Имеет право подавать такие надежды: MLP, являясь одной из крупнейших производственных компании Мельбурна, в течение четырех последних лет работала над постановками не только в Австралии, но и в театрах Вест-Энда и Бродвейском театре (Нью-Йорк). Сопродюсером спектакля в Мельбурне выступает компания «Upbeat Arts», которая реализует специализированные программы в области искусства и культуры для по-настоящему талантливых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Также в постановке примет участие социально-инклюзивный «Хор молодого мира». 300 его участников станут уникальным элементом при дополнении спектакля музыкальной частью.
Напомним, премьера спектакля «Борте» по одноименной пьесе Дулата Исабекова состоялась в конце прошлого года на сцене нового музыкально-драматического Туркестанского театра. Он тогда впервые открыл свой занавес эти спектаклем и им же закрыл театральный сезон. Также, как главный театр страны – Казахский Национальный театр драмы имени Ауэзова – ежегодно открывает и закрывает театральные сезоны спектаклем «Абай», так и «Борте» стал визитной карточкой Туркестанского театра.
1 Комментарий
[…] Борте управляла империей Чингисхана во время его походов и делала это так мудро, что ее назвали «императрицей мира». Известно также, что она была против походов своего мужа на Запад. Уже скоро об этом будет новая постановка в Мельбурне. […]