Почему Нуртас Адамбай не может стать нашим Зеленским? - Exclusive
Поддержать

Почему Нуртас Адамбай не может стать нашим Зеленским?

Кинокомедия – по-прежнему любимый жанр казахстанцев несмотря на высоколобых критиков. Но даже любители смешного жанра задаются вопросом: почему тематика отечественных кинокомедий крутится в основном вокруг семейных тем: противостояния келинки и енешки, городских и аульных? Ведь у нас есть много другого, над чем стоило бы посмеяться.

Национальные кинокомедии в каждой республике бывшего СССР прошли собственный уникальный путь и по-своему распрощались с советским комедийным наследием. Уже в независимых республиках они пришли к собственному особому жанру. Ностальгирующие по советским комедиям нередко воздыхают: «Ну почему сегодня не снимаются такие фильмы?» На этот вопрос в постсоветском пространстве могут дать тысячи ответов сотни киноведов, кинокритиков и блогеров-обзорщиков. Но многие сходятся на том, что публика радикально поменялась в сравнении с советскими временами.

Сегодня комедия преследует совершенно иную цель, чем в СССР. В Казахстане ее задачи – сугубо развлекательные, в то время как золотой фонд советских кинокомедий 1960-80-х годов часто высмеивал и отражал явления, о которых серьезно не все решались говорить. Помимо непосредственно смешного, присутствовал и пресловутый подтекст, который считывала интеллигентная публика. Можно вспомнить кинокомедии Леонида Гайдая и заметить, как сужалось пространство для сатиры над властью. Если в «Кавказской пленнице» можно было смеяться над районным руководителем, то в «Бриллиантовой руке» и «Иване Васильевиче…» фигурой для высмеивания стал лишь управдом. Комедии Георгия Данелии высмеивали национальные стереотипы, а Эльдар Рязанов осмеливался на такие дерзсости, как, к примеру, фильм «Гараж», где высмеивалось советское мещанское потребительское общество.

История советской кинокомедии неотделима от мировой. Достаточно вспомнить, что Григорий Александров – отец жанра советской музыкальной комедии («Веселые ребята», «Волга-Волга», «Весна») три года стажировался в Голливуде, где и впитал в себя американскую киноэстетику тех лет. В 20-е годы СССР часто посещали с визитами и мастер-классами легендарные звезды немого кино – Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, а Чарли Чаплин был кумиром всех кинематографистов, чья юность пришлась на первую половину ХХ века. Его влияние хорошо заметно в комедиях золотой поры Гайдая.

Даже в новую эпоху российские кинокомедии опираются на традиции прошлого, приглашая на главные или почетные эпизодические роли артистов советской эпохи. Таким образом подчеркивается определенная преемственность поколений.

В Казахстане все несколько иначе. История казахстанской кинокомедии беднее. Как направление комедия в казахской драматургии появилась лишь в ХХ веке в пьесах Жумата Шанина и Беимбета Майлина. Это несравнимо с тысячелетними традициями комедии в западной драматургии. По сути, комедии Шакена Айманова «Наш милый доктор» и «Ангел в тюбетейке» так и остались непревзойденными в более поздние советские годы. Да и как жанр кинокомедия никогда не была сильной стороной советского «Казахфильма». В те времена наша киностудия славилась историко-революционными драмами и истернами. Отчасти недостаток комедий восполняли детские фильмы Абдуллы Карсакбаева. Но советского стиля казахской кинокомедии так и не сложилось (в отличие от, скажем, грузинских комедий, заметно выделявшихся на фоне остального советского кино).

Поэтому наступившей в эпоху перестройки отечественная кинокомедия не успела воспользоваться свободой. Ей пришлось заново рождаться уже в 2010-е годы. Возрождать ее выпало отечественным КВНщикам, которые не имели никакой преемственности с советским кинематографом. Именно выпускники клуба веселых и находчивых за десятилетия штурмов Высшей лиги более-менее овладели технологиями производства смешного контента. Именно тогда на комедиях сделали себе имена Нуртас Адамбай, Нурлан Коянбаев, Аскар Узабаев и Аскар Бисембин. Выросли кинокомедии из скетч-шоу двухтысячных «Кызык радиосы», «Наша казаша», «Азил студио» и т.п. Отсюда и набор тем, который четко оформился в 2010-е годы: той, свадьба, городские и аульные родственники. Здесь же и причина кассового успеха: телезрители скетч-шоу нулевых подросли, понесли свои кровно заработанные деньги в кассы кинотеатров на билеты кумиров-кавээнщиков. Поколения меняются, и во второй половине 2010-х КВНщиков серьезно потеснили вайнеры (Нурлан Батыров, команда «Ирина Кайратовна», Меиржан Туребаев). А в новом десятилетии их готовятся скинуть с пьедестала тик-токеры.

Темы для высмеивания остаются почти неизменными – тои, свадьбы, противостояние деревенских и городских. Конечно, как символ времени, иногда вплетаются высокие технологии, соцсети. Влияет и актуальная повестка дня – например, картина 2020 года «Тойхана» о том, как звезды остались без концертов и без корпоративов, оказалась пророческой. Она стала очень актуальна в период жесткого карантина весны-лета 2020 года, когда без работы оказались сотни тысяч людей.

Крайне редко кто-то берется экспериментировать в смешном жанре. Чаще всего комедии в казахстанском кинобизе мешают с боевиками. Иногда получаются довольно привлекательные для зрителя примеры. Вспомним «Ограбление по-казахски» или «Кино по понятиям». Но поскольку такие картины всегда финансово более затратны, то и делать их в больших количествах едва ли возможно.

Периодически отечественному кинозрителю предлагают жанр черного юмора. Фильм «Жаным, ты не поверишь» стал первым положительным опытом в этом направлении. История о том, как муж, который поссорился с беременной женой, отправился на рыбалку с друзьями и попал в водоворот одновременно смешных и опасных для жизни приключений, полюбилась зрителям. Но это лишь единичные примеры.

– Высмеивание каких-то социальных пороков, если и закладывается создателями кинокартин, то скорее в фоновом режиме. Смеясь над бытовой ситуацией, более требовательной публике может посылаться сигнал – смотрите, мол, в каком обществе мы живем – любой богатый бизнесмен спешит обзавестись токалкой. А для того, чтобы не обидеть родственников, нужно сыграть достойную свадьбу и залезть по уши в кредиты. Чтобы решить вопросы, надо пойти к родственнику или куму чиновнику и «порешать», – считает кинокритик Андрей Черненко.

– Но как правило, более серьезного погружения даже в «социалку» не происходит. На политические шутки решаются и вовсе единицы. На память приходит пример из фильма «Шанхай» с Димашем Ахимовым и Владимиром Толоконниковым. Действие происходит в сносимых частных домах микрорайона «Самал». Там один герой другому говорит: «говорят, на Землю инопланетяне высадились». А другой отвечает: «Я даже знаю, где именно». И в этот момент камера наезжает на здание резиденции президента. К слову, после этой картины режиссёр Александр Баранов так ничего и не снимал в Казахстане, полностью перебравшись в Россию. 

На сегодня первым и пока единственным примером политической сатиры в кино можно считать фильм Нуртаса Адамбая «Аким» о том, как незадачливый мажор случайно попадает в кресло сельского руководителя и на собственной шкуре узнаёт все прелести жизни в глубинке: от подобострастия подчинённых до попыток «подмазать» по мелочи и продать крупный участок заповедной земли. Конечно, аульный руководитель – это не Бог весть кто. Но само открытие темы стало событием. Тем более, что премьера картины вышла в 2019 году, аккурат после выборов президента Украины Владимира Зеленского. После этого даже появились слухи о том, что Адамбай хочет повторить путь своего украинского коллеги по временам КВНа. Сам режиссёр поспешил опровергнуть подобные разговоры. Пока «Аким» остаётся единственной комедией с элементами политической сатиры. 

Что действительно запретно в нашем кино – это шутки на религиозную тему, за резким исключением в стендапе. Даже некомедийные фильмы на религиозную тематику проходят с трудом. Можно вспомнить тяжелую участь фильма Ербола Жумагулова «Книга», которую так и не выпустили на экраны, опасаясь бурной реакции верующих мусульман. 

Эксперты считают, что не будет высмеиваться на наших киноэкранах и православная вера. Кинокритик Андрей Черненко считает, что шутки на подобную тему станут очевидной провокацией, и общество отнесётся к ней соответствующе. 

– Можно вспомнить историю о том, как в прошлом году в продажу поступили придверные коврики с изображением Вознесенского собора. Это возмутило многих, и не только православных. Надо понимать, что к религии у нас очень чуткое отношение и здесь большинство людей придерживаются принципа взаимоуважения.

И все же, почему комедии казахстанского производства крутятся примерно вокруг одних и тех же тем. Вот что думает об этомкиновед Гульнара Абикеева:

– Социальные пороки у нас чаще изображаются в артхаусном кино. Можно вспомнить фильмы Адильхана Ержанова от «Хозяев» до «Боя Атбая». Причем, они именно высмеиваются, несмотря на авторский жанр этих фильмов. Адильхан часто использует комедийные приёмы, критикуя произвол чиновников, полицейских и прочих сильных мира сего. Если же брать чисто комедийный жанр и все претензии касательно тематики этих фильмов, надо понимать, что истоки их ведут в телепередачу «Тамаша», где тема разборок аульных и городских, кудалар, келинок и енешек всегда была одной из доминирующих. Мы не можем как французы в фильме типа «1+1» смеяться над инвалидом, чтобы это было тонко и не зло. Это не в нашей традиции. Именно в традиции все дело, а не в цензуре или самоцензуре. Я бы отметила несколько работ: тот же «Жаным, ты не поверишь» – первая попытка снять комедию в жанре чёрного юмора. Или фильм «Как в кино», где довольно смело высмеивается процесс ремонта в больнице и как чиновники пытаются распилить бюджет на этом. 

Мне кажется, из-за того, что наши режиссёры пробуют и другие жанры (например, спортивную драму «Алга» и «Паралимпиец»), то и комедии скоро станут другими. Это вопрос времени и естественной эволюции этого жанра у нас в стране. 

Константин КОЗЛОВ




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *