Нужно остановить инерционный рост зарплат и цен в Америке - Exclusive
Поддержать

Нужно остановить инерционный рост зарплат и цен в Америке

Последние данные о росте цен и зарплат наглядно свидетельствуют, что фундаментальные темпы инфляции в экономике США равны как минимум 4%, и высока вероятность, что они будут расти, а не падать. Хотя в последние месяцы Федеральный резерв предпринимает решительные действия для сдерживания инфляции, ему, к сожалению, придётся придерживаться своего плана быстрого повышения процентных ставок, пока не появятся убедительные доказательства, что фундаментальная инфляция резко замедлилась. Это очень трудная задача в условиях, когда темпы роста экономики уже начали притормаживать, но альтернатива в виде откладывания действий в период, когда инфляция укореняется, будет намного хуже.

С начала года индекс цен на личные потребительские расходы (PCEPI) растёт годовыми темпами 7,7%, что намного выше целевого уровня ФРС 2%. Частично этот рост вызван внешними событиями, прежде всего, нападением России на Украину, что привело к повышению цен на бензин и продовольствие. Сейчас цены на бензин начали снижаться с прежних пиковых значений, поэтому номинальная инфляция должна резко уменьшиться. Впрочем, даже если мы исключим волатильные цены, годовые темпы роста «базовой инфляции» всё равно достигают 4,8%, и в последнее время эти темпы повысились. Кроме того, все остальные индикаторы, которые устраняют волатильные компоненты из ценового индекса (в том числе усечённая средняя и медианная инфляция, инфляция в сфере услуг, инфляция с учётом циклов), тоже повысились, причём некоторые даже выше базовой инфляции.

Трудно найти оправдания для этой инфляции, а тем более такие оправдания, которые бы подтверждали мнение, будто вскоре она исчезнет сама по себе. Хотя война России против Украины привела к повышению цен на нефть и продовольствие, всё это оказывает лишь незначительное прямое влияние на базовую инфляцию, которое к тому же отчасти компенсируется изменениями в поведении, поскольку потребители сокращают траты на подорожавшие товары – бензин и еду. Кроме того, сейчас Covid-19 оказывает наименьшее влияние на экономику за период с февраля 2020 года, и в том, что касается инфляции, это влияние было, скорее, понижающим, а не повышающим. Многие комментаторы возлагают вину за инфляцию цен на товары на проблемы в производственных цепочках, однако эти цифры в реальности упали, а на смену пришла инфляция цен на услуги, которая отличается намного большей инерцией. Отказ от мер бюджетной поддержки времён пандемии должен был снизить инфляцию, но этот процесс в основном завершился более года назад.

На данном этапе инфляция всё сильнее влияет на рост цен, что способствует росту зарплат, что опять же усиливает рост цен. Это опасный процесс, который иногда называют «спиралью зарплаты-цены», но я предпочитаю термин «инерционный рост зарплат и цен». Его поддерживают краткосрочные ожидания инфляции, которые сейчас заметно возросли.

Новейшие данные показывают, что в первом половине года зарплаты в частном секторе росли годовыми темпами 5,7%, а это примерно на 2,5 процентных пункта выше темпов роста до пандемии. Если прибавить 2,5 процентных пункта к темпам инфляции до Covid, мы получим фундаментальные темпы инфляции в размере 4,5%. Кроме того, есть ряд альтернативных индикаторов роста зарплат, которые подтверждают такие же или даже более высокие темпы инфляции (согласно оценкам Алекса Домаша из Гарвардской школы им. Кеннеди). Быстрые темпы роста номинальных зарплаты не удивляют, учитывая, что на рынках труда сохраняется почти рекордный дефицит предложения рабочей силы, о чём свидетельствует, например, тот факт, что на каждого безработного сейчас приходится почти две вакансии.

Я бы хотел, чтобы бизнес просто направил часть своих прибылей на покрытие дополнительных расходов на зарплаты, но я прекрасно понимаю, что нельзя путать желания с прогнозами. Поскольку уровень производительности выглядит сравнительно низким, бизнес, скорее всего, будет и дальше перекладывать издержки повышения зарплат на потребителей в виде возросших цен.

Рост цен ведёт к росту зарплат. Эта динамика не требует вмешательства профсоюзов или же наличия контрактов с индексацией зарплат в зависимости от стоимости жизни. Бизнес, способный продавать свою продукцию по более высоким ценам, захочет нанять больше работников. Но бизнесу придётся предлагать более высокие зарплаты, чтобы привлечь новых сотрудников, потому что в противном случае работники, столкнувшиеся с повышением цен, просто уйдут в другое место.

Помимо роста цен на продовольствие и энергоносители, изначально инфляции была в основном вызвана спросом. Впрочем, даже если вину за неё надо было бы в большей степени возлагать на проблемы с предложением (как часто утверждается), мы всё равно пришли бы к тому же самому: рост зарплат и рост цен подпитывают друг друга.

К сожалению, единственный способ справиться с инерцией роста зарплат и цен – ограничить спрос. Не исключено, что небольшое сокращение спроса позволит существенно сдержать инфляцию, а безработица при этом останется на сравнительно низком уровне. Но также не исключено, что норма жертв (то есть количество процентных пунктов, на которые должны повыситься годовые темпы безработицы ради снижения инфляции на один процентный пункт) окажется ближе к пяти, как это было во время предыдущих рецессий. В этом случае снижение темпов инфляции с 4% до 3% (я бы назвал это победой) потребует увеличения безработицы как минимум на пять годовых пунктов. А если фундаментальная инфляция на самом деле выше 4% (а, скорее всего, так и есть), или если Федеральный резерв решит достичь целевого уровня инфляции 2%, тогда масштабы необходимой коррекции легко могут оказаться вдвое больше.

Хотя предпринимать сейчас действия весьма болезненно, откладывание необходимых действий, скорее всего, приведёт к значительному удорожанию борьбы с инфляцией. Чем дольше будет сохраняться инфляция, чем сильнее она закрепится, тем выше будет норма жертв.

Я надеюсь, что я излишне пессимистичен. Однако в прошлом году ФРС протестировали надежды в качестве макроэкономической стратегии, и это привело к быстрому росту инфляции и самым низким темпам роста реальных зарплат за 40 лет. К счастью, монетарные власти явно демонстрируют теперь больше реализма, переключив внимание почти исключительно на борьбу с инфляцией. Если инфляция будет снижаться быстрее, чем я ожидаю, тогда ФРС сможет притормозить политику ужесточения. Но пока что Федеральному резерву нужно следовать тому же самому принципу, благодаря которому он столь успешно содействовал предотвращению экономического коллапса в 2020 году: лучше ошибиться, сделав слишком много, чем слишком мало.

Copyright: Project Syndicate, 2022. www.project-syndicate.org

Джейсон Фурман

Бывший председатель Совета экономических консультантов при президенте Бараке Обаме, сейчас профессор практической экономической политики в Школе государственного управления им. Джона Кеннеди при Гарвардском университете, старший научный сотрудник Института мировой экономики им. Петерсона.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *