Тюркские города уничтожались до дна могил
В обществе все еще в ходу версия о том, что у кочевников-тюрков не было ни цивилизации, ни городов, ни культуры. Это типичный пример того, как нашим сознанием манипулируют до сих пор.
Правило принижения Золотой Орды
Историческое сознание Восточной Европы никогда не было единым. Оно состоит из нескольких блоков, конкурирующих между собой, в том числе, в историографии и соответствующей ей идеологии. Как мы знаем, оно издавна было расколото, например, польская история и российская имперская. Но это к слову, поскольку нашим предметом является отношение восточных славян к своим тюркским соседям. И вот тут они достигают определенного консенсуса, сплачивающего их в превосходстве европейскости над ордынством. Скорее всего, этот консенсус долгосрочен. Тем более, нам стоит корректировать подобную идеологию. Она была сформирована как единые историографические воззрения на псевдодикость Золотой орды. Вернее, они были «вбиты» в эпоху сталинского краткого курса. Право слово, царская историография была «добрее» к тюркам-кочевникам.
Итак, в восточно-европейском блоке сознания сложилось историческое правило принижения Золотой орды. Это касается, в первую очередь, восточнославянских народов, чья история непосредственно связана с великими евразийскими империями, в которых они не имели доминирующей роли. В славянском сознании априорно заложено дискриминационное уничижение тюркских народов. И этот тренд возобновляется снова и снова. Историческое принижение тюрков было растиражировано сотнями книг, статей. А сейчас в эпоху интернета оно выплеснулось и накрывает миллионами постов и злобных комментариев…
Итак, в чем суть принижения тюрков и особенно Золотой орды? Во-первых, это заложенная историческим курсом сталинизма ненависть к своим былым поработителям. Вычеркнуть это, как сказал Сокуров, невозможно. И вот этого своего былого рабства они не могут простить и нашим предкам и нам – их потомкам. Во-вторых, это имперское правило 19-го века (от которого в Европе отказались еще в 20-м веке), по которому мало завоевать народы, надо подавить их культурно и духовно. Раздавить национальное самосознание колониальных народов и ассимилировать туземцев вместе с их землями.
Тюркский манифест
Напомним читателям тот прямой и дискриминационный вопрос, который так истово тиражируется: а где ваши города?! Раскроем культурно-цивилизационный подтекст вопроса. Какой исторический и культурный нарратив нам навязывают: у ваших предков не было городов, значит, у ваших предков не было культуры и цивилизации. Это означает, что у ваших предков не было цивилизационного смысла существования. Мы его вам принесли, мы вам всё построили … Обескультуривание и расчеловечивание покоренного народа – правило их политики и идеологии, как и представление его прошлого варварским и перенесение этой негативизации на потомков некогда покоренных народов. И вот это и есть цель обвинения в «отсутствии городов». Это удар по национальному подсознанию. В качестве видимого лейтмотива вопроса выделим оскорбление Орды кочевников, то есть принижение памяти наших предков. Но это есть грех для хулителей, но не для нас. Грехом для нас будет промолчать и не ответить, ведь у наших предков была великая цивилизация, которую дотла уничтожили предки тех, кто сейчас задает такие вопросы.
Итак, где же они, наши тюркские города? Ограничимся средневековьем, ибо в древности им нечего нам противопоставить. Наша великая поэзия была зафиксирована древнетюркской письменностью. Мы же помним то духовное завещание, которое запечатлено в героической оде принца Йоллыг-тегина? Это вечный тюркский манифест:
«Когда наверху голубое Тенгри, а внизу бурая Земля возникли,
Сотворен был меж ними сын человеческий.
Предки мои Бумын каган, Истеми каган правили родом человеческим.
Они правили народом законами Тюркскими, они продвигали их».
Уточним, что это эпитафия 734-739 годов. В те времена их культуры попросту не было. Это и есть наш исторический нарратив, который идет из седой древности до тюркских городов средневековья. И которого у наших хулителей опять же попросту нет.
Уничтожение первой столицы Золотой Орды
И теперь можно перейти к изложению истории. Наши великие города были уничтожена дотла, до самого дна могил наших предков, вплоть до поволжских и жаикских мавзолеев великих ханов. Города Золотой орды перестали существовать физически, не осталось даже руинированных остовов. Почему они были уничтожены?! Да потому что Орда и всё ее наследие уничтожалось не просто как чужое и инокультурное, а именно как ненавистное.
Прежде Казанской погибели расскажем о Великом Булгаре. Нас он интересует по двум обстоятельствам. Первое – этот город был якобы уничтожен Батыевым нашествием 1236 года, и именно этот же город после мнимого «уничтожения» стал первой столицей Первого ордынца – того же Бату. Что-то тут не сходится, ведь получается, что ужасы Батыева нашествия преувеличены?!
Второе – судьба этого города стала прологом к казанскому геноциду. В исторической действительности Великий Булгар был уничтожен не ордынцами, а московитами. Причем до такой степени, что уже не смог возродиться, в 1431 году. «Сотворено» это было в условиях распада Орды силами воеводы великого князя Василия II князя Фёдора Палецкого Пёстрого. Батый так бы «не смог», поскольку сам жил в нем. А вот после москвичей здесь уже никто не жил. Так что «не сложилась» у Великого Булгара судьба не из-за Бату-хана, и не стоит на него перекладывать свои грехи.
Теперь от первой столицы Орды перейдем к Казани – столице последнего великого хана Улуг-улуса, которого так и звали – Улуг-Мухаммед. Он был номинальным главой всей Орды, хотя именно при нем из-за междоусобиц сложилось великое троеханствие трех чингизидов: собственно самого Улуг-Мухаммеда, Кичи-Мухаммеда и Саид-Ахмада. Эти три хана разделили Орду на свои улусы. Первого из них венецианец Иосафат Барбаро впоминает как «самого великого». Тут следует привести как исторический анекдот один факт: в 1434 году Василию II пришлось даже заплатить дань всем троим.
Казанский геноцид
Историю пяти казанских войн и трех походов на Казань пропустим, сразу перейдем к тому, чем закончился четвертый поход, по своим результатам названный «великим», поскольку закончился он великим геноцидом.
2 октября 1552 года благодаря наемным европейским артиллеристам и саперам крепостная стена была взорвана через подкопы по 240 пудов пороха в каждом и московское войско ворвалось в город. «Ожесточенный многочасовой бой на стенах перешел в бои на улицах и в домах горожан. Затем штурмующие взяли «внутреннюю городскую ограду», обороняемую непосредственно ханской гвардией и самим ханом Жадигером. Отдельным узлом сопротивления стала соборная мечеть на Тезицком овраге, где свою смерть приняло мусульманское духовенство во главе с муфтием Кул-Шарифом. Когда организованное сопротивление было сломлено, то в пределах города было убито все мужское население. Но если воины погибли так, как им и было предназначено – с оружием в руках, то участь женщин и детей в любой войне известна. Единственным мужчиной, выжившим в этой бойне, стал хан Жадигер – для «почетного» плена в Москве.
Для вступления в Казань царю требовался проезд, и 213-метровую улицу от Муравлевых ворот «Нурали» до ханского дворца «очищали» от трупов несколько часов. Однако зловоние было настолько ужасным, что царь не задержался в городе и покинул его, оставив Казань и ее теперь немногочисленных жителей на недельное разграбление войском («Алтайская звезда. Национальная идея Турана, часть первая, с. 303).
Итогом четвертого похода стало: «более 190 000 побитых казанских людей и всех мала и велика, стара и млада, мужеска пола и женска, кроме плененых, есть же и тех число более того…. Руских же вой сочтоша, побитых от казанских людей во всех приступех и на сьемных боех, и в загонех 15355 человекъ.» (ПСРЛ, том XIX. История о Казанском царстве – Казанский Летописец). Таким образом, было вырезано 190 тысяч казанцев. И, кстати, куда делась та гора трупов? И кто их закапывал? Возможно, закопали трупы своих, недаром даже памятный знак поставили. А трупы побежденных бросили или сплавляли по Итилю. Вот тогда-то Итиль и стал Волгой. Великая река унесла останки убитых. А еще по реке сплавлялись плоты с казненными – для устрашения Астрахани. Затем остатки сельского населения ханства, даже оставшиеся без войска, все-таки восстали. И последовал завершающий пятый поход, который предлагается назвать Карательным. Уничтожалось всё население провинций, которое не смогло убежать или спрятаться.
Такие акции в современной истории называются геноцидом. Итак, судьба Казани – столицы последнего великого хана Орды, была ужасной. Кстати, о Казани. Город защищала каменная стена, которую до прибытия европейцев Иван Ужасный не мог пробить, была великая соборная мечеть, которую героически защищал муфтий Кул-Шариф… Так где эти стены и мечеть, или где их руины?! Ответ простой – уничтожены до основания. Нету стало быть, так что теперь можно заявлять, что у тюрков ничего не было…. И, кстати, а где летописи и государственные архивы Казани, Хаджи-Тархана…. А ведь они были. Но теперь их нет. И вот вопрос к нашим хулителям, а куда вы их дели? Уничтожили? Но так поступают только варвары.
Гибель великих столиц великой Орды
Сарай-Бату (или Старый Сарай) в 1333 году, как мы помним благодаря Ибн-Баттуте, был «один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы поехали верхом… намереваясь объехать и узнать размеры города… выехали утром, а доехали до другого конца города только после полудня… и это все сплошной ряд домов».
Не меньше был и второй столичный город Сарай-Берке (Сарай-Джадид – Новый Сарай).
Вкратце изложим историю их постепенного уничтожения. Тут виновных много, но первыми были свои же междоусобные царьки. Они здесь куражились и грабили, но после них города как-то восстанавливались и продолжали жить. Даже после нашествия Тимура они жили. Но и после Тимура продолжались междоусобицы. Конечно, куда-то «исчезли» легендарные золотые кони Бату-хана, вес которых, по разным сведениям, составлял от полутора до восьми тонн чистого золота. Куда-то «исчезли» и внутреннее золото его дворца, и золотая облицовка дворца Узбек-хана. Дворец, обшитый золотом – вот настоящая золотая Орда.
Итак, столицы «исчезли» прежде всего по причине внутренних междоусобиц. «Все великие ханства гибли вначале изнутри и только потом приходил внешний враг».
История падения Сарай-Бату официально сводится к постепенному угасанию. Якобы город угас сам по себе из-за переноса столицы в Сарай-Берке. Версию можно считать исторической небылицей, поскольку, как мы помним, город насчитывал до ста тысяч жителей с кварталами ремесленников только по металлу. Такие мастера всегда найдут своего покупателя. А при налаженном сбыте и переезжать никуда не надо, или, по крайней мере, на месте должен был остаться торгово-ремесленный городок. Поэтому предположим, что остававшийся городок погиб в результате военных действий.
Лучше верифицирована история гибели Сарай-Берке. С 1361 года при Великой смуте в орде столицей завладевал то один, то другой претендент на высший трон. Конечно, они и пограбили хорошо, и местное население пострадало. Но город жил, ибо любому хану было престижно жить в столице. Заметим, что именно эти претенденты и являются первыми и главными подозреваемыми в «исчезновении» золотых коней и золотых дворцов. Им было нужно как-то платить войскам и особенно эмирам … А вот разрушен был Сарай-Берке в 1395 году Тимуром. Но Орда продолжала оставаться Великой, и столица ожила. В 1402 году город был восстановлен, хотя уже и без былого великолепия. Орда из великой империи превращалась в сборище улусов и уделов, и столичное значение было номинальным. Но по-прежнему он оставался вожделенным для очередных претендентов. Но Орда уже совсем захирела, и дошло до того, что в 1471 году столица была разграблена заурядными бандитами, так называемыми вятскими ушкуйниками.
Затем в 1480 году город был дотла разорен князем Ноздроватым-Звенигородским, а добил его в 1502 году крымский хан Менгли-Гирей. «Уф», – скажет кто-то, ну хоть здесь я не виноват …
Итак, на уничижительный вопрос о том, «где ваши ордынские города» стоит давать четкий предметный ответ потомкам вандалов, которые теперь глумятся над памятью наших ордынских предков.
Первая ордынская столица – тюркский город Великий Булгар – был уничтожен в 1431 году по воле великого князя Василия II московским воеводой князем Фёдором Палецким-Пёстрым. После него судьба города завершилась.
Столичный Сарай-Берке в 1471 году был разграблен вятскими ушкуйниками. Затем в 1480 году город был разорен князем Ноздроватым-Звенигородским.
Последняя столица хана Улуг-улуса Казань была уничтожена в 1552 году вместе с 190 тысячами «побитых казанских людей и всех мала и велика, стара и млада, мужеска пола и женска». Недаром Иван получил свое прозвище Terrible, что, вопреки старорежимным сказкам, означает не Грозный, а Ужасный…
Хулители наших предков, посмотрите в исторические портреты ваших предшественников, уничтоживших великие города Орды. Этими бандитами вы гордитесь. А значит, в ваших душах сидит часть их темного варварства. И не бросайте камни в чужих предков, если сами живете в стеклянном доме, который называется фальсифицированная история.
P.S. В следующей части цикла «Русь и Нерусь» проекта «Turanian» – статья «Послесмертие…»
2 Комментария
20-летний режим разбудил самые низменные инстинкты народа и превратил народ в послушное быдло. Грязь полезла из всех щелей.
Не любят московиты болотные правду, а потому еще долго будут свою линию гнуть, презирая не только иные точки зрения, но даже попытки их озвучить.
Тем не менее, не стоит на них оглядываться, жить необходимо с осознанием своей, но не их надобности.