Странное совещание по экономическим вопросам у президента - Exclusive
Поддержать

Странное совещание по экономическим вопросам у президента

23 августа глава государства провел совещание, касающееся прогноза социально-экономического развития страны на 2023-2027 годы, а также проекта республиканского бюджета на 2023-2025 годы. В ожидании появления «Новой Экономической политики» это заседание взывает вопросы. Также вызвали большие вопросы цифры, озвученные на совещании.

Согласно Бюджетному Кодексу Казахстана «Прогноз социально-экономического развития» является документом, определяющим параметры экономического развития Республики Казахстан и экономическую политику государства на пятилетний период с учетом стратегических целей во взаимосвязи с бюджетными параметрами на плановый период. Этот документ разрабатывается ежегодно на скользящей основе на пятилетний период с учетом документов «Системы государственного планирования» и ежегодного послания Президента Республики Казахстан к народу.

То есть, Бюджетный Кодекс и простая логика прямо нам говорят, что сначала должна быть утверждена «Новая экономическая политика» (НЭП), о которой было объявлено после трагических январских событий, и только затем может обсуждаться и утверждаться прогноз социально-экономического развития страны на пять лет. Сейчас все ожидают, что в сентябре в своем ежегодном послании к народу глава государства объявит о ключевых элементах НЭП. Поэтому поддержка президентом «Прогноза социально-экономического развития страны», сделанная до послания президента и до утверждения НЭП, вызывает ряд серьезных вопросов.

Первый вопрос. Если в Казахстане реально ожидается «перезагрузка экономической политики», как обещал глава государства в январе этого года, то почему телега едет впереди (экономические прогнозы страны обсуждаются раньше объявления ожидаемых экономических реформ)?

Второй вопрос. Можно ли интерпретировать это совещание, что обсуждение и поддержка президентом «Прогноза социально-экономического развития страны» означает, что никакой «Новой экономической политики» не будет и всё, что было утверждено так называемой «Системой государственного планирования», остаётся в силе?

Очень странные прогнозные цифры по экономике страны

25 мая этого года Министерство Национальной Экономики опубликовало 1 этап «Прогноза социально-экономического развития страны на 2023-2027 годы». Удивительным образом прогнозные цифры по этому и по следующему году, опубликованные в мае и сейчас, кардинально отличаются друг от друга и это никак не связано с Новой экономической политикой.

Например, на сайте президента говорится, что согласно представленным премьер-министром макроэкономическим показателям, реальный рост ВВП в 2022 году составит не менее 3 %, а в 2023 году данный показатель достигнет 4 %. Сейчас прогнозируется, что номинальный ВВП Казахстана вырастет с 103,6 трлн тенге в 2022 году до 120,7 трлн тенге в 2023 году.

При этом, в мае этого года правительство прогнозировало, что реальный рост ВВП в 2022 году составит 2,1% (номинальный ВВП – 95,5 трлн тенге) и 4,2% в 2023 году (номинальный ВВП – 103,8 трлн тенге). Согласно майскому прогнозу правительства, Казахстан сможет достичь номинальный ВВП в 120 трлн тенге только в 2025 году, а не в 2023 году, как было сказано на совещании у президента. Здесь возникает естественный вопрос. Какой из прогнозов ближе к реальности?! Откуда такие большие цифры по ВВП на следующий год в новом прогнозе?

Также, как было сказано на совещании у президента, положительным аспектом проекта республиканского бюджета является резкое снижение гарантированных трансфертов из Национального фонда с более чем 4 трлн тенге в 2022 году до 2,2 трлн в 2023 году. На макроэкономическую стабильность также положительно повлияет снижение ненефтянного дефицита с 8,3 % в 2022 до 6,8 % в 2023 году (в мае прогнозировалось снижение с 10,2% до 7,1%).

На совещании у президента было сказано, что такие положительные изменения бюджете следующего года произойдут благодаря увеличению доходной части бюджета за счет роста налоговых поступлений с 10,5 трлн тенге в 2022 до 13,5 трлн тенге в 2023 году (рост на 28,6%!). При этом, в мае правительство прогнозировало на 2023 год гораздо меньшие цифры доходов бюджета. Майский прогноз говорил, что налоговые поступления республиканского бюджета в 2022 году составят 10,2 трлн тенге, а в 2023 году – 11,9 трлн тенге, а не 13,5 трлн, как говорят сейчас.

Здесь возникают очередные вопросы. За счет чего так сильно вырастут налоговые доходы бюджета в 2023 году по сравнению с 2022 годом? Какой из прогнозов (майский или августовский) ближе к истине?

В целом можно сказать, что такие большие отличия в майских и августовских государственных прогнозных цифрах по экономике Казахстана на этот и на следующий год говорит только о том, что с этим правительством у нас никогда не будет эффективной экономической политики — ни старой, ни новой.

Мурат Темирханов

FCCA Финансист/экономист




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *