Театр культурного шока
Много лет назад в одном из алматинских подвалов, на перегородке, что отделяла вход в помещение от мусоропровода, появилась надпись: «театр культурного шока». Так обозначила себя первая независимая казахстанская театральная компания ARTиШОК, и сегодня коллектив вернулся к этому слогану.
«Это то, что мы делаем все эти годы, – сказала на пресс-конференции, посвященной открытию сезона, управляющий директор и актриса ARTиШОКа Анастасия Тарасова. – Мы делаем театр культурного шока. И теперь это значится на афишах, как и год нашего основания: 2001-й».
21 год театру и XXII театральный сезон – бесспорный повод обратиться к своей истории, но ARTиШОКу этого оказалось недостаточно: они решили изучить хронику всех театров Алматы. Изучить, записать и опубликовать.
Потому что «история современного театра Казахстана за последние 10-15-20 лет существует только в формате устного народного творчества», – пояснила Анастасия Тарасова. «Это такое акынство: можно прийти к знающим людям, посидеть, три часа поговорить, но нет источников, сайтов, нет зафиксированной каким-либо образом информации».
Собрать и зафиксировать информацию взялись студенты актерско-режиссерского курса театра ARTиШОК (образовательный проект на грантовой основе, функционирует с 2019 г., в июле 2021 г. состоялся первый выпуск, а в сентябре того же года была набрана вторая группа, – авт.). В итоге появился «Справочник алматинских театров» – курсовая работа по предмету «Театральный менеджмент». Были подсчитаны и описаны государственные и независимые театры, театральные проекты и продюсерские компании, и даже отдельные люди, которые так или иначе занимаются театром. Всего получилось 50 организаций, и теперь информацию о них, включая премьеры за три года (2019-2022), можно прочесть на сайте ARTиШОКа.
Из этих справочных данных складывается невероятная картина театрального Алматы – города, в котором можно посмотреть спектакли на пяти языках, и не от случая к случаю, а всегда.
Города, в котором (в Государственном театре оперы и балета имени Абая) хранится партитура балета «Лебединое озеро» от 1894 г., и дирижеры до сих пор ее используют.
Города, в котором работают единственный в мире профессиональный уйгурский театр и единственный профессиональный немецкий театр на территории СНГ.
Города, где один из театров находится в настоящем бомбоубежище на глубине 2,5 метра. Он так и называется – арт-убежище Bunker.
Однажды все эти коллективы должны составить такое же уникальное театральное комьюнити – считают в театре ARTиШОК, и создание «Справочника…» – это первая отправная точка.
Что и когда из этого получится – покажет время, а пока ARTиШОК объявляет о собственных планах на новый сезон.
Восемь спектаклей, как минимум, три премьеры: «Алма-Ата’89» – тот год, когда в нашем городе состоялся концерт Виктора Цоя и группы «Кино» (спектакль основан на интервью тех, кто был на этом концерте); «Преступление и наказание» (понятно, что Достоевский, важно другое – это дипломная работа актерско-режиссерского курса ARTиШОКа); «Бешеный бык» (ремейк фильма Мартина Скорсезе на театральной сцене).
Несколько специальных проектов, объединенных женской темой. Перфоманс «Поэтки» (женская поэзия от Серебряного века до наших дней), пластический спектакль с рабочим названием «Девять жизней» и проект «Невидимые» – театр горожан с женщинами возраста 40+, важный, социальный и трогательный.
Кроме того, на весну планируется проведение форума театральных менеджеров – первой казахстанской профессиональной конференции работников театральной сферы (возвращаясь к вопросу о создании театрального комьюнити в Казахстане), а на лето – вручение третьей премии ARTиШОКа, по словам Анастасии Тарасовой, «абсолютно субъективной театральной премии на фоне полного отсутствия других объективных театральных премий».
…А в долгосрочных и самых смелых планах ARTиШОКа – попасть в «пантеон» алматинских достопримечательностей, наряду с Кок Тобе и Шымбулаком. Потому что вот уже 21 год они делают не только «театр культурного шока» – они делают алматинский театр. По темам и спектаклям, по содержанию и настроению. От знаменитого «Прямо по Толе би» до премьеры нового сезона «Алма-Ата’89». И даже «Дон-Кихот» и «Гамлет» в ARTиШОКе такие – алматинские. А как еще может быть в театре современном и независимом, где режиссеры и актеры не вторгаются в текст знаменитой пьесы, но переносят ее действие в другое время и пространство. В случае с ARTиШОКом – это всегда наши время и место.
На сайте ARTиШОКа есть такая формулировка: «театр, который отражает дух города — открытый, дружелюбный и свободный».
Впрочем, ARTиШОК всегда стремится не только отражать, но и создавать этот самый дух. «Нам хочется, чтобы театр в целом был ценностью горожан, – сказала на пресс-конференции Анастасия Тарасова. – И чтобы люди разделяли с нами эту ценность».
Кстати, у театральных ценностей в Алматы достаточно солидная история. Этой осенью будет 150 лет, как в нашем городе, тогда еще уездном Верном, был поставлен первый театральный спектакль. 21 ноября 1872 года «Общество любителей драматического искусства» представило жителям Верного пьесу А.Н.Островского «Не в свои сани не садись». Очевидец писал, что «помещение было переполнено публикой».
Комментариев пока нет