Смена элит и перераспределение собственности движутся к пику напряжения - Exclusive
Поддержать

Смена элит и перераспределение собственности движутся к пику напряжения

Политолог Айдар Амребаев поддержал традицию подведения итогов уходящего года. Он полагает, что элиты Старого Казахстана продолжают вынашивать планы его реставрации, и считает, что на четкое обозначение позиции официальной Астаны относительно российско-украинской войны рассчитывать не стоит.

Трагические события в январе стали своеобразным «рубиконом» между старым и новым Казахстаном. Гражданские протесты, начавшиеся с социально-экономических требований в ряде областей страны, были использованы деструктивными силами прежнего политического режима в целях реставрации старой системы.

Историкам и политологам еще предстоит дать полную и объективную интерпретацию произошедшего, однако ясно одно, что события начала 2022 года в Казахстане показали хрупкость государственной системы страны и острую неудовлетворенность граждан существующим положением вещей. Стала вопиюще очевидной необходимость серьезных и фундаментальных изменений всей модели государственного устройства, отношений власти и общества, принципов внутренней и внешней политики, смыслов и ценностей общественного развития. Теперь многое зависит от того, какие «уроки» извлекут все члены нашего общества из произошедшего, от рядового гражданина до Президента. В этом отношении глубоко символичными являются образы недавно открытого мемориала жертвам январских событий «Тағзым», который олицетворяет собой как противоречия и «линии разломов» в нашем обществе, так и потенциал единства и силы и способности к созиданию Справедливого Казахстана.

Вторым важнейшим событием на внутриполитическом поле страны стало принятие Касым-Жомартом Токаевым всей полноты власти и ответственности за страну «де-факто». Именно в январе произошла реальная передача власти, хотя до сих пор наблюдаются симптомы сопротивления прежних элит и попытки саботирования решений Президента с их стороны на разных уровнях. Можно сказать, что воля и ответственность действующего Президента на своем посту была достигнута как его решительностью, так и высокой ценой жизни людей, не смирившихся с прежней системой и вставших на путь изменений. Логическим завершением и легитимным подтверждением реальной передачи власти в руки нового президента стали досрочные президентские выборы, приведшие Касым-Жомарта Токаева к победе 20 ноября с однократной 7-летней каденцией.

Так произошел переход от модели патерналистской внутриэлитной передачи власти к выборной модели, хоть и с некоторыми элементами контроля электорального процесса со стороны Администрации Президента, не допустившей появление альтернативы Токаеву в полном объеме.

Третьим событием, оказавшим поистине тектоническое влияние не только на Казахстан, и не только на постсоветское пространство, но и на весь мир, стал акт военной агрессии России в Украине. На наших глазах меняются смысл, формат и характер всего мирового порядка, подвергаются сомнению сложившиеся нормы и регуляторы международного права.

Фактически на чаше весов два противоречащих принципа: суверенитета и территориальной целостности государства, и права национальных меньшинств на самоопределение. В Казахстане общество оказалось перед дилеммой солидарности с украинским народом в отношении защиты ее независимости и территориальной целостности, с одной стороны, и признания права русскоязычного населения этой страны на более широкую автономию вплоть до отделения при поддержке России, с другой стороны. Над выбором Казахстаном официальной позиции по данной дилемме довлела самая протяженная граница в 7,5 тысячи километров между странами, а также большая и авторитетная русская диаспора. Этим объясняется проявляемая руководством Казахстана «чрезвычайная гибкость» в отношении данного кризиса. Это нашло отражение как в известном выступлении Президента Токаева на Международном Петербургском Экономическом Форуме 17 июня т.г. (о непризнании «квазигосударственных объединений»), так и во время голосования в ООН (15 декабря Казахстан проголосовал против резолюции ООН, требующей от России прекращения агрессии против Украины и вывода вооруженных сил с территории страны). Данная ситуация существенным снижает поле для внешнеполитического маневра и в перспективе заставит Казахстан все же сделать свой выбор со всеми вытекающими последствиями и издержками выбора. Стоит также отметить, что военная интервенция России создала целый ряд серьезных рисков стабильности и развитию нашей страны, начиная с риска вторичных санкций в отношении Казахстана и казахстанских предприятий и кончая волнами беглецов от мобилизации. Также потенциально опасными для страны являются информационные атаки и провокации со стороны некоторых политиков и «говорящих голов» России о возможной агрессии в отношении Казахстана.

Очевидно, этим объясняется стремление казахстанского руководства «держать руку на пульсе» умонастроений Кремля, ведя постоянный диалог с руководством этой страны, демонстративно подчеркивая свою лояльность России.

Важнейшими изменениями, произошедшими в Казахстане в этом году, являются конституционные реформы, анонсированные Президентом страны 16 марта и приведшие к референдуму 5 июня и дополнительным изменениям в Основной Закон страны после сентябрьского Послания главы государства. Изменения фактически создают правовой каркас перехода страны от суперпрезидентской власти к более сбалансированной системе: «Сильный Президент – Влиятельный Парламент – Подотчетное Правительство». Открытие возможностей для политической конкуренции, настоящей защиты прав человека через институт Уполномоченного по правам человека, а также Конституционный Суд, призваны создать принципиально новый политический ландшафт в стране. Завершение выборов к середине следующего года, сначала в сенат, а затем в мажилис парламента, а также маслихаты всех уровней, и определение на альтернативной основе акимов областей и городов по новым правилам, введение новой избирательной системы на пропорционально-мажоритарной основе, создадут новую конфигурацию власти и влияния гражданского общества на процесс принятия решений. В грядущем году можно прогнозировать достаточно горячую электоральную кампанию и серьезные изменения на политическом поле страны.

Для реализации концепции Справедливого Казахстана особое значение имеет анонсированная Президентом страны в январе этого года борьба с олигополиями и возвращение в страну украденных капиталов. Думается, эта достаточно трудная задача, которая в этом году сопровождалась уголовным преследованием достаточно известных персон, приближенных к прежнему руководству страны, обретет еще более острые формы. Борьба с олигополиями ощущается в латентном виде и проявляется различным образом. Неизбежная в этом случае смена элит и перераспределение собственности достигнут пика своего напряжения. Возможны новые проявления сопротивления как старых элит, так и проявлений гражданского недовольства темпами борьбы с коррупцией и прежним режимом. Исход этого процесса покажет, удастся ли Касым-Жомарту Токаеву за свой президентский срок реализовать на деле свой план по реформированию всех сфер жизни общества, получится ли Казахстану перейти на новое качество роста с социально справедливыми индикаторами развития.

Дипломатический опыт Токаева позволил в этом году создать необходимые внешние условия для реализации внутриполитических и внутриэкономических реформ в стране. Удалось задействовать самые разные ресурсы международного влияния, как на двусторонней, так и многосторонней основе. Особое значение имели международные форумы с участием Казахстана в этом году. Это и саммит глав государств ШОС, и заседание СВМДА, проведение VII Съезда Лидеров Мировых и Традиционных Религий с участием Папы Римского Франциска, участие в саммите Союза тюркских государств, а также саммите глав государств СНГ. Международная активность, наряду с актуальными визитами главы государства за рубеж позволили заручиться поддержкой проводимого курса. В определенном смысле это повысило международный статус как самой страны, так и рейтинг главы государства.  

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что страну ожидают достаточно динамичные изменения в новом году, требующие активной и проработанной с точки зрения национальных интересов политики.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.