Почему дело журналиста Махамбета Абжана стало секретным? - Exclusive
Поддержать

Почему дело журналиста Махамбета Абжана стало секретным?

Сегодня суд №2 Сарыаркинского района Астаны отказал адвокатам журналиста Махамбета Абжана в дистанционном выступлении ключевому свидетелю. Что же скрывает наша отечественная фемида за закрытыми дверями? Похоже основатель сетевого издания «ABZHAN NEWS» невольно разворошил осиное гнездо, где счет идет на миллиарды долларов. О разворачивающемся международном скандале читайте здесь.

В чем обвиняют Махамбета Абжана

В какой-то момент журналист со своим Telegram-каналом ворвался в информационное пространство страны, публикуя чувствительные для высокопоставленных чиновников и бизнесменов материалы.

Задержали Абжана воскресным утром в июле, перед столичным БЦ Astana Tower. Журналистов в нашей стране вообще предпочитают задерживать по выходным дням. По какой-то «случайности» фото и видео так называемой Антикором «спецоперации» в один момент разлетелись по Сети, также молниеносно, как и релиз от борцов с коррупцией с обвинением журналиста. Задерживали его, к слову, как особо опасного преступника, сопровождая процесс бойцами в масках.

Остается загадкой, каким образом в деятельность борцов с коррупцией, вписались взаимоотношения журналиста с бизнесменами. Ведомство, обозначив свою версию событий, нарушило презумпцию невиновности:

«Антикоррупционная служба пресекла преступную деятельность гражданина М.А., вымогавшего денежные средства в особо крупном размере у предпринимателей под угрозой распространения в СМИ порочащих сведений. 3 июля в результате проведенной спецоперации гражданин М.А. задержан с поличным после получения 50 миллионов тенге и водворен в ИВС ДП Нур-Султана. Проверяется информация о причастности М.А. к другим аналогичным преступлениям».

Заявление на журналиста написал, герой его публикаций бизнесмен Рашит Махат. Он руководит крупными казахстанскими компаниями. Позиционирует себя как частный инвестор, в том числе крупнейшей в мире криптомайнинговой компании Genesis Digital Assets, где у него есть доля в 2%. В интервью СМИ он утверждает, что сумму в 50 млн якобы назвал сам Абжан. Такова была цена за нераспространение «лживой информации».

«То, что он писал, вредило моей репутации, вредило моей международной компании, и все эти публикации имели клеветнический характер. Писал, что компания якобы меняла собственников, собственники были другие, и вещи, которых никогда не было… Абжан писал, что среди владельцев – племянник нынешнего президента, предыдущего президента. Это домыслы, какие-то ложные факты. Чем больше лжи, тем больше хайпа», – говорил Рашит Махат изданию Orda.kz.

Потерпевшего Рашита Махата задели публикации, в которых Абжан называл его «правой рукой» Кайрата Сатыбалдыулы, выполнял все его поручения. Интересно, не случись ареста Сатыбалдыулы, бизнесмена также задевали бы слова, что он является «правой рукой» влиятельного племянника?

В одной из статей говорится, что, когда против Сатыбалдыулывозбудили уголовное дело, Махат прилетел в Астану из ОАЭ, чтобы вернуть активы племянника Назарбаева государству. Также говорилось, что майнинговые фермы, принадлежащие Кайрату Сатыбалдыулы, якобы перешли племяннику уже нынешнего президента Токаева – Канышу Избастину и приносят ему $10 млн ежемесячно.

В суде Махамбета Абжана обвиняют по следующим статьям:
— статья 274, части 2 и 3, Уголовного кодекса – «Распространение заведомо ложной информации, создающей опасность причинения существенного вреда»;
— статья 194, часть 2, Уголовного кодекса – «Вымогательство».

«Совпадение? Не думаю»

Сам же Махамбет Абжан уверен, что уголовное преследование в отношении него – это провокация и желание закрыть ему рот со стороны власть имущих людей. Более того, журналисту издания The Diplomat Махамбет Абжан сообщил, что ни у кого денег не вымогал и не угрожал публикациями, с ним на связь вышел помощник бизнесмена. Он просил исключить имя его босса – Рашита Махата из публикаций.

«Он сказал мне назвать любое число. Я назвал его, потому что не ожидал, что он согласится на это. Я думал, что это (большое число) отобьет у него охоту к его предложению. Но он неожиданно согласился. Я растерялся», – приводит издание слова журналиста.

Отмечается, что на предложение журналист согласился, потому что роль Махата в его публикации была незначительной. После получения сумки с деньгами его и задержали. В тот момент он понял, что все это было хорошо спланированной провокацией.

По совпадению или нет задержание Абжана произошло сразу после того, как в его публикациях появилось имя племянника действующего президента – Каныша Избастина. Уже позже во время предварительного слушания Абжан скажет, что «это заказ со стороны Антикора и Кайрата Сатыбалдыулы (с недавних пор отбывающего наказание в казахстанской колонии племянника Нурсултана Назарбаева)».

Племянник раз, племянник два

В уголовном деле Махамбета Абжана есть три эпизода.

Первый эпизод. В публикации от 3 июня Абжан делает разбор схемы сбора денег с потребителей столичными энергокомпаниями. В статье фигурируют заместитель председателя правления АО «Астана региональная электросетевая компания» Габидолла Кожабаев и заместитель председателя правления «Астана Теплотранзит» Канат Мукин. Контролирующую функцию при этом выполнял Рашит Махат. По данным журналиста, против Кожабаева и Мукина было уголовное дело, которому не дали ход в правоохранительных органах.

Второй эпизод. 19 июня Махамбет Абжан написал, что «троица» – Габидолла Кожабаев, Канат Мукин и Нурлан Копешов (АО «Астана-Энергия»), якобы курируемые Рашитом Махатом, отвечали за рынок энергоснабжающих организаций, подъездные пути, поставки угля и майнинг. Согласно обвинению, Абжан причинил вред интересам Мукина и Кожабаева, опорочив их честь, достоинство и репутацию.

Третий эпизод. Здесь появляется еще один подозреваемый – бывший председатель АО «Астанаэнергосервис» Ермек Алимов, с которым журналист, по версии следствия, вступил в сговор для распространения ложных сведений о Рашите Махате. Интерес Алимова заключался якобы в психологическом давлении на Махата через СМИ из-за спорных отношений по владению ТОО «Алтын Онжа. Кен». Уголовное дело в отношении Алимова выделено в отдельное производство.

Почему суд проходит в закрытом режиме?

Дело может быть заслушано в закрытом судебном заседании, по делам:
— когда это противоречит интересам охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны,
— об уголовных правонарушениях несовершеннолетних,
— по делам о половых преступлениях,
— в случаях, когда этого требуют интересы безопасности участвующих в деле лиц.

Стоит отметить, что суд может проходить в закрытом режиме частично.

Но в деле Махамбета Абжана, где нет ни изнасилования, ни несовершеннолетних, ни, казалось бы, гостайн. Судья принял решение проводить слушания за закрытыми дверьми. Об этом попросил адвокат потерпевшего – Рашита Махата. Удивительно, но прокурор Альмира Кожахметова поддержала такую просьбу.

«В Telegram-канале Abzhan news более 11 тысяч подписчиков, которые являются сторонниками подсудимого. Судя по комментариям, большинство поддерживают его, нежели потерпевшего. Также известно, что потерпевшие – далеко не безызвестные лица, что привлекает особое внимание общественности, придает актуальность и резонанс. Считаю, что существует реальная угроза безопасности потерпевших при гласном рассмотрении судебного заседания», – сказала она.

Журналист и его адвокат Гульнар Суйлеменова выступили против закрытого процесса.

«Я вижу, что олигархи из Старого Казахстана пытаются оказать давление на суд, чтобы он не проходил гласно. И прокурор, когда говорит, что 11 тысяч подписчиков могут оказать негативное влияние на потерпевших, почему-то не обращает внимание на то, что когда меня задержали в 07.00, через 5-10 минут в Telegram-канале Антикора появилось утверждение, что Абжан вымогал, хотя еще нет решения суда», – сказал подсудимый.

Адвокат предположила, что таким образом заинтересованные лица хотят скрыть недочеты своей работы.

«Прошу суд отказать в удовлетворении ходатайства. К тому же в отношении досудебного расследования допущены существенные нарушения уголовного-процессуального закона, нарушения прав Абжана, и, видимо, прокуратура опасается, что это станет достоянием общественности», – заявила адвокат Сулейменова.

Но судья непреклонно приняла сторону прокурора и потерпевших.

«В связи с тем, что подсудимый Махамбет Абжан является представителем массмедиа, а также учитывая количество подписчиков в его Telegram-канале, для исключения негативного воздействия на потерпевшего в социальных сетях и для обеспечения его безопасности суд считает необходимым ходатайство представителя потерпевшего удовлетворить и уголовное дело рассмотреть в закрытом формате», – сказала судья Айжан Кульбаева.

Мнение адвоката

Редакция Exclusive.kz пыталась связаться с адвокатами Махамбета Абжана, но будучи связанными подпиской о неразглашении хода закрытого процесса, прокомментировать обстоятельства дела, они не смогли.

Вместе с тем, удалось приоткрыть завесу над якобы подельником журналиста – Ермеком Алимовым.

Мы связались с адвокатом Ермека Алимова Хамидой Айткалиевой, которая высказала свое мнение по данному делу.

«Алимов не предан суду, поэтому комментировать уголовное дело, поступившее в суд в отношении журналиста Абжана, я не могу, тем более, что оно рассматривается в закрытом режиме. Однако, из открытых источников, опубликовавших обвинительный акт (Алимову обвинительный акт не мог быть вручен и не вручен), мне известно, что журналист Абжан предан суду по обвинению в «распространении заведомо ложных сведений в отношении потерпевшего Махат Р. с использованием средств массовой информации в группе лиц по предварительному сговору с бывшим председателем АО «Астанаэнергосервис» Алимовым Е.». Таким образом, уголовное дело журналиста, находящееся в производстве суда, напрямую затрагивает законные права и интересы Алимова Е.Г. так как в случае вынесения приговора в том же объёме обвинения, то осуждением Абжана М.М., если его признают виновным по данному эпизоду, суд фактически и юридически создаст преюдицию или неоспариваемость постановленного приговора, которая автоматически сработает в отношении Алимова Е.Г. (по его эпизоду), но чьи действия в приговоре будут описаны как преступные, если суд постановит обвинительный приговор в отношении Абжана, преданного суду по обвинению в совершении преступления вместе с Алимовым. В соответствии со ст.340 УПК главное судебное разбирательство проводится только в отношении подсудимого и в пределах того обвинения, по которому он предан суду. Считаю, что следствие напрасно выделило дело в отношении Алимова Е.Г., чем нарушило права как Абжана М.М., так и Алимова Е.Г. Следует учесть, Алимов не скрывался от следствия и неоднократно ходатайствовал о своем допросе», – сказала адвокат.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *