Переговоры с Лавровым, безвизовый режим с Китаем – к чему готовится Казахстану?  - Exclusive
Поддержать

Переговоры с Лавровым, безвизовый режим с Китаем – к чему готовится Казахстану? 

В дипломатической практике символическое значение имеет первый визит государственного лидера за рубеж сразу после своего избрания. Как правило, он проходит в страну, считающуюся самым близким и важным в предстоящие годы. Первый визит других ключевых министров отчасти может подтверждать данное правило.

11 апреля новый министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу совершил свой первый зарубежный визит  в Москву, где встретился с коллегой Сергеем Лавровым. Обе стороны провели совместную пресс-конференцию и российский дипломат, подчеркнув тесные союзнические отношения, выдал мессадж об условиях взаимоотношений Казахстана с Западом, где российская сторона «не возражает против их развития» при условии, что они не допускают нанесения ущерба нашим двусторонним связям. Что за этим стоит?

Глава казахстанского МИДа говорил о необходимости выстраивания «конструктивных» и прагматичных отношений с Россией, исходя из чего можно сделать вывод о том, что  одним из главных вопросов, который публично сторонами не поднимался, но обсуждался в закрытом режиме – растущая вероятность введения западными странами вторичных санкций против Казахстана как транзитной страны для санкционных товаров в Россию и необходимостью для нас принимать какие-то меры в этой связи.

Если опустить все остальные декларации (так было много сказано о проходивших «русских сезонах» в Казахстане, а также о планируемом осенью этого года визите российского лидера В.Путина в Костанай), то вторичные санкции весьма негативно отразятся на репутации Казахстана, особенно в виду официальных заявлений К.Токаева по данному поводу.

Впрочем, речь не только о репутации. Учитывая, что ЕС является крупнейшим инвестором и торговым партнером Казахстана с общим объемом торговли по итогам 2022 г. более 40 млрд евро (30% всей внешней торговли РК), вторичные санкции (в зависимости от масштаба) по своему потенциалу могут вызвать коллапс всей казахстанской экономики в виду ее большей зависимости (по сравнению с той же Россией), и выкинуть нас на задворки мира или отдать на откуп Китаю. Ни то, ни другое, ни третье, конечно, нашим интересам не отвечает.

Именно поэтому позиция Казахстана в отношении следования санкционному режиму однозначная и твердая, в корне не поменялась, но с наличием прозрачных границ с Россией в рамках ЕАЭС возникают важные вопросы о будущей архитектуре взаимоотношений между Казахстаном и Россией — 7,5 тыс километров самой большой в мире сухопутной границы между нами никуда не денутся и геополитические факторы будут играть важную роль  при любом стечении обстоятельств.

К примеру, заявленный министрами рост двусторонней торговли до рекордного уровня в 28 млрд. долларов на деле является не результатом успешного развития ЕАЭС, а последствием санкционного режима и начавшейся перебежки российского бизнеса в Казахстан. Так, в Костанае открывается производство мотоциклов Урал, в Астанинский цифровой хаб перебираются российские (и ранее базировавшиеся в Москве международные)  ИТ компании, а каждая третья зарубежная банковская карточка открытая россиянами в прошлом году принадлежит казахстанским банкам (при этом лишь каждая десятая другим банкам СНГ), в результате чего происходит миллиардный переток наличности в нашу страну из России.

Такое положение в некоторой степени устраивает и российскую сторону. Однако, все это возможно только при условии, что Казахстан де факто облегчает санкционный режим против России. Именно это обстоятельство и не устраивает Запад, который уже исчерпал перечень санкционных мер и в новой фазе борьбы с Россией будет занят теперь уже обеспечением эффективности ранее принятых мер. Визиты Блинкена и других западноверопейских высоких чиновников в Астану, скорее всего, должны были дать понять Ак Орде необходимость определиться со своим стратегическим внешнеполитическим курсом.

Президент Токаев, объявив политку многоверкторности Казахстана как наиболее удобную и приемлемую, тем не менее, похоже, раздираем поляризацией и антагонизмом российско-европейских противоречий, жертвой которых невольно становится Казахстан и вся Центральная Азия.

Более того, инициатором давления чаще представляется даже не западная, а российская сторона, где смущают не только заявления отдельных политиков самого высокого уровня о  территориальных претензиях к Казахстану, но и ставшие частыми «поломки» нефтяного терминала в Новороссийском порту, прокачивающем почти две трети казахстанской экспортной нефти.

Последнее вынудило Казахстан искать альтерантивные маршруты. В частности, в ноябре прошлого года Президент К.Токаев на Самаркандском саммите Организации тюркских государств заявил  о необходимости развития Транскаспийского транспортного маршурта и доведения объема экспорта нефти по нему до 20 млн.тонн в год. По всей видимости, именно этот вопрос стал причиной визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Астану 10 апреля, почти одновременно с поездкой М.Нуртлеу в Москву. Иными словами в настоящее время идет активный поиск баланса в меняющихся больших политических реалиях, где речь идет не только о санкционной войне Запада, нацеленной на изоляцию России, но и создании новой геополитческой реальности с участием других региональных игроков – Турции с Азербайджаном с одной стороны, и Китая с другой.

Все это на фоне неизбежной и, видимо, надолго ослабевающей России в Центральной Азии, является новеллой в нашей геополитике, а значит, региону предстоит выстроить новый баланс взаимоотношений, где все возрстающую роль де факто уже играют и новые региональные силы – не только Турция, как альтернтивный хаб для казахстанского экспорта энергоресурсов, но и Китай, взаимный торговый оборот Казахстана с которым только в прошлом году вырос сразу на треть и всего за год почти сравнялся с российским.

В последующие годы объем казахстанско-китайской торговли однозначно вырастет и дальше и значительно превысит российский не только благодаря увеличению энергопоставок в восточном направлении, но и расширению розничной торговли с Китаем, где странами уже готовится беспрецедентный по значимости договор о безвизовом режиме.

Казахстан продолжит оставаться важнейшим партнером Китая на его западных границах и именно это обстоятельство, вкупе с самой ролью Китая для будущего России, будет играть важнейшую для нас роль в нахождении контрбаланса в текущем опасном по последствиям антагонизме между Россией и Западом.

Фото Tengrinews.kz/Турар Казангапов

Куат Домбай

Политический обозреватель




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *