Мы не ценим свои традиции из-за того, что позабыли их истинный смысл - Exclusive
Поддержать

Мы не ценим свои традиции из-за того, что позабыли их истинный смысл

Из-за недопонимания истинного смысла своих ценностей мы их теряем или соблюдаем в извращенном виде. Так считает председатель правления ОЮЛ «Союз кризисных центров» Зульфия Байсакова. Известный общественный деятель, член Национальной комиссии по делам женщин при Президенте РК размышляла, как вернуть истинный смысл казахским традициям и привить интерес к истории Казахстана.

– Если мы говорим о духовности, то нужно, прежде всего, определиться с тем, что вкладываем в это понятие. Наиболее понятно и близко мы это можем понять на семейных традициях. Давайте исходить из того, что они – это то, что позволяет сохранять и поддерживать взаимопонимание в семье, когда родные воспринимают человека со всеми его проблемами, потребностями, учитывают его интересы, помогают ему преодолевать всевозможные трудности и находить в себе силы стремиться к позитивным изменениям в жизни.

Национальные традиции в Казахстане интерпретируются каждым человеком в силу уровня его образования. К сожалению, нередко они соблюдаются в нашем обществе в почти извращенном виде. Например, обряд беташар, который позволял самым уважаемым людям благословить брак, сегодня воспринимается, мягко говоря, странно. Прибывшая в дом своего жениха невеста обязана кланяться за деньги как уважаемым в роду старикам, так и малообразованным недорослям из этой же семьи. Эта странная процедура продолжается достаточно долго, а в это время некий доморощенный акын поучает малознакомую ему девушку. Собственно, на этом интерпретация данного обычая и заканчивается. На мой взгляд, это в корне неправильно. На самом же деле в процессе беташар жары – песни акына – невеста должна узнавать историю семьи и рода жениха, его ближайших родственников и получать благословение на сохранение традиций. Беташар представляет связь мировоззрений между традициями казахского народа. Трудно переоценить его большое воспитательное значение.

– Насколько важно в современных казахских семьях придерживаться традиций в воспитании детей?

– Мне кажется, проповедуя духовные ценности, мы должны рассказывать о хороших обычаях, которые направлены на равенство, поддержку всех членов семьи. Раньше отец и вообще любой мужчина в семье никогда не повышал голос на свою дочь, и воспитательный процесс шел через мать. И отец никогда не мог оскорбить своего ребенка ни словесно, ни, тем более, физически. Роль дочери, девочки в семье была достаточно высокой. Родители всегда знали, что она пойдет в другую семью , которую она в дальнейшем будет развивать и поддерживать, продвигать тот род и культуру, в которые она входит. Поэтому к девочке, а потом уже и к женщинам всегда было очень бережное отношение в казахских семьях. Ведь именно от представительницы прекрасного пола зависит микроклимат ее родных и близкого окружения. В казахских семьях роль матери, бабушки была всегда очень велика. Я жила в семье, где к слову бабушки больше прислушивались, потому что оно строилось на принципах доброты, поддержки. Несмотря на то, что моя бабушка не работала , она вносила огромный вклад в наше воспитание. Это и ее песни со смыслом, и истории, притчи, которые она рассказывала, и практические навыки, уроки шиться, вышивания.

В каждом народе есть свои национальные ценности. Казахская семья отличается большим количеством родственников. Нет понятия – двоюродный или троюродный брат – все вместе родные по крови люди. Проживая в одном ауле, в равной степени родственники поддерживают друг с другом взаимоотношения. Для нас очень важно такое понятие как Асар, когда казахи перешли от кочевого образа жизни к оседлому. Я хорошо помню, как возводили наш дом мои родители. К приезду родственников резался баран, готовился общий обед или ужин. Так наш дом появился всего за два с половиной месяца. Для нас, а также и наших родственников это было большим и радостным событием. Мне кажется, что традиция Асар – поддержки – яркий пример казахской традиции, когда один за всех и все за одного. От других народов мы отличаемся тем, что в казахских семьях много детей и все они постоянно общаются, дружат. Наша семья, которая считается небольшой, постоянно собирается вместе. За большим достарханом встречаются все мои родные и двоюродные братья и сестры, а это как минимум 25-30 человек. Эти посиделки для нас очень важны, потому что во время них мы делимся нашими достижениями, добрыми делами, вспоминаем наших предком. Словом, сохраняется дух семьи. К сожалению, сегодня эта традиция утрачивается, потому что казахские семьи живут отдельно, обособленно. У многих дома нет мудрой бабушки, нет мамы, которая может дать совет, подсказать моменты в воспитании ребенка. Связь между поколениями теряется. Я думаю, что это тенденция многих современных семей, поэтому сегодня мы все больше говорим о духовности, развитии семейной политики на уровне государства. Ее нужно всемерно поддерживать и развивать не только конкурсами на лучшую семью, как это сегодня модно. Требуется развитие инфраструктуры, которая бы позволяла молодой семье поехать отдохнуть в наших красивым местам по приемлемой цене вместе со своими пожилыми родителями. Было бы здорово возродить стремление жить вместе в больших домах.

К сожалению, сейчас почему-то культивируется семейная разобщенность. Если раньше, когда мы выезжали на какие-то мероприятия, то совместное приготовление еды становилось, как сегодня называют, тим-билдингом, то сегодня каждый вносит некую денежную сумму, чтобы оплатить средний счет за себя. Кроме того, нет никакой моральной ответственности родителей за своих детей. Они считаю, что их миссия вырастить чадо и в дальнейшем ребенок должен отвечать за свои поступки сам. Исходя из моего опыта работы, я считаю, что это не совсем правильно, особенно тогда, когда их ребенок совершает серьезное правонарушение, нарушает права одного из членов нашего общества.

 Нужно больше пропагандировать семейные и моральные ценности через средства массовой информации, показывать лидеров по принятию решений, достойные семьи. Считаю неприемлемым, когда у мужчины может быть две-три семьи одновременно и это считается нормой. Или же когда известно, что человек живет не по средствам, попросту ворует, берет взятки, но это воспринимается, как умение жить. Позиция свободы действия и безнаказанности и приводит к тому, что мы сегодня имеем.

– Наравне с искажением истинного смысла национальных традиций сегодня стало тенденцией переписывать историю, тем самым извращая ее…

– Да, имеет место приукрашивание некоторых исторических событий, их трактовка в угоду тем или иным политикам. И это происходит во многих странах. Но я думаю, что в Казахстане достаточно историков, которые смогут, основываясь на реальных событиях, описать подлинную историю нашей страны. Это поспособствует формированию у нас чувство гражданского патриотизма, желания жить в нашей стране, улучшать условия нашего существования, делать Казахстан процветающим. Я смотрю в наше будущее с надеждой. У нас много образованных и прогрессивно мыслящих ученых, имеющих достаточно знаний по истории Казахстана, которые транслирует эти знания молодому поколению, стараются воспитать чувство гордости за свою страну, которое позволило большое количество этнических групп в стране под названием Казахстан. Не каждому народу это удалось. Нам повезло. Я хочу, чтобы чувство гражданского патриотизма, основанное на духовных ценностях, добрых, хороших традициях, которые правильно интерпретируются и пропагандируются в нашей среде, позволило нам приобрести силу духа и выйти из сложной ситуации, в которой находится Казахстан, на новый уровень экономического, социального и культурного развития. 

Анна Ямпольская




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *