Как реструктурировать китайские цепочки поставок
«Старое умирает, а новое не может родиться», – писал итальянский теоретик-марксист Антонио Грамши в начале двадцатого века. Кажется, сегодня мы живем в похожем междуцарствии, также отмеченном «большим разнообразием болезненных симптомов», включая, не в последнюю очередь, разрыв глобальных цепочек поставок и возвращение инфляции. Единственным путем вперед является поддержка развития новых рынков, отраслей и институтов. Но кто будет финансировать эти усилия?
В хорошие времена, характеризующиеся быстрым ростом и высокими прибылями, коммерческие банки и частные рынки могли бы помочь новым и эффективным фирмам собрать достаточный капитал, чтобы приобрести и реструктурировать своих неэффективных и терпящих неудачу партнеров и создать новые цепочки поставок. Но ужесточение финансового регулирования после мирового финансового кризиса 2008 года, а также длительный период низких процентных ставок сделали основные финансовые учреждения более осторожными. Теперь они отдают предпочтение более низким рискам и более коротким временным горизонтам.
В результате уровень долга находится на историческом максимуме, а концентрация рынка существенно возросла, при этом несколько зарегистрированных на бирже компаний пользуются огромной долей рынка, особенно в технологическом секторе. В то же время, когда государственные рынки жестко регулируются, те, кто ищет более высокую доходность, обращаются к менее ликвидным, непрозрачным и менее регулируемым частным рынкам. Согласно отчету McKinsey Global Private Markets Review 2023, общий объем активов частного рынка под управлением (AUM) рос с 2017 года почти на 20% в год и достиг 11,7 трлн долларов в июне 2022 года.
Этот рост был обусловлен охотным принятием фондов прямых инвестиций (PE) с ограниченной ответственностью, которые в основном инвестируют в компании, которые не котируются на бирже или не торгуются на бирже, и фондов венчурного капитала (VC), которые инвестируют в более рискованные стартапы или молодые предприятия с долгосрочным потенциалом. Долгосрочные пенсионные и страховые фонды, как и терпеливые держатели частных активов готовы ждать больших доходов и доверяют фондам прямого и венчурного капитала, в особенности наиболее крупным и опытным из них.
Однако мы пока не знаем, смогут ли частные рынки послужить цели глубокой финансовой реструктуризации. Хотя активы частного рынка росли быстрее, чем общие глобальные финансовые активы, увеличившиеся на 7,7% в 2021 году, они составляют всего 2,4% от общего объема (486,6 трлн долларов). Аналогичным образом, сектор небанковского финансового посредничества (NBFI), в который входят пенсионные фонды, страховщики и инвестиционные фонды, вырос на 8,9% в 2021 году – быстрее своего среднего пятилетнего роста на 6,6%, но все же намного медленнее управляемых активов частного сектора (AUM). Частные AUM составляют всего 4,9% активов NBFI на общую сумму 239,3 трлн долларов.
Кроме того, похоже, что энтузиазм в отношении фондов PE/VC поутих с прошлого лета. После пика в 2021 году объем сделок с частными инвестициями упал на 26% до 2,4 трлн долларов, а количество сделок сократилось на 15%, опустившись ниже отметки в 60 000.
Аналогичная тенденция наблюдается и на китайском рынке PE/VC. В 2022 году объем сделок с частными инвестициями в Китае сократился на 48,7%, до 154,8 млрд долларов, а количество сделок упало на 16%, до 9695. В первой половине 2022 года объем активов под управлением частного рынка Китая рос, но общая сумма – 539 миллиардов долларов США – составила всего 0,7% от общего объема финансовых активов Китая и 2,7% от его активов NBFI.
Но этот разрыв может предоставить Китаю ценную возможность. Китайский рынок PE/VC явно недостаточно развит. Поскольку на долю Китая приходится 18% мирового ВВП, у китайских фондов PE/VC есть значительный потенциал для расширения и поддержки реструктуризации внутренней экономики.
Китайские фонды PE/VC уже обслуживают растущую долю слияний и поглощений (M&A) – более 56% в 2022 году по сравнению с 49% в 2018 году. Сделки по слиянию и поглощению участились после введения карантина из-за COVID-19, а количество венчурных фондов в первой половине 2022 года увеличилось на 61% в годовом исчислении.
Китайские фонды PE/VC имеют две отличительные особенности. Во-первых, значительную роль в этом секторе играют иностранные фонды, предлагающие международный опыт и доступ к рынку. Текущая проблема выражается в значительном сокращении иностранных инвестиции PE/VC в Китае на фоне растущей геополитической напряженности.
В 2022 году в Китае было создано всего 114 новых фондов в иностранной валюте, что более чем на 40% меньше, чем в предыдущем году. А в первом квартале 2023 года было всего 87 случаев, когда фонды в иностранной валюте инвестировали в китайский фондовый рынок, что на 87,5% меньше по количеству и на 57,5% по стоимости по сравнению с предыдущим годом.
Второй отличительной чертой фондов PE/VC в Китае является то, что значительная часть их финансирования поступает от различных уровней правительства. По состоянию на конец 2022 года китайские государственные органы учредили 1531 инвестиционный фонд на общую сумму около 380 миллионов долларов.
На центральное правительство приходится очень небольшая доля этих средств: всего 1,5% по количеству и 7,5% по объему. Фонды центрального правительства, как правило, сосредотачиваются на инвестициях, которые продвигают национальные приоритеты, такие как высокотехнологичное производство, энергетика и защита окружающей среды.
Инвестиционные фонды провинциального и муниципального уровня, в свою очередь, нацелены прежде всего на развитие региональной экономики. В 2022 году на провинциальные правительства приходилось 24,3% инвестиционных фондов по количеству и 38,4% по стоимости, а на муниципальные органы власти приходилось 53,4% и 42,7% соответственно.
Районные и окружные правительства, на которые приходится 20,8% инвестиционных фондов по количеству и 11,4% по стоимости, поддерживают компании, которые могут стимулировать местную экономику. Раньше это означало инвестиции в инфраструктуру, особенно в недвижимость, но приоритет сместился на создание местных рабочих мест и реструктуризацию местной промышленности. Стоимость этих инвестиционных фондов в прошлом году увеличилась почти на 54%.
Для решения проблем, связанных с ростом геополитической напряженности и быстрым старением населения, Китаю необходимо изменить конфигурацию своей промышленности и цепочек поставок. Хотя иностранные инвестиции в сектор PE/VC сокращаются, правительство Китая показало, что оно способно поддерживать «рождение» и развитие частных фондов, предоставляя им возможность предлагать рыночные решения экономических проблем.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет