Как Тараз возвращает себе славу города мастеров - Exclusive
Поддержать

Как Тараз возвращает себе славу города мастеров

Фото предоставлено организаторами II Международной ремесленной выставки в Таразе

Когда-то, в древности, его называли «городом купцов и мастеров». Год назад у Тараза появился шанс вернуть себе былую международную славу, когда The World Craft Council (Всемирный Совет Ремесленников) включил его в свой знаменитый список городов мастеров, наряду с индийским Джайпуром, иранским Ширазом, узбекской Бухарой и т.д. Важно: Тараз первым из казахстанских городов получил это звание и в этом году подтвердил его – недавно в крупнейшем в РК историко-туристическом центре «Шахристан» с успехом прошла II Международная ремесленная выставка.

От караханидских кирпичей до шелковой парчи

Прошла, к слову, на той самой территории, где несколько веков назад находились дома знатных горожан, богатых купцов и ремесленников, были торговые лавки – именно такая часть города в Средние века называлась в наших краях «шахристаном». А уже к стенам шахристана прилегали «рабады», где располагались ремесленные мастерские – это в них создавались те самые шедевры древнего ремесла, что сегодня украшают экспозиции казахстанских (и не только) музеев.

Академик археологии Карл Байпаков писал об одной из самых интересных находок, сделанных на территории Тараза – это керамический светильник в виде юрты со всеми ее элементами: кереге, тундыком и т.д. По мнению ученого, так неизвестный средневековый мастер вспоминал кочевой быт, «цитируя» его в своем творчестве. И это не единственное воспоминание о юрте на древней таразской керамике: на некоторых сосудах эпохи Караханидов можно увидеть символ шанырака.

Еще из длинного списка ремесел, которые были распространены на территории современного Тараза столетия назад: ювелирное искусство (здесь в 2015 и в 2017 гг. были найдены два крупных клада с золотыми и серебряными украшениями); резьба по камню и дереву; валяние войлока и производство тканей, в том числе – шелка и шелковой парчи; кожевенное и стекольное ремесло; кузнечное дело, чеканка и т.д. и т.п. Археолог, кандидат исторических наук Искандер Торбеков особенно выделяет производство кирпичей: «Примерно в XI веке на нашей территории появился знаменитый караханидский квадратный кирпич, который распространился по всей Центральной Азии. Он был настолько качественным и долговечным, что даже в XIX – начале XX веков русские переселенцы, увидев эти мощные кирпичи в кладках наших старинных сооружений, начали разбирать их и строить из них новые дома. Поэтому в городе Тараз до сих пор есть здания начала XX века, построенные из кирпичей XI-XII-XIII веков нашей эры».

Караханидские кирпичи – не единственное доказательство прежней ремесленной славы древнего казахстанского города. Возвращаясь к керамике – в частности, керамике поливной: как писал Карл Байпаков, при раскопках бросалось в глаза разнообразие красок поливы. «Характерно появление новых орнаментов. Это четырехлепестковая розетка, всевозможные виньетки, сложное сплетение стилизованных растительных мотивов».

К сожалению, в отличие от узбекского Риштана, в казахстанском Таразе были почти утрачены традиции керамического ремесла. «Теперь нам предстоит их вспомнить, в том числе, надеюсь, с помощью узбекских коллег», – сказал во время выставки Айдархан Калиев, главный дизайнер Дома моды «Асыл Дизайн» и президент Международной недели моды Aspara Fashion Week, благодаря которой представители мировой fashion-индустрии шесть лет назад впервые услышали слово «Тараз» (в этом году прошел уже 11 сезон AFW). Но Айдархану Калиеву хотелось раскрыть главный потенциал города с богатейшей историей – ремесленный и туристский. Подача заявки в The World Craft Council на включение Тараза во Всемирный список городов ремесленников – это его инициатива, которую поддержали областной и городской акиматы.

«Тараз и Жамбылская область – это первый пример успешного диалога между ремесленниками и властью в Казахстане», – сказал Азизбек Муртазаев, президент Всемирного Совета Ремесел Азиатско-Тихоокеанского Региона.

В налоговом законодательстве РК нет термина «ремесленник»

И статус Тараза как Всемирного города ремесленников – один из результатов этого диалога, равно как и проведение уже двух международных ремесленных выставок. Причем за семь месяцев, что прошли между выставками, город и область продемонстрировали большой рост – это отметили международные эксперты.

Фото: Гульнар Танкаева

«Сегодня город опять демонстрирует, что не зря получил этот статус, – сказала Айжан Беккулова, председатель Союза ремесленников Казахстана, на пресс-конференции, посвященной II выставке. – Продукция мастеров стала значительно разнообразнее и выше качеством. То, что ремесленники почувствовали себя востребованными, нужными, то, что они поняли – от них зависит уровень города, его узнаваемость, и даже в чем-то его экономика (мы же говорим о туризме), делает их более ответственными и вдохновляет на новые творческие поиски. И это не может не радовать – что именно Тараз, город с таким большим историческим прошлым, становится флагманом ремесленничества нашей страны. Я благодарна администрации города и области за то, что они поняли проблемы наших мастеров».

Проблемы, которые нужно решать даже не столько на городском или областном, сколько на государственном уровне: достаточно сказать, что в нашей стране до сих пор не определен статус ремесленника – то есть в налоговом законодательстве РК нет такого термина. Выставка, которая должна стать регулярной, будет, в том числе, как обещают организаторы, местом для обсуждения проблем и вопросов, существующих в этой области. Вопрос о статусе – один из первых.

Как сказал во время круглого стола «Тараз – город ремесленников: история и современность» знаменитый казахстанский мастер из Шымкента, глава целой династии ремесленников Болатбек Бейсбеков: «Если государство будет поддерживать ремесло – в стране сами собой решатся многие вопросы, в том числе языковой. Но сколько было депутатов, сколько акимов и другого начальства – ни один из них не переживал по-настоящему за казахское ремесло. А ремеслу нужен человек, который бы заботился о нем как отец с матерью заботятся о ребенке».  

Это надо везти в Санта-Фе!

Болатбек Бейсбеков и его сын Берик провели во время II Международной ремесленной выставки мастер-класс. Один из нескольких: были мастер-классы по ковке, кожевенному ремеслу, войлоку, декоративной росписи, вышивке и деревообработке. Самое классное, что они проходили на территории Шахристана – но в юртах. Так даже у случайных прохожих создавалось то особенное настроение, о котором говорили эксперты.

«Было бы хорошо, если бы в следующий раз перед началом фестиваля мастера прошли по городу в праздничном шествии, как это делается в Узбекистане», – порекомендовала председатель Союза ремесленников Казахстана Айжан Беккулова.

«Жители Тараза должны чувствовать, что у них в городе – праздник», – сказал Азизбек Муртазаев.

Кстати, президент Всемирного Совета Ремесел Азиатско-Тихоокеанского Региона несколько раз во время выставки в Таразе произнес фразу: «Это надо везти в Санта-Фе!». Самая крупная в мире ярмарка народного творчества (или даже так – декоративно-прикладного искусства) проходит в американском городе Санта-Фе с 2004 года – за эти почти 20 лет она стала главным событием для мастеров всего мира, своеобразным «Оскаром» в сфере народного ремесла. Казахстанцы не раз становились ее участниками: ювелиры, вышивальщики, мастера по изготовлению музыкальных инструментов и др. После выставки в Таразе Азизбек Муртазаев считает, что на фестиваль в Санта-Фе непременно нужно ехать кузнецу, ювелиру, изобретателю, удивительному художнику Абдулле Наурызбаеву из Шымкента – вместе с его творениями, которые произвели фурор в Таразе. В Санта-Фе будет то же самое, – говорят международные эксперты и зарубежные участники выставки (из Индии, Узбекистана, Франции, Туркменистана, Кыргызстана и др.).

Фото: Гульнар Танкаева

…Похоже, Тараз, бывший века назад главным городом Таласской долины, крупным мегаполисом на Великом Шелковом пути, городом купцов и ремесленников, «вспоминает» свою прежнюю миссию – быть центром обмена не только товарами, но и знаниями, идеями и опытом. То есть настоящим городом мастеров.

Гульнар Танкаева




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.