Индия как альтернатива Китая для США
Нет других двусторонних отношений, которые бы в течение последних двадцати лет углублялись и укреплялись так быстро, как отношения между США и Индией. Более того, предстоящий визит Нарендры Моди в США станет уже восьмым по счёту, с тех пор как он стал премьер-министром Индии, и вторым с тех пор, как вступил в должность президент США Джо Байден. США получат от этой возросшей близости как минимум столько же, сколько и Индия.
Индия недавно обогнала Китай по численности населения, а её экономика, хотя пока что и меньше по размерам, растёт быстрее. Более того, у Индии сегодня самая быстрорастущая крупная экономика в мире: размеры её ВВП уже выше, чем у Великобритании, а вскоре она обгонит и Германию. И поэтому Индия представляет собой очень крупный экспортный рынок для США, в том числе для экспорта оружия.
Однако коммерческие возможности – это лишь начало. В нынешнюю эпоху обострения геополитического соперничества США ищут партнёров, которые бы помогли им противодействовать растущему влиянию – и напору – Китая (и его всё более тесного союзника России). Индия является очевидным партнёром для дружественных демократических стран Запада, однако в реальности она представляет собой «колеблющуюся страну» («swing state») в борьбе за определение будущего всего Индо-Тихоокеанского региона и мирового порядка в целом. США не могут допустить, чтобы она склонилась в сторону нового российско-китайского альянса.
Взять, к примеру, стремление Америки укрепить устойчивость производственно-сбытовых цепочек с помощью так называемого «френдшоринга» (перенос производства в дружественные страны). Как объясняла министр финансов Джанет Йеллен, Индия входит в число «доверенных торговых партнёров», с которыми США «активно углубляют экономическую интеграцию», стараясь диверсифицировать торговлю и сократить долю «стран, создающих геополитические риски и риски для безопасности» её производственных цепочек.
Индия также необходима для поддержания мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе. Примером здесь служит её военное противостояние с Китаем, продолжающееся уже 38-й месяц. Отказываясь отступить, Индия открыто бросает вызов китайскому экспансионизму и одновременно затрудняет Китаю движение на Тайвань. Байден не комментирует эту конфронтацию, но определённо уделяет ей внимание. О многом говорит тот факт, что министр обороны Ллойд Остин и советник по национальной безопасности Джейк Салливан в июне посетили Нью-Дели.
Индия уже проводит с США больше совместных военных учений, чем любая другая держава, а к 2020 году она подписала все четыре «фундаментальных» соглашения, которые имеются у Америки со всеми союзниками. Это означает, что обе стороны, среди прочего, предоставляют взаимный доступ к военным объектам друг друга и делятся геопространственными данными, полученным с помощью авиационных и спутниковых сенсоров. Участие Индии в «Кваде» (вместе с США, Австралией и Японией) придало этой группе столь необходимый стратегический вес.
Укрепление стратегических отношений с Индией – это один из тех редких вопросов, вокруг которого в США сложился консенсус обеих главных партий. Приглашение выступить перед Конгрессом США Моди получил от лидеров и демократов, и республиканцев, став первым руководителем Индии, который сделает это уже во второй раз.
Однако множество скептиков на Западе считают, что попытки США закрепить стратегические связи с Индией принесут разочарование. Например, один комментатор недавно заявил, что Индия никогда не станет союзником США, а другой утверждал, что отношение к Индии как к ключевому партнёру не поможет Америке в геополитическом соперничестве с Китаем.
Главные опасения вызывает твёрдое намерение Индии сохранять стратегическую независимость. Хотя после прихода Моди к власти Индия редко вспоминает о политике неприсоединения, на практике она является страной мультиприсоединения. Углубляя партнёрства с демократическими державами, она одновременно сохраняет традиционно тесные отношения с Россией.
Однако отношения Индии с США и Россией явно движутся в противоположных направлениях. Индия выстраивает широкое и многогранное партнёрство с США, которое охватывает все стороны – от сотрудничества в сфере полётов человека в космос до создания устойчивой цепочки производства полупроводников, в то время как отношения с Россией сейчас явно ограничиваются почти исключительно обороной и энергетикой.
И всё же Индия не готова начать избегать Россию, как это стал делать Запад после вторжения в Украину. Немаловажная причина этого в том, что Индия до сих пор рассматривает Россию как ценный противовес Китаю. По мнению Индии, Китай и Россия совершенно не являются естественными союзниками; это естественные конкуренты, которые были вынуждены сблизиться из-за политики США. Китайско-российская стратегическая ось не отвечает интересам ни Индии, ни Америки, но – к большому разочарованию Индии – США, похоже, мало заинтересованы в пересмотре своей политики.
Это не единственная область, где, по мнению Индии, американская политика подрывает интересы безопасности Индии. Индия считает проблемой требование Америки сохранять строгие санкции против Мьянмы и Ирана, хотя при этом она нянчится с Пакистаном, где стали нормой массовые аресты, исчезновение людей и пытки. Сейчас Америка грозит ввести визовые санкции против чиновников светского правительства Бангладеш (ведущего, кстати, битву с исламистскими силами), если она сочтёт, что эти официальные лица подрывают свободу выборов, которые должны состояться в начале следующего года.
США не привыкли, чтобы партнёры бросали им вызов. В их традиционных альянсах, соответствующих стилю Холодной войны, США занимают позицию «центра», а союзники играют роль «спиц». Но так никогда не будет с Индией. Как признаёт Курт Кэмпбелл, отвечающий в Белом доме за азиатскую политику, «Индия обладает уникальным стратегическим характером» и «желанием быть независимым, могущественным государством». Индия будет не клиентом США, а «ещё одной великой державой».
Кэмпбелл прав. Но это не означает, что также правы и скептики. Хотя традиционный альянс на основе некоего пакта с Индией невозможен, своеобразный мягкий альянс, к которому стремятся США и который не требует никаких пактов, но зато включает (и это подчёркивает Кэмпбелл) «связи на уровне людей» и сотрудничество в сфере «технологий и тому подобных направлений», может принести выгоду обеим сторонам.
США и Индию объединяют общие стратегические интересы, в частности, сохранение придерживающегося правил и свободного от принуждения Индо-Тихоокеанского региона. Пока Китай остаётся на своём нынешнем курсе, на таком же курсе будут оставаться и индо-американские отношения.
Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org
Комментариев пока нет