Нобелевская премия
Поддержать

Нобелевская премия

Абу Алиев


«Зал этот удивляет своей высотой, простором. Теперь он весь декорирован цветами и переполнен народом: сотни вечерних дамских нарядов, в жемчугах и бриллиантах, сотни фраков, звезд, орденов, разноцветных лент и всех прочих торжественных отличий. В пять без десяти минут весь кабинет шведских министров, дипломатический корпус, Шведская Академия, члены Нобелевского комитета и вся эта толпа приглашенных уже на местах и хранит глубокое молчание. Ровно в пять герольды с эстрады возвещают фанфарами появление монарха. Фанфары уступают место прекрасным звукам национального гимна, льющимся откуда-то сверху, и монарх входит в сопровождении наследного принца и прочих членов королевского дома. За ним следует свита и двор… Открывает торжество председатель Нобелевского фонда. Он приветствует короля и лауреатов»



Это яркое описание торжественного акта вручения нобелевских премий принадлежит перу лауреата Нобелевской премии по художественной литературе Ивану Бунину. С тех пор прошло много лет, но ничего не изменилось (http://www.takdim.cz/index.php?option=com_content&task=view&id=12&Itemid=3).
Нобелевская премия (швед. Nobelpriset, англ. Nobel Prize) – наиболее престижная международная премия, присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Присуждаются с 1901 года ежегодно за достижения в следующих областях деятельности:
физика – Швеция;
химия – Швеция;
медицина и физиология – Швеция;
литература –  Швеция;
защита мира –  Норвегия.
Кроме того, вне связи с завещанием Нобеля с 1969 года в Швеции присуждается премия его имени по экономике. Она присуждается на тех же условиях, что и другие нобелевские премии. В настоящее время размер Нобелевской премии составляет 10 млн шведских крон (около 1,5 млн долларов США) (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B0%BC%D0%B8%D1%8F).


Заботы «торговца смертью»
Альфред Нобель был одним из богатейших людей конца XIX века. Свое состояние он нажил благодаря изобретению динамита и созданию целой империи по производству взрывчатых веществ, охватывавшей 20 стран. В 1888 году умер его брат Людвиг. Одна из французских газет в некрологе по ошибке известила о смерти «торговца смертью». Это привело Альфреда в такой ужас, что он переписал завещание, и теперь большая часть его состояния – около 9 млн долларов – должна была быть использована для ежегодного присуждения пяти премий: по литературе, за борьбу за мир, а также «за научные достижения, приносящие наибольшую пользу человечеству» (http://nobel-laureates.iatp.by/100premii.html).
Нобель скончался 10 декабря 1896 года. В своем знаменитом завещании, написанном в Париже 27 ноября 1895 года, он сформулировал:
«Все мое оставшееся реализуемое состояние распределяется следующим образом.
Весь капитал должен быть внесен моими душеприказчиками на надежное хранение под поручительство и должен образовать фонд; назначение его – ежегодное награждение денежными призами тех лиц, которые в течение предшествующего года сумели принести наибольшую пользу человечеству. Сказанное относительно назначения предусматривает, что призовой фонд должен делиться на пять равных частей, присуждаемых следующим образом: одна часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие или изобретение в области физики; вторая часть – лицу, которое добьется наиболее важного усовершенствования или совершит открытие в области химии; третья часть – лицу, которое совершит наиболее важное открытие в области физиологии или медицины; четвертая часть – лицу, которое в области литературы создаст выдающееся произведение идеалистической направленности; и, наконец, пятая часть – лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов миролюбивых сил.
Награды в области физики и химии должны присуждаться Шведской королевской академией наук; награды в области физиологии и медицины должны присуждаться Каролинским институтом в Стокгольме; награды в области литературы присуждаются (Шведской) академией в Стокгольме; наконец, премия мира присуждается комитетом из пяти членов, выбираемых норвежским стортингом (парламентом). Это мое волеизъявление, и присуждение наград не должно увязываться с принадлежностью лауреата к той или иной нации, равно как сумма вознаграждения не должна определяться принадлежностью к тому или иному подданству» (http://n-t.ru/nl/npni.htm).
После оглашения завещания разразился скандал. Один за другим затевались судебные процессы. По самым скромным подсчетам, стоимость имущества Нобеля оценивалась в 33 233 792 шведские кроны (около 62 млн фунтов стерлингов по нынешнему курсу), и все эти деньги шли на создание фонда! Наследникам оставалась дырка от бублика – примерно два миллиона на всех. Сущие пустяки, учитывая количество претендентов.
Все имущество Альфреда Нобеля было разбросано по миру: особняк в Ницце, дом в Париже, бесчисленные мастерские, фабрики и лаборатории в Финляндии, России, Германии, Италии, Англии… Для исполнения воли покойного наспех сколотили целую группу стряпчих, которые сбившись с ног мотались по свету, пытаясь продать имущество без излишних бюрократических проволочек. Положение усугублялось тем, что еще при жизни Нобель успел испортить отношения со многими правительствами. Во Франции, например, изобретателя динамита вообще считали военным шпионом. Да и в самой Швеции король публично осуждал его. Вдобавок рассеянный Альфред даже не удосужился заверить свое завещание у нотариуса, чем дал отличный повод родственникам отсудить миллионы (http://www.fptl.ru/history/Istorija%20nobelevskih%20premij.html)!
В состав Нобелевской премии входят: золотая медаль с изображением А. Нобеля и надписью «Альф. Нобель. С 1833 по 1896», диплом, денежный чек (ныне сумма составляет около 1 млн долларов). Дата 10 декабря 1901 года была приурочена к 50-летию со дня смерти А. Нобеля и 100-летию со дня рождения его отца. В этот день Нобелевская премия была вручена шести лауреатам. Вот их имена: В. Рентген (физика), Я. Ван-Гоф (химия), Э. Беринг (физиология и медицина), Р. Сюли-Прюдом (художественная литература); пятую премию – за укрепление мира – разделили А. Дюнан и Ф. Пасси (http://www.takdim.cz/index.php?option=com_content&task=view&id=12&Itemid=3).
Присуждение нобелевских премий поручено Королевской Академии наук в Стокгольме (по физике, химии, экономике), Королевскому Каролинскому медико-хирургическому институту в Стокгольме (по физиологии и медицине) и Шведской академии в Стокгольме (по литературе); в Норвегии нобелевские премии мира присуждает Нобелевский комитет парламента. Нобелевские премии не присуждаются посмертно (http://taina.aib.ru/historical-events/nobelevskaja-premia.htm).
Церемония вручения премий проходит 10 декабря в Копенгагене и Осло. Премии по физике, химии, физиологии и медицине, литературе и экономике вручает в Копенгагене в Концертном зале король Швеции, Нобелевская премия мира вручается председателем Норвежского нобелевского комитета в Осло в присутствии короля Норвегии и членов королевской семьи. Премия включает золотую медаль, диплом и денежное вознаграждение. Лауреаты представляют нобелевские лекции, публикуемые в специальном издании «Нобелевские лауреаты». С 1946 года Фонд Нобеля решением риксдага освобожден от уплаты налогов. Средства фонда пополняются за счет доходов от инвестиционной деятельности (в США коммерческая деятельность фонда была освобождена от налогов в 1953 г.) и благотворительных пожертвований (http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/NOBELEVSKIE_PREMII.html).


Курьезы нобелевских премий
Нобель не оставил инструкций о том, как выбирать ученых для присуждения премии. Правила были разработаны после его смерти (в 1896 г.) и с тех пор остаются практически неизменными. Кандидаты выдвигаются в основном нобелевскими комитетами, которые состоят из 3–5 ученых, чаще всего шведских. Члены комитетов выбираются на 9 лет организациями, присуждающими премии. В своей работе комитеты руководствуются многочисленными неписаными правилами. Решения комитетов обычно не оспариваются, но бывают исключения. Так, в 1906 году Шведская королевская академия наук отказалась принять решение Нобелевского комитета о присуждении премии Д.И. Менделееву за периодическую таблицу элементов, и премия была присуждена Ф. Муассану за открытие фтора. Это решение было принято под давлением С. Аррениуса, получившего Нобелевскую премию в 1903 году за теорию электролитической диссоциации, ярым противником которой был Д.И. Менделеев. Дмитрий Иванович умер в 1907 году, так и не получив Нобелевской премии.
Три четверти века механизмы принятия решений нобелевскими комитетами оставались тайной, но в 1974 году Нобелевский фонд объявил, что закрытыми остаются только архивы за последние 50 лет. Оказалось, что члены комитетов затруднялись не только с интерпретацией слов Нобеля «приносящие наибольшую пользу человечеству», но даже просто с определениями физики и химии. По этой причине в 1923 году астрофизики Дж. Хейл и А. Деландр не получили премии – члены комитета посчитали, что астрофизика относится к астрономии, а по астрономии премии не присуждаются.
Архивы свидетельствуют и о том, что Нобелевский комитет неоднократно откладывал присуждение премии Альберту Эйнштейну за теорию относительности. Член комитета А. Гуллстранд, лауреат премии по физиологии и медицине 1911 года, считал, что теория относительности не выдержит проверки временем. А член Шведской королевской академии наук и Нобелевского комитета по физике Б. Хассельберг, протестуя против присуждения премии Эйнштейну за общую теорию относительности, писал в 1921 году: «Крайне маловероятно, что Нобель имел в виду такие спекуляции, как эта». В результате академия вообще отложила присуждение премии в том году. На следующий год молодой член академии К.В. Озеен предложил все-таки присудить премию 1921 года Эйнштейну, но не за теорию относительности, а за открытие закона фотоэффекта, который был доказан экспериментально (http://www.fptl.ru/history/Istorija%20nobelevskih%20premij.html).
В некоторых случаях решения о присуждении премий были ошибочными. Так, в 1949 году премию по физиологии или медицине получил португальский нейрохирург А.Е. Мониц за разработанную им в 1935 году операцию на головном мозге (префронтальная лоботомия). Однако многие медики считали, что она приносит больше вреда, чем пользы. Правительство Португалии запретило проведение этой операции, а затем от нее отказались и в других странах.
Особой критике подвергается правило, запрещающее присуждение премии в одной области науки более чем трем ученым одновременно. Особенно жаркие дебаты разгорелись три года назад, когда Нобелевскую премию за исследования регуляторной роли оксида азота в сердечно-сосудистой системе присудили трем ученым из США – Ф. Мураду, Р. Ферчготту и Л. Игнарро. Однако не меньший вклад в изучение биологической роли оксида азота внесли А.Ф. Ванин (Россия) и С. Монкада, директор Института биомедицинских исследований в Лондонском университете, премию не получившие.
Роль коллективных исследований в современной науке с каждым годом возрастает, поэтому многие ученые предлагают вручать премии целым институтам, как это уже имело место с Нобелевской премией мира в 1999 году – она была присуждена французской организации «Медицина без границ». Однако другие ученые возражают против этого. Например, У. Гилберт, лауреат премии по химии 1980 года, говорит, что открытия делают отдельные ученые, а не институты. Разве кто-нибудь помнит об институтах, в которых работал Эйнштейн? (http://nobel-laureates.iatp.by/100premii.html.)


Откуда берутся средства?
Нобелевские премии за 108 лет своего существования уже настолько приелись, что ничего, кроме легкого любопытства – ну и кто там в этот раз отгребет по 1,5 «лимона» американских рублей? – не вызывают. Странно другое: откуда ежегодно Нобелевский комитет берет такие деньги? Он не добывает нефть, не варит сталь, даже наркотиками не торгует, а деньги у него, как неразменный пятак, не кончаются. Ничего странного, скажете вы. Нобель оставил огромное наследство, из процентов на этот капитал и выдают премии. Как бы не так! От наследства Нобеля еще около полувека назад остался один пшик (http://totoiono.fspace.ru/nobelevskaya_premiya_otkuda_na_neyo_berutsya_sredstva).
Для своего времени Нобель был очень зажиточным человеком, но сегодня не попал бы даже в первую сотню олигархов по версии журнала «Форбс». В современных деньгах он оставил на премии своего имени приблизительно $450 млн – капитал среднего по нынешним меркам инвестиционного фонда. Таких фондов в мире за 108 лет существования Нобелевской премии были десятки тысяч. Они учреждались, раздувались, как мыльные пузыри, и лопались. И только Нобелевский фонд продолжает исправно выдавать ежегодные дивиденды в виде миллионных вознаграждений. Случай уникальный, второго такого фонда в мировой финансовой практике до сих пор не наблюдалось.
Управляет фондом совет из семи директоров и двух вице-директоров. Все они – выдающиеся ученые и уважаемые в Швеции люди. Исполнительные директора сменяются крайне редко. С 1992 года на этом посту трудится Михаэль Сульман, который до этого работал директором государственного бюджета в Министерстве финансов и заместителем госсекретаря внешней торговли в Министерстве иностранных дел и торговли Швеции.
Были времена, когда крах Нобелевского фонда, казалось, был неминуем. Альфред Нобель завещал перевести свой капитал в шведские государственные облигации и запретил приказчикам использовать для его наращивания другие финансовые инструменты. На склоне жизни Нобеля прибыльность облигаций составляла от 4 до 5% в год, а для выплаты всех премий с избытком хватало 3%. Но после мировых войн и Великой депрессии государственные бумаги обесценились почти на 5000%, и с тридцатых годов премии выдавались уже из основного капитала фонда.
Спас Нобелевскую премию шведский банкир Якоб Валленберг, взявший в 1951 году в свои руки управление финансами фонда. В первую очередь банкир нарушил завещание покойника. Пользуясь связями в правительстве, он договорился погасить облигации, а наличность инвестировал в американскую экономику. В американскую, поскольку Валленберг параллельно договорился с Минфином США, что его инвестиции освободят в Америке от налогов. С тех пор американским ученым почему-то очень везет на нобелевские премии (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31149/).
Конечно, это было вопиющим нарушением нобелевской этики, но банкиру Валленбергу было безразлично, ведь он делал деньги. И если нобелевский престиж для своих ученых американское правительство было готово купить, то этот престиж нужно было продать по максимально высокой цене. После Якоба Валленберга финансовым менеджментом фонда занимались только профессионалы. Якоба сменил его родной брат Маркус, тоже банкир, а последнего – еще один шведский банкир Густав Содерлунд, который открыл для фонда золотую жилу – торговлю недвижимостью.
Совет директоров фонда не сам управляет инвестициями, а поручает это специалистам. Поработать на фонд, несмотря на небольшие личные бонусы, считали честью лучшие финансовые головы. Сам факт управления активами фонда служил лучшей рекомендацией для их последующего трудоустройства – в компаниях, где вознаграждение за труд начинается с пятизначных чисел.
Наибольшую частицу своих капиталов фонд держит в американских (24% портфеля) и европейских (22%) ценных бумагах, поэтому с началом кризиса он попал в очень непростую ситуацию. Однако за более чем сто лет он попадал и не в такие переделки, поэтому нет оснований бояться, что лица новых лауреатов Нобелевской премии оскорбительно будут делать гримасу, взглянув на цифру в чеке, который им вручит король Швеции (http://totoiono.fspace.ru/nobelevskaya_premiya).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *