Латифа Саид верит, что художники могут работать с правительством - Exclusive
Поддержать

Латифа Саид верит, что художники могут работать с правительством

Она привезла в Алматы из Дубая порванный ковер и тонну песка. А еще – океан смыслов, которые она вложила в свои работы сама и которые придумывают другие люди, когда видят ее работы. Она – это художница из Объединенных Арабских Эмиратов Латифа Саид, но она не рисует картины и не лепит скульптуры: Латифа работает в science-art – области современного искусства, где произведение (арт-объект?) создается на стыке науки, искусства и технологий. На самом деле это очень интересно. И даже странно, что это направление возникло не так давно и до сих пор формируется: потому что (по крайней мере, если судить по работам Латифы Саид) это то, чего так долго ждали и от искусства, и от науки, и что может помочь нам обдумать мир, в котором мы сегодня живем.

На персональной выставке Латифы Саид в Almaty Gallery представлено девять работ в разных техниках, но главное действующее лицо – песок. Он – и художественный материал для Латифы Саид-художника, и объект исследования для Латифы Саид-ученого (у нее степень бакалавра в области искусств и наук). И так же, как ее коллеги, работающие в классических жанрах, признаются, что особенно любят, скажем, бронзу, так и Латифа говорит, что ей больше других материалов нравится песок – прежде всего из-за его значения, которое вкладывает в него прежде всего она.

Когда в 2020-м сделала работу «Исчезающие ландшафты»: песок, заключенный между двумя листами стекла, нагревается, и возникает эффект, как в мокрой акварели – как сказала куратор выставки Валерия Ибраева, «спонтанные растекания плавленного стекла и плавленного песка». Эти разводы, возникшие совершенно независимо от воли художника, напоминают о том, что даже пески – невечны и преходящи. Так преходящими оказались ландшафты пустыни ОАЭ, сегодня теснимые небоскребами.

«Это исследование о связи человека с землей и ее уменьшающейся форме из-за изменения окружающей среды и чрезмерного строительства, – написала художница на своем сайте. – Я исследую идентичность через почвы развивающейся страны».

Как продолжение темы – работа, что так и называется, «Пустыня». Только пустыня здесь – это уже кирпичи из песка, и это как раз яркий пример из области science-art: сегодня Латифа Саид вместе со швейцарскими учеными занимается экспериментом, результатом которого должна стать специальная связующая субстанция, что поможет спрессовать песок в кирпичи. А из них потом будут дома.

И самое необычное-песочное на этой выставке – это работа «Архив». 180 прозрачных колб, в каждой – песок, вернее – пески, потому что они разные по цвету, и, кажется, даже по размеру песчинок: где-то мельче, где-то крупнее. Все эти образцы взяты из разных регионов ОАЭ: от знаменитой дубайской «Пальмы» (искусственного острова) до местечка Маргам близ нефтегазового месторождения, от Шарджи до Абу-Даби. «На самом деле исследование еще не закончено, – говорит Латифа Саид. – Я работаю вместе с учеными, и они рассказали мне много интересного. Рассматривая песок под микроскопом, можно сделать выводы об экологической ситуации в регионе и о многом другом».

«Конечная цель этой работы, этой экспозиции и вообще моего искусства, – продолжает Латифа Саид, – представить художника как «актора», который способен влиять на будущее, на улучшение жизни». Она на самом деле в это верит – у входа на выставку можно прочесть слова из кредо эмиратской художницы: «Я верю, что художники могут работать с учеными, математиками и правительством». И если science-art – это о том, чтобы осмыслить этот мир и то, что происходит вокруг тебя – Латифе Саид очень повезло. Вокруг нее явно происходит много интересного, прогрессивного и того, во что сложно поверить: достаточно напомнить, что Объединенные Арабские Эмираты как независимое государство возникли чуть больше 50 лет назад. А потом случилось эмиратское экономическое чудо.  

Название выставки в Almaty Gallery – «Черный Силуэт» – отсылает к традиционному арабскому платью – абайе и нашему штампованному представлению о женщинах ОАЭ. Уже через минуту пребывания на выставке вы понимаете всю ироничность этого названия. А еще через минуту – как много общего у наших народов (что, к слову, заметила и Латифа). Например, бедуинский шатер – традиционное жилище обитателей пустыни, это bait al shaar, дословно – «шерстяной дом». Ну как у нас киіз үй.

P.S. Что касается порванного ковра. Это одна из самых интересных и драматичных работ Латифы Саид – изначально она называлась «Напряжение». Художница увидела этот ковер где-то в Абу-Даби – его выбросили за ненадобностью, и решила, что он иранский – по знакомым узорам. Сразу возникла идея работы: максимально растянуть ковер между двумя крюками и таким образом создать тревожащее чувство напряжения. То самое чувство, что возникает у многих при словах «Ближний Восток» и «Иран». Но, когда ковер оказался в Алматы, куратор Валерия Ибраева обнаружила на его изнанке ярлычок Ташкентской ковровой фабрики – и, наверное, это тот самый случай, когда арт-объект сам подсказал дополнительный смысл. Наш регион тоже сегодня не избавлен от напряжения. Правда, по прошествии времени (это работа 2019 года) Латифа Саид решила поменять название, и сегодня порванный ковер, растянутый под потолком – это «Пропаганда». Что, кстати, не отменяет его актуальности для наших мест.  

Гульнар Танкаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.