Китай становится крупнейшим в мире авто экспортёром - Exclusive
Поддержать

Китай становится крупнейшим в мире авто экспортёром

Мощный подъём экономики, ожидавшийся многими после завершения политики нулевого Covid в Китае, пока что не материализовался. Но это не столь уж удивительно и гораздо легче объяснить, чем полагают многие обозреватели.

Предполагалось, что завершение карантинов Covid-19 поднимет сильную волну отложенного спроса. В реальности же темпы роста совокупного спроса, которые замедлились ещё до пандемии, вернулись на прежнюю траекторию. Китайцы стали больше путешествовать, социализироваться и обедать в ресторанах, тем не менее темпы роста потребительских расходов домохозяйств оказались сдержанными. Объёмы инвестиций в капитальные активы не восстановились.

За немногими исключениями (например, в секторе электромобилей NEV) экономическая активность оставалась подавленной. В результате темпы роста оказались намного слабее, чем ожидалось. В первом квартале темпы роста реального ВВП достигли 4,5%, но, как ожидается, во втором квартале они будут ниже. Базовая инфляция колеблется около нуля, а индекс цен производителей находится на отрицательной территории.

Впрочем, сложившаяся ситуация, вероятно, объясняется временными обстоятельствами. Когда в начале года к работе приступило новое правительство страны, оно не стало сразу принимать всесторонний пакет мер для содействия восстановлению экономики после пандемии.

Следует отметить, что во второй половине прошлого года китайское правительство предприняло ряд мер, призванных смягчить проблемы домохозяйств и предприятий. Но эти меры были недостаточно широкими, особенно в секторе недвижимости, на долю которого в Китае приходится примерно 40% ежегодных инвестиций в капитальные активы. Рыночные ожидания обвала цен на жильё тяжелым грузом повисли на балансах домохозяйств и сдерживали новые покупки недвижимости.

Тем временем местные власти столкнулись с серьёзными финансовыми ограничениями. Долговая позиция (с учётом процентов) финансовых платформ местных органов власти резко ухудшилась, что стало препятствовать инвестициям в инфраструктуру. Хотя у корпоративного секторы финансовые ограничения оказались не так сильны, на частные инвестиции негативно влияет отсутствие деловой уверенности. Прибавьте сюда спад занятости и зарплат из-за пандемии Covid-19, и станет совершенно очевидной необходимость в мерах господдержки.

К счастью, пакет мер, направленных на поддержку восстановления экономики, уже готовится. Как стало понятно после недавнего брифинга Государственного комитета по развитию и реформам КНР, такой пакет может включать меры, нацеленные на повышение зарплат и поддержку домохозяйств с низкими доходами для стимулирования потребительских расходов.

Кроме того, могут быть ослаблены финансовые ограничения для девелоперов, что оживит сектор недвижимости. Народный банк Китая явно собирается снизить ставки кредитования ещё больше для стимулирования заимствований. А центральное правительство, судя по всему, рассмотрит возможность частичного обмена долгов местных властей, или же попросит государственные банки предоставить долгосрочные кредиты с целью расширения возможностей расходов у местных органов власти.

Конечно, китайские власти не могут решить сразу все проблемы, с которыми столкнулась экономика. Глобальные геополитические сдвиги, особенно ухудшение отношений Китая с США, несомненно, затормозят восстановление китайской экономики в краткосрочной перспективе. Однако пока не ясно, каким будет среднесрочный и долгосрочный эффект. Вполне возможно, что после краткосрочных шоков перед Китаем (страны, которая умеет процветать в условиях нестабильности и кризиса) откроются долгосрочные возможности.

Китай уже отреагировал на повышение нестабильности во внешней среде: он расширяет и защищает свой доступ к стратегическим ресурсам, в частности энергоносителям и критически важным минералам, либо укрепляя партнёрства с соответствующими странами, либо преодолевая зависимость от иностранных поставщиков. На рынке редкоземельных элементов Китай уже доминирует.

Стратегическое мышление и экономическая устойчивость Китая нашли отражение в новейшем быстром росте экспорта электромобилей NEV. После шока пандемии и геополитического кризиса, спровоцированного Украинской войной, китайские автопроизводители увидели для себя шанс увеличить экспорт NEV в регионы, которые стремятся ускорить переход к зелёной экономике, например, в Европу.

Статистика китайской индустрии NEV говорит сама за себя. В 2021 году Китай обогнал Южную Корею по общим объёмам экспорта автомобилей, а в прошлом году – Германию. В этом году Китай, как ожидается, экспортирует четыре миллиона автомобилей (значительная доля придётся на электромобили NEV), обогнав Японию и став крупнейшим в мире автоэкспортёром. В то же время для увеличения спроса на электромобили внутри страны правительство продлит освобождение от налога на покупку NEV ещё на четыре года.

Все эти данные показывают, что инициированные США усилия по запрету экспорта микрочипов в Китай в долгосрочной перспективе будут иметь ограниченное значение. Намного вероятней, что они подтолкнут Китай к снижению зависимости от технологических производственных цепочек, в которых участвуют США и их партнёры, либо путём сдвигов в торговых отношениях, либо с помощью отечественных инноваций.

И здесь хорошо помогает децентрализованная экономическая структура Китая. Потоки сложной технологической продукции, вероятно, охватят десятки городов и будут управляться тысячами фирм – госпредприятиями, отечественными частными фирмами и компаниями, принадлежащими иностранцам.

Когда какой-либо сектор экономики в Китае начинает бурно расти, туда обычно стекаются инвесторы и компании, в том числе благодаря мерам поддержки и субсидиям, которые могут предлагать местные власти. Это позволяет значительно ускорить развитие данной отрасли, даже если это отрасль с высокими технологическими порогами, для достижения которых требуются огромные инвестиции (и большое количество талантливых кадров). Например, запланированный компанией Tesla новый аккумуляторный завод Megapack в Шанхае создаст новые стимулы для развития китайского сектора электромобилей, подобно тому, как с 2019 года это происходит с заводом Gigafactory.

Разумеется, как только технологический порог пересечён, огромные инвестиции в новые процветающие отрасли могут создать проблемы, в частности, формирование избыточного капитала, при этом фирмы-первопроходцы могут пострадать больше всех. Но как показывает история китайской индустрии производства солнечных панелей, ситуация со спросом может стабилизироваться или улучшаться, оживляя этот сектор. Иными словами, уверенный экономический рост ещё может материализоваться, даже если макробум пока далёк.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Чжан Цзюн

Декан Школы экономики в Фуданьском университете, директор Китайского центра экономических исследований (Шанхай).




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *