Дарига Назарбаева: всё в силе и продолжение следует? - Exclusive
Поддержать

Дарига Назарбаева: всё в силе и продолжение следует?

В принципе, об этом персонаже из списка тех, кто так или иначе представлял из себя конкурента для личной власти Нурсултана Назарбаева, можно было не говорить. Но и без этого нельзя – точно так же, как без ее бизнес-партнера, соучастникам «темных дел» и некогда любимого супруга Рахата Алиева, печальную историю которого мы поведали в прошлый раз. Речь о Дариге Назарбаевой, которая максимально приблизилась к заветному посту и довольно долго возглавляла рейтинг претендентов на роль преемника своего отца.

Историк-телевизионщик

В принципе, если говорить о трудовой карьере нашей сегодняшней героини, то важнее будут те посты, которые она занимала и с которых скандально уходила в последние полтора десятка лет. Но коли уж мы начали освещать биографии «конкурентов первого президента», то вкратце расскажем и о ней. Из официального, конечно.

Родилась Дарига Назарбаева 7 мая 1963 года в Темиртау, куда за пять лет до этого по комсомольской путевке сбежал Нурсултан Абишевич, а к моменту создания первой семьи успел отучиться в украинском Днепродзержинске (там у него тоже любовь была). В общем, родилась она в семье обычного рабочего, трудившегося на тот момент на металлургическом комбинате (вроде бы, уже газовщиком к тому моменту). Зато к совершеннолетию Дариги ее отец уже был секретарем ЦК Компартии Казахской ССР, и она должна была соответствовать такой должности.

Тут уже собственные желания должны были соответствовать желаниям родителей, и вместо того, чтобы стать певицей, она вынуждена была выбрать что-то более престижное. Так Дарига поступила в Московский государственный университет имени Ломоносова – на истфак. Правда, МГУ она не закончила и последние два года доучивалась в нашем КазГУ имени Кирова – как раз в это время она вышла замуж за сына министра здравоохранения КазССР Мухтара Алиева – Рахата. Затем, после рождения старшего сына в 1985 году, все-таки вернулась в столицу страны (СССР) – сначала стажером-исследователем, а потом аспирантом все того же истфака МГУ. Вплоть до 1990 года, пока папа не стал президентом КазССР.

В соответствии с новым положением и модой тех времен она вместе с мамой занялась благотворительностью, через какое-то время став вице-президентом Фонда «Бобек» (Сара Алпысовна его возглавляла). Попутно были кое-какие дела и делишки, о которых непринято упоминать в привычной биографии – надо было что-то более грандиозное и официальное. Так в 1994 году Дарига Назарбаева «влетает» в прессу, став для разминки вице-президентом Республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана», а потом президентом Национального телевизионного информационного агентства «Хабар», в которое изначально вливались (да и сейчас вливаются) огромные бюджетные средства и которое с тех пор и навсегда будет ассоциироваться с ее именем.

Поддерживая папу

Про «Хабар» и в целом про медиаимперию Назарбаевой-Алиева можно говорить много, но мы подчеркнем лишь главное – это было некое совмещение приятного с полезным. Полезное – для Назарбаева крайне важна была информационная безопасность своего режима, которую должна была обеспечивать сеть СМИ – во всех сферах и направлениях. В принципе, это неплохо получалось, за что окружение Дариги Нурсултановны и она сама (до определенного времени вместе с Рахатом Мухтаровичем) получала очень приятные дивиденды. Часть из них уходила за рубеж.

Были и другие коммерческие успехи – в основном через монополизацию рынка. Это и рекламный бизнес, и нефтегазовый, и контроль за импортом-экспортом, и, конечно же, финансовый, включая «Нурбанк». Все это было финансовой подушкой и средством для достижения политических целей. Для этого также использовался и «культурный фронт» – выступления на сцене (она все-таки осуществила свою мечту и начала петь), поддержка проектов в сфере искусства и т.д. – так «возвеличивался» образ Дариги Назарбаевой, то как мецената, то как «сверхновой звезды» оперной сцены, то хорошей матери. Отдельно следует обратить внимание на две вещи – это возведение в культ царицы массагетов Томирис и внушение публике, что знаменитый Золотой человек из Иссыкского кургана на самом деле был (была) сакской царевной. Все это проделывалось для того, чтобы внести изменения и дополнения в восточный менталитет, доказав на исторической практике, что казахами вполне может управлять женщина.

Реальные политические шаги Назарбаева стала делать в октябре 2002-го, когда Нурсултан Абишевич немного остыл от проделок ее мужа. Тогда был организован блок молодежных организаций «Выбор молодых», председателем попечительского совета которого она стала. А ровно через год была образована Республиканская политическая партия «Асар», которая на выборах 2004 года заняла третье место, вытеснив по возложенным на нее обязанностям Демократическую партию Казахстана «Ак жол» с блоком КПК-ДВК (Коммунистическая партия Казахстана – «Демократический выбор Казахстана») заодно. Так Дарига Назарбаева впервые попадает в парламент, где через какое-то время образовывается фракция «Аймак», куда вошли аж 36 депутатов, включая 8 сенаторов.

Таким образом наша героиня не только начала потихоньку удовлетворять свои политические амбиции, но и укреплять свой клан (в финансовом плане ее империя тоже расширялась и укреплялась с каждым годом). Правда, все это она делала под видом «поддержать папу», но летом 2006 года, после убийства Алтынбека Сарсенбаева и серьезного внутриполитического кризиса, папа решил, что поддержка нужна изнутри, слив «Асар» (и некоторые другие партии) в Народно-демократическую партию «Отан», которая получила приставку «Нур».

Тогда стал потихоньку реализовываться проект по политическому доминированию партии власти, превращавший ее в правящую партию. Роль Дариги Назарбаевой в политсовете увеличивалась, а ее позиция в партии могла «вытолкнуть» ее в руководство правительством. Но тут Рахат Алиев «накосячил» с топ-менеджерами своего банка. Пришлось много оправдываться, но в итоге Назарбаева вместе со старшим сыном укрепили позиции в «Нурбанке», и летом 2007-го она покидает парламент вместе с его роспуском, довольствуясь ролью президента Фонда первого президента РК.

Прерванный полет

Следующие пять лет Дарига Нурсултановна в политику прямо не лезла, но свои люди там у нее были – и в правительстве, и в парламенте, и в акиматах – это не секрет. Но настала пора подготовки реализации транзитного периода, и без нее уже было не обойтись. В общем, в январе 2012 года она вновь попадает в мажилис через партийный список «Нур Отана», сразу же возглавив комитет по социально-экономическому развитию – нужно было реанимировать роль заботливой мамы всех казахстанев. Через два года она единогласно (кто бы сомневался) избирается вице-спикером, одновременно возглавив парламентскую фракцию папиной партии.

Все ждали, когда подвернется удобный случай, чтобы посадить ее председателем нижней палаты парламента, но в сентябре 2015-го Назарбаева неожиданно становится вице-премьером РК, и на этой должности развивает бурную деятельность – чтобы стать узнаваемой и той, которая радеет за нужды простых казахстанцев. Чтобы этого достичь, видимо, «хватило» одного года, и Дарига Нурсултановна направляется на работу в сенат. Некоторые подумали, что тогда немного качнулось кресло его, сената, спикера – Токаева, но он там отсидел положенный срок – вплоть до того, как Нурсултан Абишевич «неожиданно» оставил свой пост, который по Конституции перешел Касым-Жомарту Кемелевичу.

В кресле спикера сената, в отличие от практически всех своих предшественников, Назарбаева развила кипучую деятельность. Особо она проявила себя весной 2020 года, сделав сразу несколько интересных заявлений. Во-первых, спикер сената пригрозила правительству Мамина, что верхняя палата не примет его отчет об исполнении бюджета, что теоретически могло привести к вынесению вотума недоверия кабмину и его отставке. Во-вторых, как бы между прочим она вдруг предложила оставить в больших городах войска и их блокпосты после отмены режима ЧС и карантина (помните, что тогда была пандемия?). В-третьих, что наиболее важно и интригующе, Дарига Назарбаева, как второе лицо в государстве, подала запрос в Конституционный совет, касающийся тех или иных возможностей парламентариев.

Однако ответа она не дождалась – в начале мая президент Токаев неожиданно (и, как отмечалось, очень законно) снимает ее с должности и лишает сенаторского значка. Одни тогда вздохнули спокойно, другие – напряглись, а третьи задумались – что это все значит? Конечно, сейчас, спустя время и после Кантара, появляются другие мысли, но тогда, напомним, многие заявляли, что Токаев является промежуточным президентом, который по тем или иным причинам не досидит свой срок, и его место должна занять Дарига Назарбаева. Ну, или Самат Абиш.

В принципе, эта версия вполне могла иметь место, учитывая, что перед уходом ее отец провел очередную конституционную реформу «с целью перераспределения ветвей власти», и по ней особое место в иерархии мог занять не президент, а глава правящей партии и (или) премьер-министр. На первую должность наша героиня вполне подходила. Что касается пророчеств ее «назначения» президентом, то об этом твердили многие, причем даже агрессивно и безапелляционно. Такой вариант, возможно, рассматривался, но елбасы мог переиграть, заодно не сдав «своего» Мамина. В любом случае, как ни странно, но фигура Дариги Назарбаевой считалась акординскими аналитиками «удовлетворительной» и даже компромиссной – ко всему прочему, она была предсказуема и четко знала, за какие флажки не стоит переходить.

С другой стороны, все это вполне мог быть для отвода глаз. В таком случае уже по-другому следует рассматривать то, что произошло в январе 2022 года, а также предшествовавшие ему события, и, естественно, последние. Но это, как говорится, уже совершенно другая история, хотя и очень подходящая по смыслу к нашей рубрике.

Максат Нурпеисов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *