Невтяной калейдоскоп
Поддержать

Невтяной калейдоскоп

Ярослав Разумов


Ну, например: известно, что сегодня среди основных участников мирового нефтяного рынка, определяющих его состояние и перспективы, – Соединенные Штаты и Юго-Восточная Азия, включающая в себя Китай и Японию. Так это было с самого начала наступления «Эры нефти», с конца позапрошлого века. Только сегодня обе страны выступают крупнейшими импортерами ее, что во многом определяет уровень мировых цен. А сто лет назад и чуть более того «картинка в калейдоскопе» была иной, хотя и с теми же составляющими – американцы поставляли нефть в Ост-Индию, Китай и Японию и радовались растущим объемам продаж. «Восемь-десять лет тому назад нефти доставлялось очень мало на восток и юг Азии; ныне потребление нефти там быстро увеличивается. В 1872 году в Японию не привозили вовсе нефти, а в 1876 году ее туда уже было доставлено 2 550 000 галлонов ( = 212 500 ведер)», писал знавший все в ту эпоху журнал «Нива» (No 13, 1882 год). Кажется, в привычных нам сегодняшних единицах измерения нефти можно выразить это количество примерно как 2613 тонн. Можно добавить, что население Японии в то время исчислялось, по данным крупнейшего географа конца XIX века Реклю, примерно 40 млн. человек. Хотя высчитывать такой показатель, как потребление нефти на душу населения, для той эпохи еще совершенно некорректно – большинство населения в очень многих странах еще понятия не имело о нефти или керосине. Да и если рассчитывать, все равно окажется, что потребление нефти на японскую душу было больше, чем на китайскую, – в Ост-Индию и Китай вместе взятые Америка в 1871 году поставляла 550 000 галлонов, а в 1875 году – 6 600 000 галлонов нефти. Тоже в физическом объеме совсем немного, но – темпы роста! В двенадцать раз за четыре года! Вот уже когда Юго-Восточная Азия заявляла о своем потенциале крупнейшего потребителя энергоресурсов в мире. «Ничто так не способствует распространению полезного материала, как низкие на него цены», – завершал автор статью в журнале в 1882 году. Сегодня же видно, что и сверхвысокие цены не снижают потребность в «материале», если он действительно полезен.
Кстати, об энергоресурсах. Даже сейчас при упоминании этого термина не сразу вспомнишь, что кроме нефти и газа есть еще уголь, торф… А начиналось все с забытых за последний век дров. Вот на чем поднялась вся человеческая цивилизация. Но нефть не сразу вытеснила дрова, некоторое время самый современный и самый архаичный виды топлива сосуществовали в мировой экономике. Она словно не ворвалась в экономическую и технологическую жизнь человечества, а как бы постепенно в нее вливалась, обволакивая собой технический прогресс, чтобы уже менее чем через сто лет сделать людей абсолютно зависимыми от себя. Возвращаясь к дровам, можно сказать, что, например, тот же Китай помимо нефти закупал их в Америке. «Пекин находит более выгодным… ввозить дрова из Калифорнии через Шанхайский порт» (Э. Реклю, «Земля и люди. Всеобщая география», т 7., СПб, 1900). Хотя в Китае издавна знали разные способы проведения энергетической «политики» на микроуровне, что в итоге, сливаясь на национальном масштабе, давало, наверное, изрядный экономический эффект. Например, все знают про китайских кули, но мало известно, что те широко использовали практику подъема парусов на своих тачках при благоприятном ветре. Делали то же и на санях при зимних перевозках. Таким образом, огромный народ, еще сам того не осознавая, формировал опыт национальной политики энергосбережения.
Говоря о дровах, надо заметить, что очень большую роль играли они в энергообеспечении Османской Империи. В 1904 году Военно-статистический отдел Главного штаба российской армии издал под грифом «Секретно» книгу штабс-капитана В. Семенова «Поездка в Малую Азию», содержавшую подробнейший анализ состояния железных дорог Турции. В ней, в частности, указаны объемы перевозки по ним керосина и дров в 1899 году: 3300 тонн и 2102 тонны соответственно. Как видим, объемы еще оставались сопоставимы на грани XIX и XX веков (страшно представить, как выглядела тогда безопасность перевозок: керосин возили в металлических флягах – случайная искра при ударе – а рядом вагоны с дровами!). А ведь это было в Турции, имевшей и свои источники нефтедобычи, и рядом – российский Кавказ, главную «нефтяную житницу» России. То есть насыщенность керосином внутреннего рынка Турции явно была больше, чем у многих других стран того времени.
Вернемся к «эффекту нефтяного исторического калейдоскопа». Известно, что в последние годы на второе место в мире по объемам экспорта нефти вышла Российская Федерация. В этом определенное повторение пути Российской империи. Вот цитата из книги экономиста Станислава Гулишамбарова «Всемирная торговля в XIX веке и участие в ней России» (СПб, 1898 г.):
«Нефтяная промышленность до последнего времени сосредотачивалась исключительно в Соединенных Штатах и в России, но теперь к ним присоединились еще голландские владения в Азии, где добыча нефти быстро растет. Добыча нефти в Америке определялась в 480 млн. пудов (в 961 тыс. баррелей); в России… в 411 млн. пудов, в голландских владениях в Азии в 3,346 тыс. пудов (в 1895 г.), в Австро-Венгрии в 8,174 тыс. пудов и др.», как видит читатель, в те времена еще не было даже единой, общепринятой, системы единиц для измерения объемов нефти. Использовались единицы и веса (пуды), и объема (галлоны, ведра), причем из разных национальных систем измерения. Кстати, здесь же порой проявляется разнобой в статистических оценках. Это в какой-то мере отражает наряду с упомянутым выше спросом на дрова тот путь, по которому нефть шла к сегодняшнему статусу «королевы мировой экономики». Но рынок есть рынок: уже тогда на ней начинали обогащаться все, кому не лень. Например, железнодорожники. Судя по сообщениям старой прессы, именно они подтолкнули к реализации идею создания нефтепроводов. Журнал «Нива» (¹ 50, 1882 г.) так писал об этом:
«Высокие железнодорожные тарифы Соединенных Штатов привели «Нефтяную компанию» к необходимости устроить доставку нефти с помощью подземного хода в 500 с лишним верст, соединяющего нефтяные источники с морем. Подземные трубы имеют 15 сантиметров (около 3 ½ вершков) в диаметре и могут выдерживать давление в 50 атмосфер. Все заведение, устроенное с этой целью и законченное в прошлом 1881 году стоило более 10 млн. франков (мировой финансовый эквивалент конца XIX века. – Я.Р.). Если прибавить к этому стоимость постройки резервуаров и насосов, то получится почтенная сумма в 16 млн. франков». То есть толчок для развития одного технического направления дала растущая жадность воротил другого.
В том же году журнал «Нива» приводил статистику мирового потребления нефти. Всего-то ежедневно ее потреблялось в начале 1880-х годов около 44 тыс. бочек (то есть, видимо, баррелей). То есть примерно 10% от всего годового объема добычи нефти, что в последние годы дает Казахстан! «Биржевые обороты нефтью достигают в Америке баснословных размеров!», сообщала пресса. Тем не менее уже тогда обозначились некоторые проблемы, которые и сейчас звучат как очень актуальные. Например, выработанность наиболее продуктивных слоев и вызванный этим экономический кризис. «Почти во всей Пенсильвании работы по добыче нефти производятся при помощи насосов и других дорогостоящих приспособлений, поэтому-то пенсильванские источники совершенно опустели; дома, постройка которых стоила 8 тыс. долларов, продаются теперь по 1 тыс., и все дело рушится», писал журнал. В это же время оставались в Америке нефтедобывающие регионы, где «нефть в большом количестве вытекает сама». Этому факту в «историческом нефтяном калейдоскопе» прямых аналогий не найти, но если смотреть в перспективу, то приходится и сегодня время от времени слышать о грядущей исчерпаемости многих месторождений, в том числе и в Казахстане.
Как и сегодня, люди уже более ста лет назад искали возможности обеспечить технический и технологический прогресс на «альтернативных» источниках. «В официальной пекинской газете напечатан императорский декрет, приблизительно следующего содержания: «Ведомство цензора довело до нашего содержания, что вице-губернатор провинции Анхой изобрел судно, двигающееся без посредства пара. Мы повелеваем ассигновать недостающую сумму для достройки судна…». Неизвестно, конечно, как разошлись эти средства, выделенные императором Китая на благое дело, но серьезной альтернативы нефти, как известно, до сих пор не найдено. Этим и заканчивается главный круг узоров на историческом нефтяном калейдоскопе.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *